решение по делу



Дело № 2-3373/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 сентября 2010 г. г. Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кудряшовой Н.Н.,

при секретаре Анисимовой И.Ю.,

с участием представителя истца Аркадьева В.И.,

представителей ответчика Ефремова А.В. и Харченко Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова Геннадия Германовича к Военному комиссариату Чувашской Республики об обязании выплачивать надбавку за уход в соответствии с п. «а» ст.17 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и в соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2008 г. №774 «О дополнительных мерах социальной поддержки, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами», взыскании расходов за услуги представителя в размере 2 500 руб.,

у с т а н о в и л :

Семенов Г.Г., являющийся инвалидом ------, обратился в суд с иском по месту пенсионного учета к Военному комиссариату Чувашской Республики об обязании выплачивать надбавку за уход в соответствии с п. «а» ст.17 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и в соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2008 г. №774 «О дополнительных мерах социальной поддержки, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами», взыскании расходов за услуги представителя в размере 2 500 руб..

В обоснование своих требований Семенов Г.Г. указал, что пунктом «а» ст.17 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусмотрено, что пенсионерам, являющимся инвалидами ------ начисляется надбавка на уход за ними в размере 100 процентов расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст. 46 настоящего Закона. Кроме этого, Указом Президента РФ от 13.05.2008 №774 «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами» с 1 июля 2008 г. установлена ежемесячная компенсационная выплата в размере 1 200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы. Однако, Военный комиссариат ЧР отказывается выплачивать ему указанные компенсации, ссылаясь на то, что он не является инвалидом 1 группы. Отказ ответчика считает неправомерным, так как п.4 ст.37 ФЗ от 24.07.2009 №213-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» приравнял инвалидов 2 группы, имеющих ограничения способности к трудовой деятельности III степени к инвалидам 1 группы без проведения дополнительного переосвидетельствования. При таких обстоятельствах считает, что он вправе получать от ответчика все выплаты как инвалид ------ без прохождения дополнительного переосвидетельствования. В связи с тем, что для защиты своих прав он обратился за юридической помощью, просит в соответствии со ст.ст.98 и 100 ГПК РФ возместить ему расходы по оплате услуг представителя в размере 2 500 руб.

Истец, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, к исковому заявлению приложил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца Аркадьев В.И. требования Семенова Г.Г. поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика Ефремов А.В. и Харченко Т.Н. требования истца считают не обоснованными, поскольку в Указе Президента РФ от 13.05.2008 №774 «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами» речь идет о компенсационном характере выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, а не о дополнительных выплатах инвалидам. Данный вывод подтвержден решением Верховного Суда РФ от 4 февраля 2008 г. №ГКПИ07-1416, которым установлено отсутствие противоречия в ст.9 ФЗ от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», которая вопросы осуществления ежемесячных компенсационных выплат, установленных Указом Президента РФ, не регулирует. Истец может в досудебном порядке обратиться в МСЭК за получением необходимого ему заключения о том, что он нуждается в постоянном постороннем уходе, либо получить заключение лечебного учреждения о том, что он является престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Такое заключение МСЭК не требуется только инвалидам I группы, которые по характеру заболевания и степени утраты профессиональной трудоспособности нуждаются в постоянном постороннем уходе (или надзоре). Ежемесячную надбавку к пенсии на уход инвалиду № в соответствии с п. «а» ст.17 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 истец получает в размере 2 787 руб., что подтверждается его пенсионным делом.

Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.

Из исследованного судом личного дела №БЧ-15905, удостоверения Сер.А №145286, выданного ВК ЧР 4 января 1994 г., выписки из лицевого счета №12700-376316, судом установлено, что Семенов Г.Г., ------ является пенсионером Министерства обороны РФ и состоит на пенсионном учете в Военном комиссариате Чувашской Республики. Его пенсия переназначена с 1 июля 2010 г. бессрочно ------ и составляет 11 251 руб.19 коп., а с 1 сентября 2010 г. она составляет в размере 12 011 руб.19 коп. с учетом ежемесячной доплаты в размере 1 000 руб. (вместо 240 руб.) по Указу Президента РФ №1091. В ежемесячный размер пенсии ФИО7 также включена надбавка на уход инвалиду П группы в сумме 2 787 руб..

В соответствии с п.«а» ст.17 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» к пенсии за выслугу лет начисляются надбавки пенсионерам, являющимся инвалидами I группы или инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, либо достигшим 80-летнего возраста, - на уход за ними в размере 100% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 Закона, т.е. размера (минимальной) социальной пенсии, предусмотренной подп.1 п.1 ст.18 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в 2 562 рубля в месяц, которые пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.

Таким образом, доводы истца о том, что ему не выплачивается указанная ежемесячная надбавка к пенсии не соответствует действительности.

Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 года №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» с 1 января 2007 года установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 500 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (п.1).

Пунктом 3 Указа Правительству РФ поручено определить источники финансирования предусмотренных п.1 Указа компенсационных выплат и порядок их осуществления.

Во исполнение данного поручения Правительство РФ Постановлением от 4 июня 2007 года №343 утвердило Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, в подп. «в» п.6 которых предусмотрено, что для назначения компенсационной выплаты предоставляется справка органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась. В соответствии с подпунктом «в» п.9 Правил осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае назначения лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера.

Указом Президента РФ №774 внесены изменения в Указ №1455, и с 1 июля 2008 г. ежемесячная компенсационная выплата устанавливается в размере 1200 руб. неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет. Для назначения компенсационной выплаты представляются: а) заявление лица, осуществляющего уход, с указанием даты начала ухода и своего места жительства; б) заявление нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним ухода конкретным лицом; в) справка органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась; г) справка органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице; д) справка об инвалидности; е) заключение лечебного учреждения о нуждаемости престарелого гражданина в постоянном постороннем уходе. Одновременно предъявляются паспорт и трудовая книжка лица, осуществляющего уход, а также трудовая книжка нетрудоспособного гражданина.

Компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлением и всеми необходимыми документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Принцип назначения - заявительный.

Таким образом, право на получение компенсационных выплат имеют только те лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, которые являются неработающими и трудоспособными, а именно граждане, способные к труду, но оставившие работу ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющие вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка либо пенсии (пособия). Указом Президента РФ предусмотрено право на компенсационную выплату лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, а не дополнительная выплата.

В соответствии с п.3 ст.3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными гражданами (нетрудоспособными, которые не имеют работы или заработка) не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости, в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная п.2 ст.32 Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

Таким образом, указанные выплаты носят компенсационный характер и направлены на улучшение уровня жизни тех пенсионеров, которые в силу своего здоровья не в состоянии вести нормальный уровень жизни. Если истец не является инвалидом 1 группы, не достиг возраста 80-ти лет, и у него отсутствуют необходимые документы, указывающие на необходимость постоянного постороннего ухода за ним, то оснований для вышеуказанной компенсационной выплаты лицу, осуществляемому уход (неработающему, но трудоспособному), не имеется.

Судом установлено, что истец в настоящее время не относится к категории указанных лиц, так как является инвалидом ------ имеет возраст ------, в настоящее время ни ответчику, ни суду не представил документов, указывающих на необходимость постоянного постороннего ухода за ним. Следовательно, его требования об обязании ответчика выплачивать надбавку за уход в соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2008 г. №774 «О дополнительных мерах социальной поддержки, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами» не основаны на законе.

Доводы же истца о том, что он имеет право на указанные компенсационные выплаты на основании п.4 ст.37 ФЗ от 24 июля 2009 г.№ 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в связи с тем, что данный ФЗ приравнял инвалидов П группы, имеющих ограничения способности к трудовой деятельности Ш степени к инвалидам 1 группы без проведения дополнительного переосвидетельствования, являются не обоснованными, так как законодатель указанных лиц приравнял к инвалидам 1 группы без проведения дополнительного переосвидетельствования лишь по вопросам установления им размеров пенсий, ежемесячных денежных выплат, а также по вопросам предоставления мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, оказываемой в виде набора социальных услуг, а не по ежемесячным компенсационным выплатам в размере 1200 руб., выплачиваемым трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, нуждающимся в постоянном постороннем уходе.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

Согласно ст.100 ГПК РФ, в связи с отказом Семенову Г.Г. в удовлетворении основных требований не подлежит удовлетворению и производное от них требование о взыскании расходов по оплате юридических услуг в размере 2 500 руб..

Руководствуясь ст.199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Семенова Геннадия Германовича к Военному комиссариату Чувашской Республики об обязании выплачивать ему надбавку за уход в соответствии с п. «а» ст.17 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и в соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2008 г. №774 «О дополнительных мерах социальной поддержки, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами», взыскании расходов за услуги представителя в размере 2 500 руб., отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Чебоксары с момента составления мотивированного решения.

Судья:

Мотивированное решение составлено 29 сентября 2010 г.

Решение не вступило в законную силу.