о раздельном начислении оплаты за жилье



Гр.дело № 2-3610/2010

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2010 года г.Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Степановой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Архиповой О.В.,

с участием истицы Марченко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Марченко Ирины Викторовны к Марченко Галине Николаевне о возложении обязанности по раздельному начислению платы за жилье т коммунальные услуги,

УСТАНОВИЛ:

Марченко И.В. обратилась в суд с указанным иском, мотивировав тем, что она проживает в адрес совместно со ------ Марченко Г.Н., дата г.р. В указанном жилом помещении кроме истицы с ответчицей зарегистрированы ------ ФИО5, ФИО6, ФИО7 Указанные лица фактически в жилом помещении не проживают, находятся в розыске. Расходы по оплате за жилье и коммунальные услуги полностью несет истица Марченко И.В. Ответчица Марченко Г.Н. за жилье и коммунальные услуги не платит.

Поскольку стороны ведут раздельное хозяйство, законом на Марченко Г.Н. возложена обязанность по оплате жилья и коммунальных услуг, истица просит обязать управляющую компанию производить раздельное начисление платежей за жилье и коммунальные услуги на нее и ответчицу Марченко Г.Н.

В судебном заседании истица заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, вновь привела их суду и просила заявленные требования удовлетворить. При этом суду дополнила, что ответчик ведет отдельное от нее хозяйство с октября 2007 года, живет с сожителем, они питаются отдельно. Марченко Г.Н. членом семьи истицы не является. Оплату за жилое помещение и коммунальные услуги соразмерно своей доле не производит, но в то же время и не отказывается оплачивать в случае, если на ее имя будет приходить отдельная квитанция на оплату. В настоящий момент все расходы по оплате коммунальных услуги и жилья несет истица. Квартира не приватизированная, зарегистрированы 5 человек, трое из них временно не проживают. Истица желает оплачивать за спорное жилое помещение и коммунальные услуги только за себя.

Представитель третьего лица ООО «Управляющая компания «Деон»» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.

Ответчица Марченко Г.Н. извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в суд не явилась, об уважительности причин неявки суду не сообщила. На основании ст. 233 ГПК РФ, с учетом мнения истицы определил рассмотреть настоящее дело в порядке заочного производства.

Выслушав объяснения истицы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из лицевого счета нанимателем адрес является истица Марченко И.В., вместе с ней зарегистрированными в названной квартире значатся ------ ФИО6,дата ------ ФИО5, дата ФИО6, дата и Марченко Г.Н., дата ответчица по настоящему делу.

Из материалов дела усматривается, что ФИО5, дата ФИО6, дата и ФИО7, дата находятся в розыске, в отношении них на основании заявления Марченко И.В. заведены розыскные дела, что подтверждается справками, выданными начальником ОМ №1 УВД по г. Чебоксары.

Фактически в квартире по адресу: адрес, проживают истица Марченко И.В. и ответчица Марченко Г.Н.

Истица, обратившись в суд с указанными выше требованиями, просит производить начисление оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги на нее и ответчика отдельно, мотивируя это тем, что они совместного хозяйства не ведут.

Проверяя доводы истца, судом установлено, что стороны по делу проживают в названной квартире. Однако членами одной семьи признаются лица, не только связанные родством и проживающие совместно, но и ведущие совместное хозяйство.

Между тем, разрешая заявленный спор, судом установлено, что стороны по делу совместного хозяйства не ведут. Как истец, так и ответчик имеют свой самостоятельный бюджет, ведут отдельное друг от друга хозяйство.

Таким образом, судом установлено, что стороны по настоящему гражданскому делу проживают разными семьями.

Согласно ч. 1 ст. 60 ЖК РФ сторонами по договору социального найма жилого помещения являются собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) и гражданин (наниматель), которому жилое помещение предоставляется во владение и в пользование для проживания в нем на установленных законом условиях.

Наниматель жилого помещения по договору социального найма, в соответствии со ст. 67 ЖК РФ имеет право в установленном порядке: вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц; сдавать жилое помещение в поднаем; разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов; осуществлять обмен или замену занимаемого жилого помещения; требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг и иметь иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма.

Наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: использовать жилое помещение по назначению и в установленных пределах; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения; своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма (часть 3 ст. 67 ЖК РФ).

В нормативных предписаниях части второй статьи 69 ЖК РФ законодатель закрепил равенство прав и обязанностей нанимателя и членов его семьи в отношении предмета такого договора.

Согласно части 4 статьи 69 ЖК Российской Федерации, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи; указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.

Таким образом, прекращение семейных отношений не влечет изменения жилищных прав бывших членов семьи нанимателя и как, следствие этого, положения указанной правовой нормы направлены на защиту жилищных прав бывших членов семьи нанимателя. Вместе с тем прекращение семейных отношений при совместном проживании граждан предполагает раздельное ведение хозяйства, изменение порядка несения бремени расходов по уплате за жилое помещение и коммунальные услуги, а также за содержание и ремонт жилого помещения.

Судом установлено, что стороны семейных отношений не поддерживают, отношения по оплате обязательных платежей между ними в добровольном порядке путем совместного обращения к наймодателю не урегулированы. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

В действующей системе учета численного состава членов семьи нанимателя и размеров площади занимаемого жилого помещения, необходимой в том числе и для целей определения размера производимых начислений на оплату расходов по содержанию жилья и коммунальным услугам, является лицевой счет нанимателя, что позволяет отнести его лишь к финансово-учетным документам. Учитывая, что с 01 марта 2005 года закреплен принцип самостоятельной ответственности бывших членов семьи нанимателя по обязательствам, вытекающим из договора социального найма, какого-либо запрета на документальное оформление соглашений по вопросу оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе и путем открытия на нанимателя и бывших членов его семьи отдельных финансово-лицевых счетов для начисления указанных платежей, в нормах жилищного права не содержится.

Как следует из обстоятельств данного спора, данное требование заявлено истцом исключительно в целях упорядочения отношений с ответчиками по вопросу оплаты жилья и коммунальных услуг, что не свидетельствует об изменении действующего договора социального найма путем заключения отдельных договоров найма и тем самым о нарушении прав и обязанностей ответчика.

Поскольку действующий Жилищный Кодекс Российской Федерации не предусматривает возможность осуществить изменение договора социального найма путем разделения лицевых счетов (ст. 82 ЖК РФ), а правилами о самостоятельной ответственности бывших членов семьи нанимателя не нарушаются права нанимателя и членов его семьи, законодатель в нормах главы 8 ЖК РФ не требует в качестве обязательного условия получение их согласия на юридическое оформление объема такой ответственности. Поэтому в определении объема ответственности нанимателя и бывших членов его семьи может быть отказано только в том случае, если это приведет к нарушению прав кого-либо из указанных лиц. При разрешении данного спора таких нарушений судом не установлено.

В рамках настоящего гражданского дела наймодатель каких - либо возражений на юридическое оформление самостоятельной ответственности нанимателя и бывших членов его семьи по обязательствам, связанным с оплатой жилья и коммунальных услуг, не высказал. В связи с чем заявленное требование следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать ООО «Управляющая компания «Деон» производить начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги на адрес на Марченко Ирину Викентьевну с составом семьи из одного человека и на Марченко Галину Николаевну отдельно.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня вынесения через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Н.А. Степанова

Решение не вступило в законную силу