Гр.дело № 2-379/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
6 октября 2010 года г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Юркиной И.В.,
при секретаре судебного заседания Петровой Н.В.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Чебоксары Калининой Е.В.,
с участием ответчицы Лаврентьевой Г.А. и ее представителя Козлова А.Н., действующего на основании письменного заявления, представителя третьего лица администрации г.Чебоксары Журиной О.А., действующей на основании доверенности от 30 декабря 2008 года № 29/01-5639,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Ленинского района г.Чебоксары к Лаврентьевой ------ о расторжении договора найма жилого помещения, выселении из жилого помещения в связи с предоставлением другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета, по встречному иску Лаврентьевой ------ к администрации Ленинского района г.Чебоксары о признании незаконным постановления администрации Ленинского района г.Чебоксары от 17 марта 2009 года № 208 «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма Лаврентьевой Г.А. в связи со сносом дома»,
у с т а н о в и л:
Администрация Ленинского района г.Чебоксары обратилась в суд с иском с учетом внесенных уточнений к Лаврентьевой Г.А. о расторжении договора найма жилого помещения, выселении из жилого помещения в связи с предоставлением другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Распоряжением администрации г.Чебоксары от 9 февраля 2009 года № 447-р «О переселении жильцов из ветхого жилого дома № 8 по ул.Б.Хмельницкого», принятым во исполнение решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14 июля 2005 года № 1684 «Об утверждении программы «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда г.Чебоксары в 2006 - 2010 годах», на администрацию Ленинского района г.Чебоксары возложена обязанность по переселению жильцов дома адрес в благоустроенные жилые помещения. Во исполнение данного распоряжения и согласно письму администрации г.Чебоксары от 4 февраля 2009 года № 29/02-496 о передаче жилых помещений администрацией Ленинского района г.Чебоксары 17 марта 2009 года принято постановление № 208 о предоставлении ответчице однокомнатной квартиры адрес общей площадью ------ кв.м. с условием освобождения занимаемого жилого помещения.
В иске указано, что предоставляемое жилое помещение соответствует требованиям статей 86-89 ЖК РФ, в связи с чем наличие в нем кухни-ниши не свидетельствует о неблагоустроенности жилого помещения, так как строительными нормами и правилами допускается проектирование кухни-ниши в однокомнатных квартирах. Кроме того, поскольку жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи со сносом дома, то предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным ранее занимаемому жилому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения составляет ------ кв.м., что больше общей площади ранее занимаемого ответчицей жилого помещения, равной ------ кв.м. При этом ответчица сохраняет право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилой площади. Однако ответчица отказывается переселяться и до настоящего времени проживает в квартире адрес
Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства и на положения статей 15, 85, 86, 89 ЖК РФ, пункта 31 Правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, администрация Ленинского района г.Чебоксары просит:
1) расторгнуть с ответчицей Лаврентьевой Г.А. договор социального найма жилого помещения в квартире адрес в связи со сносом дома и предоставлением другого жилого помещения;
2) выселить ответчицу Лаврентьеву Г.А. из квартиры адрес с предоставлением жилого помещения в квартире адрес;
3) обязать отдел Управления Федеральной миграционной службы по Чувашской республике в Ленинском районе г.Чебоксары снять ответчицу Лаврентьеву Г.А. с регистрационного учета в квартире адрес (л.д. 185 том 2).
Не согласившись с предъявленными исковыми требованиями, ответчица Лаврентьева Г.А. предъявила встречное исковое заявление к администрации Ленинского района г.Чебоксары о признании незаконным постановления администрации Ленинского района г.Чебоксары от 17 марта 2009 года № 208 «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма Лаврентьевой Г.А. в связи со сносом дома», указав, что она как проживающая в доме, подлежащем сносу по причине ветхости и не подлежащем капитальному ремонту, должна быть обеспечена жильем в соответствии с действующим жилищным законодательством. Так, предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным, по размерам соответствовать санитарным нормам и исключать возможность постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Между тем, как указывает истица по встречному иску, администрация Ленинского района г.Чебоксары в нарушение действующего жилищного законодательства предоставила ей жилье в виде «гостинки», в котором не имеется кухни.
Ссылаясь на изложенные по встречном иске обстоятельства, истица по встречному иску Лаврентьева Г.А. просит признать постановление администрации Ленинского района г.Чебоксары от 17 марта 2009 года № 208 «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма Лаврентьевой Г.А. в связи со сносом дома» незаконным (л.д. 34-35 том 1).
Представитель истца по первоначальному иску (ответчика по встречному иску) администрации Ленинского района г.Чебоксары в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном заявлении выразил согласие на рассмотрение дела в его отсутствие.
В судебном заседании ответчица по первоначальному иску (истица по встречному иску) Лаврентьева Г.А. и ее представитель Козлов А.Н. исковые требования администрации Ленинского района г.Чебоксары с учетом внесенных уточнений не признали, свои встречные исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным во встречном иске, и вновь привели их суду. При этом суду дополнили, что администрация Ленинского района г.Чебоксары должна предоставить жилое помещение площадью не менее 33 кв.м. в том же административном районе, в котором расположен сносимый дом. Наличие в квартире кухни-ниши не свидетельствует о благоустроенности жилого помещения, поскольку такая квартира не соответствует санитарным и техническим нормам и правилам в связи с отсутствием вспомогательного помещения.
В судебном заседании представитель третьего лица администрации г.Чебоксары Журина О.А. заявленные исковые требования с учетом внесенных уточнений поддержала по изложенным в иске основаниям, встречные исковые требования считает необоснованными. При этом суду пояснила, что ответчице Лаврентьевой Г.А. в связи со сносом жилого дома должно быть предоставлено жилое помещение не меньшей площадью, чем она занимает в настоящее время в ветхом доме. Решением Чебоксарского городского собрания депутатов от 14 июля 2005 утверждена программа переселения граждан из ветхих домов на 2006-2010 годы, дом адрес включен в названную программу. Предоставленное ответчице жилое помещение принадлежит муниципальному образованию на праве собственности, является свободным от прав третьих лиц и отвечает всем установленным требованиям. Требование ответчицы о предоставлении жилого помещения в том же районе города, в котором находится занимаемое жилое помещение, не может быть удовлетворено ввиду его необоснованности.Представитель третьего лица Отдела Управления Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике в Ленинском районе г.Чебоксары в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном заявлении выразил согласие на рассмотрение дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица МУП «Ленинское районное управление ЖКХ» г.Чебоксары в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.Представитель третьего лица ЗАО «Мир камня» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Представитель третьего лица ООО «Богданка-Сервис» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном заявлении выразил согласие на рассмотрение дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица МУ «Управление жилищным фондом г.Чебоксары» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Представитель третьего лица ООО «ЖСК «Стандарт» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном заявлении выразил согласие на рассмотрение дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном заявлении выразил согласие на рассмотрение дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив письменные доказательства, заслушав заключение старшего помощника прокурора Ленинского района г.Чебоксары Калининой Е.В., полагавшей, что исковые требования администрации Ленинского района г.Чебоксары являются обоснованными, а встречный иск Лаврентьевой Г.А. удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.
Одним из оснований расторжения договора социального найма жилого помещения по не зависящим от нанимателя причинам, связанным с невозможностью дальнейшего использования жилого помещения по своему назначению, согласно статье 85 ЖК РФ является снос дома, в котором находится жилое помещение. В этом случае наниматель подлежит выселению с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому, в черте данного населенного пункта (статья 89 ЖК РФ).
Федеральный законодатель при решении проблемы обеспечения благоустроенным жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания, не исключал принятие на региональном уровне необходимой законодательной базы в соответствии с законодательством Российской Федерации, определению объема, форм и методов предоставления государственной поддержки указанным гражданам, что полностью соответствует положениям статьи 72 Конституции Российской Федерации об отнесении жилищного законодательства к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.В соответствии со статьей 14 ЖК РФ органы местного самоуправления наделены широким объемом полномочий в области жилищных правоотношений.Как следует из материалов дела, решением Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 14 июля 2005 года № 1684 утверждена Программа переселения граждан из ветхого жилого фонда г.Чебоксары в 2006-2010 годах (далее - Программа) (л.д. 52-56 том 1). Программа переселения граждан из ветхого жилого фонда г.Чебоксары в 2006-2010 годах принята в соответствии с программой социально-экономического развития г.Чебоксары на 2004-2010 годы, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 18 февраля 2004 года № 1158, в целях реализации Генерального плана развития города Чебоксары, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 08 декабря 2004 года № 1456, Комплексной программы развития строительства жилья в городе Чебоксары на 2005-2010 годы, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 22 декабря 2004 года № 1492, и в целях активизации сноса ветхих жилых домов и переселения граждан из муниципального и государственного жилищного фонда.Из содержания названной Программы следует, что она ориентирована на выполнение ряда задач, в их числе и поэтапное переселение граждан из ветхого муниципального и государственного жилищного фонда. Указанной программой предусмотрен снос 199 домов, имеющих физический износ. Дом адрес включен в список ветхих домов, подлежащих сносу, в соответствии с названной программой. Данное обстоятельство ответчицей не оспаривается.Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 января 2008 года № 15 утверждена Республиканская целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики на 2008-2011 годы», которая сохранила положения Программы переселения граждан из ветхого жилого фонда г.Чебоксары в 2006-2010 годах.
Распоряжением главы администрации г.Чебоксары ------ на администрацию Ленинского района г.Чебоксары возложена обязанность по переселению жильцов из указанного дома с предоставлением им благоустроенных жилых помещений в соответствии со статьями 86, 89 ЖК РФ (л.д. 4 том 1).Согласно постановлению администрации Ленинского района г.Чебоксары от 17 марта 2009 года № 208 ответчице предоставлена однокомнатная квартира адрес общей площадью жилого помещения ------ кв. м. с условием освобождения занимаемого жилого помещения (л.д. 5 том 1).
В соответствии со статьей 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Порядок предоставления жилых помещений гражданам в связи со сносом жилого дома регламентирован и законодательством Чувашской Республики.
Так, в соответствии со статьей 17 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» (в редакции Закона Чувашской Республики от 19 июля 2007 года № 42) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 11 настоящего Закона, в соответствии с Законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями.
По вопросу предоставления жилой площади гражданам города Чебоксары постановлением главы администрации г.Чебоксары от 14 декабря 2005 года утверждено Положение «О порядке реализации жилищных прав гражданами -жителями города Чебоксары», в разделе 4 которого закреплено общее правило о том, что при предоставлении гражданам жилых помещений не подлежат обязательному удовлетворению требования о предоставлении жилого помещения на определенном этаже и в определенном доме или определенном районе населенного пункта.Таким образом, предоставление гражданам жилого помещения по указанному в иске основанию не является способом улучшения жилищных условий.Применительно к спорной правовой ситуации предоставляемое жилое помещение, как уже было указано судом, должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ, то есть быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. В связи с этим суд не принимает во внимание доводы ответчицы по первоначальному иску как основанные на неправильном толковании норм материального права о том. что предоставление ей жилья производится в рамках реализации Программы переселения граждан из ветхого жилого фонда г.Чебоксары, ожидаемым конечным результатом реализации которой предусмотрено улучшение жилищных условий, поэтому и жилое помещение должно предоставляться в порядке улучшения жилищных условий не менее 33 кв.м.Действительно, в соответствии с Программой «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда г.Чебоксары в 2006-2010 года», утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14 июля 2005 года № 1684, ожидаемым конечным результатом реализации программы является улучшение жилищных условий 3353 граждан, проживающих в ветхих жилых домах.
Пунктами 3 и 6 названного решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики предусмотрено, что финансовое обеспечение программы осуществляется в пределах средств, предусматриваемых ежегодно на реализацию ее мероприятий бюджетами всех уровней и за счет внебюджетных источников, в ходе реализации программы объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей бюджетов всех уровней и реальных объемов привлекаемых внебюджетных средств.
Таким образом, возможность улучшения жилищных условий граждан в связи со сносом ветхого жилого фонда зависит от финансирования названной Программы.
Вышеназванной программой было предусмотрено, что на 2009 год для переселения граждан из ветхого жилищного фонда г.Чебоксары с возможностью улучшения жилищных условий требуется 196,350 млн. руб.
Между тем, согласно решению Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 23 декабря 2008 года № 1208 «О бюджете города Чебоксары на 2009 год» в составе бюджета города Чебоксары на 2009 год на финансовое обеспечение расходов по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда предусмотрены денежные средства в сумме 31460,9 тыс. руб.
Таким образом, заявленные в программе средства, необходимые для переселения граждан из ветхого жилищного фонда, являются, по мнению суда, рекомендуемыми и ожидаемыми при условии именно полного финансирования. В связи с отсутствием надлежащего финансирования Программа не может быть выполнена в той мере, в какой она была запланирована.
Кроме того, по своей юридической силе решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14 июля 2005 года № 1684, которым утверждена Программа, является подзаконным актом. Правоотношения по переселению граждан в связи со сносом жилого помещения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, где предусмотрено, что предоставляемое жилое помещение по договору социального найма должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (статья 89 ЖК РФ).
Поскольку нормы права, обладающие высшей юридической силой, не предусматривают при выселении граждан в связи со сносом жилого помещения в качестве обязательного условия предоставление жилого помещения исходя из 18 кв.м. на каждого члена семьи или 33 кв.м. на одиноко проживающего человека, то при реализации Программы учет федерального стандарта социальной нормы площади жилья не является обязательным. Как указывалось выше, ожидаемый конечный результат Программы мог быть достигнут при условии запланированного финансирования, однако выделенных денежных средств оказалось недостаточным для переселения граждан из ветхого жилищного фонда с последующим улучшением жилищных условий.
При таких обстоятельствах доводы ответчицы по первоначальному иску о предоставлении ей жилого помещения не менее 33 кв.м. в связи с участием в Программе являются необоснованными.
Доводы ответчицы по первоначальному иску о необходимости предоставления ей жилого помещения в том же административном районе, в котором находится квартира адрес, суд во внимание не принимает как не имеющие правового значения для разрешения заявленного спора.
Как уже указывалось выше, в соответствии со статьей 89 ЖК РФ предоставляемое жилое помещение должно находиться в черте данного населенного пункта. Из изложенного следует, что действующее законодательство, регламентируя требования к предоставляемому жилому помещению, указывает именно на нахождение жилого помещения в черте населенного пункта, а не конкретного административного района. Иных обязательных условий, касающихся места расположения предоставляемого жилого помещения, ЖК РФ не содержит.
Проверяя доводы администрации Ленинского района г.Чебоксары о соответствии жилого помещения в квартире адрес требованиям законодательства, судом установлено, что указанное жилое помещение находится в муниципальной собственности, зарегистрированных лиц в квартире не имеется (л.д. 226, 237 том 1). Согласно данным технического паспорта дом является благоустроенным, общая площадь однокомнатной квартиры № составляет ------ кв. м., жилая площадь составляет ------ кв.м., площадь санузла - ------ кв.м., площадь прихожей - ------ кв.м., площадь лоджии - ------ кв.м. (л.д. 25-27 том 1). Данное жилое помещение согласно постановлению администрации Ленинского района г.Чебоксары от 17 марта 2009 года № 208 предоставлено ответчице по первоначальному иску по договору социального найма, то есть на тех же условиях, что и занимаемое ею жилое помещение.Из имеющейся в материалах дела справки о техническом состоянии жилого помещения в квартире адрес, представленной Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики (с учетом заявления о допущенных описках), следует, что данное жилое помещение расположено на первом этаже восьмиэтажного кирпичного жилого дома, оборудованного системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, центрального отопления, электроснабжением, естественной вентиляцией, мусоропроводом, домофоном. Общая площадь квартиры составляет ------ кв.м., состоит из одной жилой комнаты, лоджии ------ кв.м., совмещенного санузла. В помещении установлены: оконный блок-стеклопакет с тройным остеклением, дверные блоки, вентрешетки, чугунные радиаторы. В ванной комнате установлен полотенцесушитель. Стены оклеены обоями, потолок и ванная покрашены. В комнате установлены мойка, четырехконфорочная электрическая плита. Совмещенный санузел оборудован унитазом, ванной со смесителем, раковиной. Согласно заключению Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики жилое помещение адрес по техническому состоянию строительных конструкций и элементов жилого помещения, инженерных сетей и оборудования является удовлетворительным, соответствует санитарным и техническим нормам и правилам (л.д. 36, 198 том 2).
Согласно протоколу санитарно-эпидемиологической экспертизы градостроительной и проектной документации от 29 ноября 2005 года № 652, утвержденному ------», рабочий проект жилого дома переменной этажности поз. адрес) соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д. 66-70 том 2).
Согласно протоколам лабораторных испытаний от 2 ноября 2007 года № 4596 и № 4597, проведенных ------ пробы холодной водопроводной воды в доме по поз. адрес) соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (л.д. 71-72 том 2).
Из протоколов радиационного обследования от 17 июня 2008 года № 85-В и № 86-В, проведенного ------ следует, что мощность эквивалентной дозы гамма-излучения, среднегодовая эквивалентная равновесная объемная активность радона, торона, плотность потока радона с поверхности грунта на участке под строительство в доме адрес не превышают гигиенические нормативы, установленные санитарными правилами (л.д. 73-79 том 2).
Из протоколов измерений шума от 4 марта 2009 года № 074-СЭ, № 075-СЭ, № 076-СЭ, № 077-СЭ, проведенных ------», следует, что эквивалентные и максимальные уровни звука при работе пассажирских лифтов в четырех подъездах жилого дома адрес соответствуют ПДУ (л.д. 82-85 том 2).
Согласно протоколам лабораторных испытаний от 25 июня 2008 года № 1-2573-В и № 1-2574-В, проведенных ------, проба питьевой воды по исследованным показателям соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (л.д. 121-122 том 2).
Согласно протоколу измерений освещенности от 20 августа 2010 года № 658-П, проведенных ------, коэффициент естественного освещения в жилой комнате квартиры адрес соответствует ДУ, регламентированным СанПиН 2.1.2.2645 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (л.д. 180 том 2).
Из материалов дела следует, что ответчица по первоначальному иску проживает в квартире адрес
Согласно ордеру от 22 мая 1992 года № 824 и выписке из лицевого счета нанимателя ответчица по первоначальному иску занимает однокомнатную квартиру адрес (л.д. 7-8 том 1). По данным МУП «БТИ и ПЖФ» г.Чебоксары общая площадь указанного жилого помещения, а также жилая площадь составляет ------ кв.м. Данная квартира является без элементов благоустройства, и в ней отсутствует кухня (л.д. 28-29, 179 том 1), что не оспаривается ответчицей по первоначальному иску.Таким образом, предоставляемое ответчице по первоначальному иску в связи со сносом дома жилое помещение является благоустроенным, расположено в том же населенном пункте, следовательно, в полной мере отвечает требованиям статьи 89 ЖК РФ.Анализируя заявленный ответчицей по первоначальному иску довод о том, что жилое помещение с кухней-нишей не может являться благоустроенным жилым помещением, суд приходит к следующему.
Постановлением Госстроя РФ от 30 апреля 1993 года № 18-12 утверждены изменения № 1 СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания», согласно которым площадь гостиной (общей комнаты) в однокомнатной квартире не должна быть менее 14 кв. м, в квартирах с числом комнат 2 и более - не менее 16 кв. м, других жилых комнат и кухни - не менее 8 кв. м. В однокомнатных квартирах типа 1А и двухкомнатных типа 2А городских домов допускается проектировать кухни или кухни - ниши не менее 5 кв. м.
Пунктом 3.2.1.6 Методических рекомендаций по установлению характеристик жилья экономического класса жилых домов, строительство которых осуществляется с использованием средств федерального бюджета, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2010 года № 79, рекомендовано предусматривать площади жилых помещений квартир в многоквартирных домах - не менее: жилой комнаты в однокомнатной квартире - 14 кв.м.; общей жилой комнаты в квартирах с числом комнат две и более - 16 кв.м.; спальни - 8 кв.м. (10 кв.м. - на двух человек); кухни - 6 кв.м.; кухни (кухни-ниши) в однокомнатных квартирах - 5 кв.м.
Таким образом, действующее законодательство разрешает проектирование и строительство жилых домов по проектам, разработанным в соответствии с требованиями строительных норм и правил и других нормативных документов, устанавливающих правила проектирования и строительства, и предусматривающим кухни-ниши в жилых помещениях квартир.
Статьей 15 ЖК РФ предусмотрено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу статьи 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Принимая во внимание, что квартира адрес отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, строительным нормам и правилам, в ее составе имеются помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении, следовательно, названная квартира является благоустроенным жилым помещением и может быть предметом договора социального найма жилого помещения.
При таком положении довод ответчицы по первоначальному иску о том, что жилое помещение с кухней-нишей не может являться благоустроенным жилым помещением, является несостоятельным.
Оценив изложенное в совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные администрацией Ленинского района г.Чебоксары требования о расторжении с ответчицей по первоначальному иску договора социального найма жилого помещения в квартире адрес в связи со сносом дома и предоставлением другого жилого помещения и о выселении ответчицы из квартиры адрес в квартиру адрес являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Поскольку требование о снятии ответчицы по первоначальному иску с регистрационного учета является производным от изложенных выше требований, которые признаны судом обоснованными, то оно также подлежит удовлетворению.Кроме того, из Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация, заменившая институт прописки или отсутствие таковой, не могут служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, в том числе и права на жилище.Положениями пункта 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания в пределах Российской Федерации и статьи 20 ГК РФ предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, либо по договору найма, либо на иных законных основаниях.Согласно пункту 16 названных Правил на граждан возложена обязанность по регистрации по месту своего жительства. Таким образом, регистрация по месту жительства возможна только при наличии права на жилое помещение и предусмотрена законом в целях обеспечения не только прав таких граждан, но исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством, обществом и направлена на соблюдение прав третьих лиц. Поскольку отношения по найму между сторонами прекращены ввиду сноса дома, и спорная квартира не является местом постоянного жительства ответчиков, то сохранение в ней регистрации противоречило бы приведенным выше требованиям действующего законодательства.В соответствии с пунктом 4.2 и п./п. «м» пункта 13.2 Типового положения о территориальном органе федеральной миграционной службы осуществление регистрационного учета и снятие с регистрационного учета граждан РФ по месту жительства и по месту пребывания возложено на территориальный орган ФМС. В Чувашской Республике, согласно Положению об Управлении федеральной миграционной службы по Чувашской Республике - Чувашии, утв. Приказом ФМС России от 2 декабря 2005 г. осуществление указанных функций возложено на Управление ФМС России по Чувашской Республике.В этой связи обязанность по снятию ответчицы по первоначальному иску с регистрационного учета должна быть возложена на Управление Федеральной миграционной службы России по Чувашской Республике в лице отдела Управления Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике в Ленинском районе г.Чебоксары.Принимая во внимание, что заявленные администрацией Ленинского района г.Чебоксары удовлетворены судом в полном объеме, встречные исковые требования Лаврентьевой Г.А. о признании незаконным постановления администрации Ленинского района г.Чебоксары от 17 марта 2009 года № 208 «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма Лаврентьевой Г.А. в связи со сносом дома» являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Довод представителя ответчицы по первоначальному иску о том, что при разрешении заявленного спора в силу положений части 1 статьи 7 ЖК РФ и части 2 статьи 61 ГПК РФ необходимо руководствоваться вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Чебоксары от 28 сентября 2009 года по иску администрации Ленинского района г.Чебоксары к Васильевым о расторжении договора социального найма, выселении с предоставлением другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета, по встречному иску Васильевых к администрации Ленинского района г.Чебоксары, администрации г.Чебоксары о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по установленным нормам, суд во внимание не принимает как основанный на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Расторгнуть с Лаврентьевой ------ договор социального найма жилого помещения в квартире адрес в связи со сносом жилого дома и предоставлением другого жилого помещения.
Выселить Лаврентьеву ------ из квартиры адрес в квартиру адрес
Обязать Отдел Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Чувашской Республике в Ленинском районе г.Чебоксары снять Лаврентьеву ------ с регистрационного учета в квартире адрес
В удовлетворении встречных исковых требований Лаврентьевой ------ к администрации Ленинского района г.Чебоксары о признании незаконным постановления администрации Ленинского района г.Чебоксары от 17 марта 2009 года № 208 «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма Лаврентьевой Г.А. в связи со сносом дома» отказать.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 12 октября 2010 года.
Председательствующий судья И.В. Юркина