о признании бездействия Военного комиссариата незаконным



Дело № 2-3846/10

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

12 октября 2010 г. г.Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Евстафьева В.В.,

при секретаре Жигановой Г.А.,

с участием заявителя Берестова П.В.,

представителя Военного комиссариата г. Чебоксары Чувашской Республики Кожевникова В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Берестова ФИО8 о признании действия (бездействия) Военного комиссариата г. Чебоксары Чувашской Республики незаконным и возложении обязанности по выдаче военного билета заявителю,

установил:

Заявитель обратился в суд с вышеуказанными требованиями. В обоснование заявления указал, что он дата был призван на военную службу районным военным комиссариатом Ленинского района г. Чебоксары ЧР и направлен для прохождения ее в ------, в ------. переведен в ------ дата. он самовольно оставил военную часть, в связи с чем военной прокуратурой ------ гарнизона было возбуждено уголовное дело, которое впоследствии было прекращено.

дата ему было выдано свидетельство о перемене фамилии ------ на «Берестов».

Весной 2005 г. он обратился в районный военный комиссариат по Ленинскому району г. Чебоксары для постановки на военный учет и выдачи военного билета, который был утерян. После этого военный комиссариат стал собирать необходимую информацию о прохождении им военной службы из войсковой части и Центрального архива МО РФ.

дата военный комиссар г. Чебоксары выдал Временное удостоверение (взамен военного билета) о принятии меня на временный учет запаса до получения военного билета.

дата он вновь обратился в Военный комиссариат г. Чебоксары Чувашской Республики с заявлением о постановке на воинский учет и выдачи дубликата военного билета. дата начальником отдела военного комиссариата ЧР по адрес ФИО6 ему дан ответ, в соответствии с которым ему отказано в постановке на воинский учет в виду отсутствия военного билета.

Отказ в постановке на воинский учет и выдачи дубликата военного билета ограничивает его гражданские права на свободу передвижения, выбор места жительства и трудоустройства, поскольку для реализации своих прав необходимы в частности наличие военного билета и состояние на воинском учета. В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане обязаны состоять на воинском учете. Пунктом 2 вышеуказанного федерального закона предусмотрено, что военный учет граждан осуществляется военным комиссариатом по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания.

В соответствии с ФЗ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военный комиссариат Чувашской Республики по г. Чебоксары обязан поставить его на военный учет и выдать дубликат военного билета. На основании изложенного, просит признать действия (бездействие) Военного комиссариата г. Чебоксары Чувашской Республики незаконным и обязать выдать ему военный билет.

В судебном заседании заявитель Берестов П.В. поддержал заявленные требования, а также пояснил, что дата он был призван на военную службу. дата он самовольно покинул воинскую часть, так как ходили слухи о том, что военную часть могут направить в Чечню. Приехал к себе домой в адрес. Через некоторое время его задержали дома сотрудники милиции и привезли в ------, где поместили на гауптвахту. Через 10 дней отпустили, так как была амнистия. Дали ему на руки какой-то документ, какой именно он в настоящее время не помнит. Вернули и военный билет. Затем он с помощью матери и тетей в дата. попытался встать на воинский учет. Они сдали военный билет. Когда же он пришел получать военный билет, то человек к которому он обратился, сказал ему, что все документы находятся в его распоряжении и чтобы получить военный билет, нужно заплатить ------. Таких денег у них не было. После этого он перестал ходить в военкомат. Стал работать в организациях, где не велся военный учет. В паспорте же у него была прописка. Когда в 2005г. вновь обратился в военкомат, то там нигде его военный билет не нашли. Сказали, что запрос сведений из архивов заимеет года два. Поэтому в следующий раз он обратился в военный комиссариат лишь в 2007г. Отсутствие отметки о постановке на военный учет мешало ему устроиться на желаемую работу. Полагает, что именно военный комиссариат должен был собрать сведения о его службе. Он в военкомате рассказал о том, где он проходил службу.

Представитель Военного комиссариата г. Чебоксары Чувашской Республики в судебном заседании требование о признании действий (бездействия) военного комиссариата незаконными полагал необоснованным. Действительно, заявитель обращался в военный комиссариат г. Чебоксары, а ранее в военный комиссариат Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о выдаче ему военного билета и постановке на воинский учет. При этом сослался на утерю военного билета. По его заявлению военным комиссариатом запрашивались различные органы, где могла иметься информация о прохождении Берестовым П.В. военной службы. Сведения о том, что он призывался дата на военную службу Ленинским районный комиссариатом г. Чебоксары и ему выдавался военный билет у них имелись, других же сведений у них не было и нет в настоящее время. Они делали запрос и в военную прокуратуру Казанского гарнизона, но был получен ответ, что уголовного дела в отношении ФИО4 не возбуждалось. При таких обстоятельствах, у них отсутствовали необходимые сведения для оформления дубликата военного билета и соответственно он не мог быть выдан. Если бы заявитель ранее представил постановление следователя военной прокуратуры Казанского гарнизона о прекращении в отношении заявителя уголовного дела, дубликат военного билета ему мог быть выдан.

Суд, выслушав доводы участвующих в деле лиц, изучив представленные документы, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению. К указанным выводам суд приходит на основании следующего.

Согласно ст.8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан: освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом; проходящих военную службу или альтернативную гражданскую службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности; постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания. Военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям (далее - структурные подразделения).

Порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете.

В соответствии со ст.10 вышеуказанного Федерального закона, в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания) в военном комиссариате. Кроме того, на граждан возложена обязанность бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) и в случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

В соответствии с пп. «г,о» п.4 Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденной совместными приказами МО РФ N 366, МВД РФ N 789, ФМС РФ N 197 от 10.09.2007, военные комиссары принимают меры по оповещению и постановке на воинский учет граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, и граждан, приобретших гражданство Российской Федерации; обеспечивают горрайорганы внутренних дел и территориальные органы ФМС России необходимым информационным материалом об исполнении обязанности граждан по воинскому учету, их ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету и бланками направлений для постановки граждан на воинский учет.

Согласно ст.71 Приказа МО РФ от 2000 года «Об утверждении наставления по воинскому учету и аттестованию граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации» раздела «Порядок выдачи гражданам временных удостоверений взамен военных билетов» при подтверждении личности прапорщика, мичмана, сержанта, старшины, солдата и матроса запаса, но при отсутствии сведений о прохождении им военной службы военный комиссар производит выдачу этому гражданину военного билета. Сведения о призыве (поступлении) на военную (альтернативную гражданскую) службу, освобождение от призыва на военную службу, приведении к Военной присяге, прохождении военной (альтернативной гражданской) службы, увольнении с военной (альтернативной гражданской) службы и прохождении военных сборов в этом случае вносятся в документы воинского учета со слов гражданина. При этом в военном билете (раздел 8) и учетной карточке (раздел 8) делаются отметки о том, что записи в пунктах 6-11, 14, 15,18,19 и 28 произведены со слов гражданина. Запись в военном билете заверяется подписью военного комиссара и гербовой печатью.

Таким образом, возможность выдачи Берестову П.В. дубликата военного билета после его обращения в военный комиссариат имелась. Сама по себе невозможность сбора достоверных данных о прохождении военной службы гражданином, не может служить основанием для непринятия на воинский учет военнообязанного гражданина, указанное противоречило бы целям воинского учета. Вышеуказанными положениями нормтивных актов установлена лишь одна обязанность гражданина, утерявшего военный билет - обратиться в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

Из представленных суду документов следует, что действительно с дата военным комиссариатом Калининского и Ленинского районов г. Чебоксары, а затем военным комиссариатом г. Чебоксары Чувашской Республики проводилась работа по сбору сведений о прохождении военной службы Берстовым (ФИО9 П.В., поступали ответы из различных органов - следственных, прокуратуры, архивов о том, что указанные органы запрашиваемыми сведениями не располагают. При таких обстоятельствах, военный комиссариат обязан был принять решение по существу вопроса - постановке на учет и выдаче дубликата военного билета (или временного удостоверения взамен военного билета, который выдавался, но срок его действия на период проверки не продлевался) в установленном порядке, но не сделал этого. При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Кроме того, заявителем в суд представлена копия постановления о прекращении уголовного дела в отношении рядового ------ от дата, вынесенного следователем Военной прокуратуры Казанского гарнизона в связи с актом амнистии. Данный документ был получен по запросу Совета коллегии ------», куда заявитель обратился за юридической помощью.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать действия (бездействие) Военного комиссариата г. Чебоксары Чувашской Республики по отказу в выдаче Берестову ФИО10 военного билета незаконным.

Обязать Военный комиссариат г. Чебоксары Чувашской Республики выдать Берестову ФИО11 дубликат военного билета.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Чебоксары со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья В.В. Евстафьев