о признании незаконным действий администрации муниципального образования



Гр.дело № 2-4174/2010

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 октября 2010 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Евстафьева В.В.,

при секретаре судебного заседания Жигановой Г.А.,

с участием представителя заявителя Семенова Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению представителя Лукиной ФИО5 - Семенова ФИО6 о признании незаконным действия (бездействия) органа местного самоуправления,

установил:

Заявитель обратился в суд с вышеуказанным требованием. В обоснование заявления указал, что она (представляемая) является собственником здания (овощехранилища), расположенного по адресу адрес. Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером ------, площадью ------ имеющим адрес адрес,адрес В соответствии со ст.36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. В соответствии с ч.3 ст.28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» отказ в выкупе земельного участка не допускается. дата она в соответствии со ст.36 ЗК РФ обратилась в Администрацию г. Чебоксары с заявлением о приобретении права собственности на вышеуказанный земельный участок. К заявлению были приложены документы согласно Перечню документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 №370. В соответствии с ч.6 ст.36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Таким образом, Администрация г. Чебоксары до дата должна была принять решение о предоставлении ей земельного участка и до дата передать ей проект договора купли-продажи.

В нарушение действующего законодательства Администрацией г. Чебоксары ничего вышеуказанного не сделано. Вместо этого, письмом от дата ей предложено в ------ копии следующих документов в 2 экземплярах:

-документ, удостоверяющий личность заявителя,

-свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства,

-документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости,

-документ, подтверждающий переход права собственности на объект недвижимости,

технический паспорт на объект недвижимости,

-материалы по выполнению кадастровых работ в отношении данного земельного участка,

-кадастровый паспорт земельного участка,

-копии выписки из ЕГРП о правах на здание, находящиеся на земельном участке.

Все документы, предусмотренные вышеуказанным Перечнем, ею к заявлению были приложены. Считает, что предлагая дополнительно представить вышеуказанные документы, Администрация г. Чебоксары нарушает закон. Частью 5 ст.36 ЗК РФ определено, что органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренным Перечнем, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 №370. В данном перечне не фигурируют такие документы, как документ, подтверждающий переход права собственности на объект недвижимости, технический паспорт объекта недвижимости, материалы по выполнению кадастровых работ в отношении земельного участка. Следовательно, Администрация г. Чебоксары не вправе требовать от нее представления таких документов. Также в Перечне указано, что заявитель должен представить документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости или выписку из ЕГРП о правах на здание, находящееся на земельном участке. Ею к заявлению приложена копия свидетельства о регистрации права собственности на здание. Следовательно, Администрация г. Чебоксары не вправе требовать от нее представления одновременно и выписки из ЕГРП и свидетельства о регистрации права собственности. Также законодательством не предусмотрено отдельное обращение заявителя в Управление архитектуры и градостроительства для получения заключения о возможности приватизации земельного участка. Следовательно, Администрация г. Чебоксары не вправе требовать от нее данного заключения. Кроме того, Перечнем предусмотрено представление документов в одном экземпляре. Следовательно, Администрация г. Чебоксары не вправе требовать от нее представления документов в двух экземплярах. Также Администрацией г. Чебоксары нарушен закон в части сроков рассмотрения заявления. С момента подачи заявления прошло более двух месяцев, а заявление еще не рассмотрено и не принято решение о предоставлении ей земельного участка в собственность. Таким образом, Администрация г. Чебоксары своими действиями (бездействием) нарушает закон, нарушает ее права и свободы, незаконно возлагает на нее обязанности по представлению дополнительных документов. В связи с чем, просит признать действия Администрации г. Чебоксары, выразившиеся в истребовании от нее документов, не предусмотренными Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 №370 (документа подтверждающего переход права собственности на объект недвижимости; технического паспорта объекта недвижимости; материалов по выполнению кадастровых работ в отношении земельного участка; выписки из ЕГРП о правах на здание, находящееся на земельном участке, заключения Управления архитектуры и градостроительства о возможности приватизации земельного участка), незаконными. Признать бездействие Администрации г. Чебоксары, выразившееся в нерассмотрении в установленный законом срок ее заявления о предоставлении земельного участка, незаконным. Обязать Администрацию г. Чебоксары рассмотреть ее заявление о предоставлении ею права собственности на земельный участок на основании документов, предусмотренных Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 №370.

Представитель Лукиной О.В. в судебном заседании поддержал доводы заявления по изложенным в заявлении основаниям. Лукина О.В. в судебное заседание не явилась.

Администрация г. Чебоксары, извещенная о времени и месте рассмотрения заявления в суд представителей не направила, отзыв не представила.

Суд, выслушав доводы представителя Лукиной О.В, изучив представленные документы, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично. К указанному выводу суд приходит на основании следующего.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с п.5 ст.36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 утвержден «Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения».

Согласно указанному Перечню к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);

3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);

5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

6) кадастровый паспорт земельного участка;

7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Таким образом, доводы заявления о том, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление копий документов в двух экземплярах, являются обоснованными.

Как следует из представленного в суд заявления представителя заявителя Лукиной О.В. - Семенова Е.Н. в адрес администрации г.Чебоксары, к заявлению о предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного по адресу адрес, площадью ------, кадастровый номер ------, на основании договора купли-продажи, как приложение к заявлению указаны:

Копия паспорта Лукиной О.В.,

Копия свидетельства о присвоении ИНН,

Копия свидетельства о государственной регистрации права,

Копия технического паспорта,

Копия выписки из ЕГРП о правах на земельный участок,

Кадастровый паспорт,

Копия доверенности представителя заявителя.

Из письма заместителя главы Администрации г. Чебоксары - председателя Горкомимущества от дата № следует, что Лукиной О.В. было предложено представить в двух экземплярах следующие документы:

-документ, удостоверяющий личность заявителя,

-свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства,

-документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости,

-документ, подтверждающий переход права собственности на объект недвижимости,

технический паспорт на объект недвижимости,

-материалы по выполнению кадастровых работ в отношении данного земельного участка,

-кадастровый паспорт земельного участка,

-копии выписки из ЕГРП о правах на здания, строения, сооружения, находящиеся на приобретаемом земельном участке.

Исходя из сопоставления документов, подлежащих предоставлению в соответствии с Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения и требований, изложенных в письме Администрации г. Чебоксары от дата, можно сделать вывод о том, что Администрацией г. Чебоксары перед заявителем выставлено требование о предоставлении копий документов, не предусмотренных Перечнем, а именно: документа подтверждающего переход права собственности на объект недвижимости; технического паспорта объекта недвижимости; материалов по выполнению кадастровых работ в отношении земельного участка; заключения Управления архитектуры и градостроительства о возможности приватизации земельного участка. В указанной части требования заявителя являются обоснованными, а действия Администрации г. Чебоксары незаконными.

В части представления выписки из ЕГРП о правах на здания, строения, сооружения, находящиеся на приобретаемом земельном участке и доводов заявителя о том, что Лукиной О.В. представлено свидетельство о государственной регистрации права собственности на принадлежащее ей здание, суд считает, что требование Перечня, изложенные в пункте 4-ом, направлены на получение актуальных сведений о правах на здания, строения и сооружения на момент обращения. Ссылка на иные документы, удостоверяющие (устанавливающие) права на такое здание, строение, сооружение, обусловлена тем, что не все названные объекты могли пройти государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

В соответствии с п.6 ст.36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Доводы заявителя о нарушении срока рассмотрения заявления, также являются обоснованными, так как ответ администрацией г. Чебоксары был дан только дата, вместо дата., что является нарушением требований ч.5 ст.36 Земельного кодекса РФ.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявление следует признать обоснованным частично. В связи с тем, что требование о предоставлении выписки из ЕГРП о правах на здания, строения, сооружения, находящиеся на приобретаемом земельном участке, являются обоснованными, то заявление подлежит рассмотрению в установленные законом сроки с момента представления данного документа.

Содержащиеся в письме Администрации г. Чебоксары ссылки на задолженность заявителя по оплате за пользование земельным участком, не влияют на публично-правовую обязанность Администрации г. Чебоксары по рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка в собственность заявителю.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать действия Администрации г. Чебоксары, выразившиеся в истребовании от Лукиной ФИО7 документов, не предусмотренных Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 №370 (документа подтверждающего переход права собственности на объект недвижимости; технического паспорта объекта недвижимости; материалов по выполнению кадастровых работ в отношении земельного участка; заключения Управления архитектуры и градостроительства о возможности приватизации земельного участка), незаконными.

Признать бездействие Администрации г. Чебоксары, выразившееся в нерассмотрении в установленный законом срок заявления Лукиной ФИО8 о предоставлении земельного участка, незаконным.

Возложить на Администрацию г. Чебоксары обязанность рассмотреть заявление Лукиной ФИО9 о предоставлении ей земельного участка, расположенного по адресу адрес в собственность на основании документов, предусмотренных Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 №370 в срок, установленный ч.6 ст.36 Земельного кодекса РФ.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Чебоксары со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья В.В. Евстафьев

Мотивированное решение

изготовлено 03.11.2010

Копия верна