взыскание задолженности по пенсии



Гр.дело № 2-3177/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 октября 2010 г. г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Юркиной И.В.,

при секретаре судебного заседания Петровой Н.В.,

с участием представителя истца Бровина Н.И. - Аркадьева В.И., действующего на основании доверенности от 4 февраля 2010 года, представителей ответчика Военного комиссариата Чувашской Республики Ефремова А.В., действующего на основании доверенности от 9 апреля 2008 года № Д/8, и Харченко Т.Н., действующей на основании доверенности от 2 февраля 2010 года № Д/4/10,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бровина ------ к Военному комиссариату Чувашской Республики о возложении обязанности по перерасчету пенсии и взыскании суммы недополученной пенсии с индексацией,

у с та н о в и л:

Бровин Н.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Чувашской Республики о возложении обязанности по перерасчету пенсии и взыскании суммы недополученной пенсии с индексацией, указав в обоснование заявленных требований следующее.

Истец является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации и состоит на пенсионном учете в Военном комиссариате Чувашской Республики. Из средств массовой информации истцу стало известно о существенных нарушениях его прав в виде недоплаты ответчиком пенсии. Так, ответчиком нарушены положения пункта 2 статьи 12 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих», согласно которым оклады по воинским званиям военнослужащих не могли быть менее половины действовавших с 1 января 1999 года окладов по воинским должностям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года № 72, принятым в соответствии с Указом президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года № 1638, военнослужащим повышены с 1 января 1999 года в 1,62 раза месячные оклады согласно занимаемым воинским должностям, а с 1 июля 1999 года месячные оклады по воинским званиям установлены согласно приложению № 1.

Истец полагает, что в силу статей 90, 115 Конституции Российской Федерации при исчислении пенсии должно было учитываться требование Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» как нормативного акта, имеющего большую юридическую силу, чем Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года № 1638 и Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года № 72, не предусмотревшие с 1 января 1999 года увеличение размеров окладов по воинским званиям до половины окладов по воинским должностям.

С 1 июля 1999 года оклады по воинским званиям были увеличены в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года № 72.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года № 72 признан не соответствующим абзацу 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Истец указывает, что из справки Военного комиссариата Чувашской Республики о выплаченной ему пенсии видно, что с 1 января 1999 года по 1 июля 1999 года оклад по воинскому званию составлял менее половины должностного оклада. В связи с этим он имеет право на получение недоплаты пенсии за указанный период.

Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства, на положения Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», истец Бровин Н.И. просит суд возложить на Военный комиссариат Чувашской Республики обязанность произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскать с ответчика сумму недоплаченной пенсии с учетом индексации за период с 1 января 1999 года по 31 декабря 2002 года в размере ------ коп.

Истец Бровин Н.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела почтовое уведомление о получении судебного извещения, в представленном заявлении выразил согласие на рассмотрение дела в его отсутствие, с участием его представителя.

В судебном заседании представитель истца Бровина Н.И. - Аркадьев В.И. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, вновь привел их суду и просил требования удовлетворить в полном объеме. При этом суду дополнил, что расчет задолженности недоплаченной истцу пенсии произведен по февраль 2010 года.

В судебном заседании представители ответчика Военного комиссариата Чувашской Республики Ефремов А.В. и Харченко Т.Н. просили в удовлетворении исковых требований отказать, так как расчет пенсии истца соответствует требованиям действующего законодательства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Истец является получателем пенсии по выслуге лет, выплачиваемой в настоящее время Военным комиссариатом Чувашской Республики.

В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии военнослужащим и их семьям исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Согласно статье 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначенные военнослужащим и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии.

Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.

Из анализа изложенных правовых норм следует, что увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсии влечет пересмотр пенсии одновременно с увеличением этой составляющей.

Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) предусматривалось, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих (абзац 1 названного пункта). При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям (абзац 2 названного пункта).

Из содержания данной правовой нормы следует, что минимальный предел окладов по воинским званиям (не менее половины окладов по воинским должностям) предусмотрен не только в отношении первичных воинских званий, но установлен для всех военнослужащих. Иное толкование абзаца 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» не соответствует буквальному тексту этого закона и противоречит принципу равенства всех перед законом, который провозглашен в статье 19 Конституции Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года № 71 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции», принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года № 1638, военнослужащим повышены с 1 января 1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями (пункт 1), а с 1 июля 1999 года установлены месячные оклады по воинским званиям согласно приложению № 1 (пункт 2).

В силу изложенной выше нормы абзаца 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» оклады по воинским званиям не могли быть меньше половины действовавших с 1 января 1999 года окладов по воинским должностям. Данный закон подлежал ответчиком применению, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации, частью 2 статьи 11 ГПК РФ он является нормативным актом, имеющим большую юридическую силу, чем Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года № 1638 и Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года № 72, не предусмотревшие с 1 января 1999 года увеличение размеров окладов по воинским званиям до половины окладов по воинским должностям.

То обстоятельство, что пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации не подлежит применению только с момента вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года, не является препятствием для применения при разрешении заявленного спора нормы абзаца 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» как нормы, имеющей большую юридическую силу по сравнению с названной нормой акта Правительства Российской Федерации.

Таким образом, суд полагает, что требование абзаца 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» являлось обязательным для ответчика, производившего начисление пенсии.

Из имеющейся в материалах дела справки о размере пенсии истца следует, что размер оклада истца по должности за период с 1 января 1999 года по 30 июня 1999 года составлял ------ руб., а оклад по воинскому званию за тот же период составлял ------ руб. Между тем, учитывая требования абзаца 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих», действовавшего в период спорных правоотношений, оклад по воинскому званию в указанный период должен был составлять минимум ------

С учетом того, что оклад по воинскому званию в указанный период должен был составлять минимум ------ руб., то истец имел право на получение пенсии в размере ------ согласно следующему расчету:

(------

Однако фактически истцу в указанный период ежемесячно выплачивалась пенсия в размере ------ коп., следовательно, ежемесячная недоплата в период с 1 января 1999 года по 30 июня 1999 года составляла ------ коп.

Далее, анализируя доводы истца, суд приходит к выводу, что оснований для исчисления недополученной пенсии за период с 1 июля 1999 года по 31 декабря 2002 года не имеется. Так, в период ------ руб., то есть превышал половину оклада по должности в размере ------ руб., составлявшую ------ руб. Впоследующем Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», вступившим в силу с 1 июля 2000 года, из пункта 2 статьи 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» исключен абзац второй, в котором были установлены нормы, что оклады по воинским званиям военнослужащих не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.

Следовательно, заявленные истцом требования о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет назначенной истцу пенсии и выплатить ее с индексацией за счет средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование расходов, связанных с реализацией пенсионного обеспечения военнослужащих в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении, являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.

Учитывая, что выплата пенсии в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, причинила имущественный вред истцу, суд считает необходимым проиндексировать сумму недоплаченной пенсии за период с 1 января 1999 года по 30 июня 1999 года с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Чувашской Республики. Индексации подлежит сумма недоплаты за период с февраля 1999 года (поскольку первая недоплата была за январь 1999 года) до февраля 2010 года (согласно расчету истца).

В соответствии со статьей 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Недоплаченная истцу пенсия с учетом индексации на каждый месяц, начиная с февраля 1999 года, будет составлять:

------

------

------

------

------

------

------

------

------

------

------

------

------

------

------

------

------

------

------

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Бровина ------ удовлетворить частично.

Взыскать с Военного комиссариата Чувашской Республики в пользу Бровина ------ недополученную пенсию за период с 1 января 1999 года по 30 июня 1999 года с учетом индексации в размере ------ за счет средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование расходов, связанных с реализацией пенсионного обеспечения военнослужащих в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, их семей».

В удовлетворении исковых требований Бровина ------ к Военному комиссариату Чувашской Республики о возложении обязанности по перерасчету пенсии и взыскании суммы недополученной пенсии с индексацией за период с 1 июля 1999 года по 31 декабря 2002 года отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 6 октября 2010 года.

Председательствующий судья И.В. Юркина