об оспаривании решения жилищной комиссии об октазе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 сентября 2010 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием прокурора Ивановой Е.С., истца Сергеева П.С., третьего лица на стороне истца - Бамбиной О.П. представителей: администрации Ленинского района г. Чебоксары - Карягиной О.В., администрации г. Чебоксары - Яковлевой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары о признании решения администрации Ленинского района г. Чебоксары об отказе в признании Сергеева ФИО12 нуждающимся в жилом помещении незаконным и о возложении обязанности поставить в очередь нуждающихся в жилом помещении с момента обращения,

установил:

Заместитель прокурора Ленинского района г. Чебоксары, мотивируя свое право на обращение в суд ссылкой на положения ст. 10 ГК РФ разумность и добросовестность действий истца предполагается.

Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства, а также на положения п.2 ч.3статьи 23.2 Закона РФ «О ветеранах» просит признать решение администрации Ленинского района г. Чебоксары от 25 марта 2010 года об отказе в признании Сергеева П.С. нуждающимся в жилом помещении незаконным и возложить на администрацию Ленинского района г. Чебоксары обязанности поставить Сергеева П.С. в очередь нуждающихся в жилом помещении с дата года

Прокурор Иванова Е.С. в судебном заседании данный иск поддержала по изложенным в нем основаниям, и вновь привела их суду, пояснив также, что жилищными органами администрации Ленинского района г. Чебоксары при рассмотрении заявления о постановке на учет неправильно истолкованы нормы ст. 53 ЖК РФ, что привело к нарушению жилищных прав истца. С учетом имеющейся на праве собственности у истца и членов его семьи жилой площади, их обеспеченность общей площадью жилого помещения ниже установленной по г. Чебоксары учетной нормы.

В судебном заседании истец поддержал данный иск, пояснив суду, что его дочь - Бамбина О.П. проживает на занимаемой ими жилплощади фактически с рождения, была зарегистрирована в нем постоянно до дата года, затем зарегистрировалась по месту жительства мужа, но большую часть времени проживала с детьми в адрес вместе с ним в адрес, где является собственником ------ доли в праве. Поэтому ее повторная регистрация в данной квартире не может быть признана намеренным ухудшением жилищных условий.

Бамбина О.П., участвующая в данном споре в качестве третьего лица на стороне истца, иск поддержала, пояснив суду, что несмотря на то, что она в адрес была зарегистрирована в дата году, но большую часть времени она проживала вместе с детьми в адрес в квартире по адрес, где была участником приватизации и является собственником ------ доли в праве, поэтому те обстоятельства, что она вновь зарегистрировалась на своей жилплощади, не могут служить основанием для признания действий истца умышленным ухудшением жилищных условий.

Карягина О., представляющая интересы администрации Ленинского района г. Чебоксары, иск не признала, пояснив суду, что с момента вселения Бамбиной О.П. на жилплощадь истца не истек установленный ст. 53 ЖК РФ срок. Наличие указанных обстоятельств послужило основанием для отказа в постановке истицы в очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении. С учетом положений ч. 2 ст. 51 ЖК РФ обеспеченность истца и членов его семьи общей площадью жилого помещения ниже учетной нормы, установленной нормы в г. Чебоксары, что администрацией Ленинского района не оспаривается.

Яковлева М.Ю., представляющая интересы администрации г. Чебоксары, иск не признала и пояснила суду, что муниципальное образование не имеет заинтересованности в разрешении данного спора, поэтому оставляет его разрешение на усмотрение суда.

Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР, Министерство здравоохранения и социального развития ЧР представили письменные отзыв и заявления о разрешении данного спора без участия их представителей.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что данный иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Данный иск подан в защиту жилищных прав истца, что соответствует требованиям ст. 45 ГПК РФ.

Конкретизируя конституционное право граждан на жилище (ст. 40), законодатель в нормах жилищного законодательства устанавливает условия и порядок его реализации.

Так, с введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего (ч.2 ст. 49 ЖК РФ) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).

Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которым защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права.

Применительно к спорной правовой ситуации прокурор, полагая, что отказом в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении нарушены жилищные права истца, обратился с требованием о защите нарушенного права в порядке, определенном для искового производства, определив тем самым способ защиты нарушенного права и ответную сторону. При этом сторона истца обосновывает свое право состоять в очереди на улучшение жилищных условий по одному основанию: как лицо, имеющее право на меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», т.е. отнесением его к специально указанной в федеральном законе категории граждан.

В комплексе социальных мер, предоставляемых государством в качестве социальных гарантий, предоставление жилого помещения по договору социального найма является не единственным способом улучшения жилищных условий граждан. Основания и порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, определение порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма отнесены к компетенции Российской Федерации (ч.ч. 3, 4 ст. 12 ЖК РФ). К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 7 ст. 13, ст. 49 Кодекса).

Устанавливая в Федеральном законе «О ветеранах» меры социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, федеральный законодатель в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 и в ст. 4 названного закона определил круг лиц, относящихся к ветеранам, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны.

Согласно материалам дела, истец является инвалидом Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 14 Закона РФ «О ветеранах».

Из положений п. 4 ст. 14 названного закона в ред. Федерального закона от 06.05.2010 № 79-ФЗ следует, что инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Данная мера социальной поддержки предоставляется им один раз и реализация данного права не зависит от их имущественного положения.

Таким образом, инвалиды Великой Отечественной войны отнесены к специально указанной в федеральном законе категории граждан и их право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, предусмотренное подпунктом 4 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» может быть реализовано только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил. Применительно к данному спору жилищное законодательство не предусматривает иного способа решения жилищной проблемы, поэтому льготное обеспечение жильем должно производиться с соблюдением установленного жилищным законодательством общего принципа нуждаемости в жилом помещении.

Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.

Так, согласно ст. 56 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что дата истец обратился к ответчику с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со ссылкой на наличие у него права на государственную поддержку в соответствии с Постановлением Кабинета Министров ЧР от 12.01.2006 № 2, представив необходимый пакет документов, что ответчиком не оспаривается.

Из содержания искового заявления и обжалуемого решения следует, что истцу было отказано в принятии на учет по тем основаниям, что им были представлены документы, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 2 ст. 54 ЖК РФ), а также ввиду наличия обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий (п.3 ст. 54 ЖК РФ).

В данном споре выводы ответчика о наличии обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий, суд считает неправомерными, а решение об отказе в постановке на учет незаконным.

Так, согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Действительно, вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов) подпунктом «в» пункта 12 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года № 63, которые в силу ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации по аналогии могут применяться к иным сходным правоотношениям, признается действием, повлекшим ухудшение жилищных условий, совершаемым для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты.

Между тем, в адрес, дочь истца Бамбина О.П. является собственником ------ доли в праве.

Согласно ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением; гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.

Положениями ст. 30 ЖК РФ также предусмотрено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.

Учитывая гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также закрепленные в нормах гражданского и жилищного законодательства полномочия собственника жилого помещения, Бамбина О.П., реализуя названные права и полномочия вправе была вселиться в жилое помещение по месту жительства истца вместе со своими несовершеннолетними детьми без согласия иных участников общей долевой собственности, в том числе и истца.

Закрепляя общий принцип распределения обязанности по доказыванию, законодатель в части 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено в законе. Таким образом, сторона ответчика, утверждая о недобросовестности действий истца, должна представить суду доказательства, объективно свидетельствующие о наличии указанных обстоятельств. Однако таких доказательств суду не представлено. Учитывая, что стороны имели равные возможности по представлению доказательств, суд при разрешении данного спора исходил из имеющихся в материалах дела доказательств. С учетом изложенного, оснований признать, что в результате вселения Бамбиной О.П. истец совершил намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий и тем самым допустил злоупотребление правом, у суда не имеется.

Суд также считает несостоятельными и выводы ответчика об обеспеченности истца общей площадью жилого помещения выше установленной по г. Чебоксары учетной нормы.

Согласно п.2 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно положениям части 5 статьи 15 Кодекса общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Как следует из фактических обстоятельств дела, адрес является предметом общей долевой собственности истца, его жены - ФИО8 и двух дочерей - ФИО9 и Бамбиной О.П. по ------ доле каждому. адрес жилого помещения в названной квартире, согласно данным технического паспорта, ------ кв. м.

Судом также установлено, что Бамбиной О.П. на праве собственности принадлежит ------ доля в праве собственности на адрес, общей площадью жилого помещения по техпаспорту ------ кв. м.

В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации и, исходя из достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Постановлением главы администрации г. Чебоксары ЧР от 15.04.2005 № 129 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» с 1 марта 2005 года по г. Чебоксары Чувашской Республики учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14,5 кв. м общей площади жилья на человека.

Семья истца в настоящее время, согласно материалам дела, состоит из шести человек. Доказательств иного, ответчиком не представлено.

Таким образом, минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (учетная норма), в спорной правовой ситуации не должен превышать 87 кв. м. (14,5 х 6).

По смыслу ч.2 ст. 51 ЖК РФ обеспеченность истца и членов его семьи общей площадью жилого помещения, должна рассчитываться как сумма имеющихся в его собственности и собственности членов его семьи площади жилых помещений. Иного порядка определения суммарной жилой площади, при установлении нуждаемости в жилом помещении в целях постановки в очередь на получение жилья, действующим жилищным законодательством не предусмотрено. С учетом этого суммарная площадь указанных ч. 2 ст. 51 ЖК РФ жилых помещений составляет ------ кв. м., где ------ кв. м. - площадь жилого помещения в адрес и ------ кв. м. доля Бамбиной О.П. в адрес. В расчете на одного человека обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет ------ кв. м., что ниже достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, установленного в г. Чебоксары.

Таким образом, сделанные жилищной комиссией выводы об обеспеченности истца общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы и об отсутствии нуждаемости в жилом помещении, не могут быть признаны обоснованными, а решение администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата об отказе в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении законным.

Ввиду того, что жилищными органами администрации Ленинского района г. Чебоксары при рассмотрении заявления истца были неправильно истолкованы нормы материального права, что привело к нарушению его жилищных прав, требование о восстановлении нарушенного права путем постановке в очередь с момента обращения, заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

Признать решение администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата года об отказе в признании Сергеева ФИО14 нуждающимся в жилом помещении незаконным.

Обязать администрацию Ленинского района г. Чебоксары поставить Сергеева ФИО13 в очередь нуждающихся в жилом помещении по категории лиц, имеющих право на государственную поддержку в соответствии с Постановлением Кабинета Министров ЧР от 12.01.2006 № 2 с момента обращения, т.е. с дата года.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Т.П. Ермолаева