решение по делу



Дело №2-3560/2010Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 октября 2010 г. г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кудряшовой Н.Н.,

при секретаре Заливиной Н.В.,

с участием представителя ответчика Игнатьева В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симушкина Алексея Алексеевича к Управлению федеральной почтовой связи Чувашской Республики - филиалу ФГУП «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда в размере ------

у с т а н о в и л :

22 июня 2010 г. Симушкин А.А., ссылаясь на ФЗ от 17 июля 1999 г. «О почтовой связи» и Закон от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей», обратился в Цивильский районный Чувашской Республики с иском к Цивильскому почтамту УФПС ЧР - филиалу ФГУП «Почта России» о взыскании в счет компенсации морального вреда ------

В обоснование своего требования Симушкин А.А. указал, что 12 апреля 2009 г. им было отправлено исковое заявление во Владимирский городской суд, о чем был уведомлен распиской отделом спецучета ФБУ ИК №9 в апреле 2009 г., а 15 июня 2009 г. на имя председателя суда было направлено ходатайство об отвода судьи, рассматривающего его заявление. Однако, из ответа председателя суда стало известно, что его исковое заявление в суды Владимирской области не поступало. 9 сентября 2009 г. ему под расписку был возвращен конверт с исковым заявлением от 12 апреля 2009 г.. Из почтовых штампов на конверте видно, что 16 апреля 2009 г. его заявление поступило в Цивильский почтамт УФПС ЧР и направлен в г.Владимир. 22 апреля 2009 г. конверт с заявлением поступил в г.Владимир, откуда был возвращен назад для уточнения адреса получателя. 2 мая 2009 г. конверт был принят Цивильским почтамтом, а к нему поступил лишь спустя 5 месяцев. По данному факту он обращался в прокуратуру Цивильского района полагая, что администрация ФБУ ИК №9 нарушила сроки вручения осужденным почтовой корреспонденции, но прокуратура его обращение перенаправила Чебоксарскому прокурору по надзору за соблюдением законов в ИУ ЧР, из ответа которого от 16 ноября 2009 г. следует, что фактов нарушений администрацией ФБУ ИК №9 его права на подачу жалоб, гарантированного ст.15 УИК РФ не установлено. При таких обстоятельствах полагает, что из-за действий ответчика- Цивильского почтамта он был лишен в реализации своих прав, гарантированных ФЗ о почтовой связи. (л.д.5)

Определением Цивильского районного суда ЧР от 16 августа 2010 г. произведена замена ненадлежащего ответчика Цивильского почтамта УФПС ЧР надлежащим на Управление федеральной почтовой связи Чувашской Республики- филиала ФГУП «Почта России». А с учетом места расположения ответчика (г.Чебоксары пр.Ленина д.2) данное дело передано для рассмотрения по подсудности в Ленинский районный суд г.Чебоксары (л.д.79-80).

В судебное заседание истец, извещенный надлежащим образом, не явился в связи с отбыванием наказания в ФБУ ИК №6 УФСИН России по ЧР, своего представителя в суд также не направил (л.д.83).

Представитель ответчика Игнатьев В.Ю. требование истца не признал по тем основаниям, что у ответчика нет никаких договорных отношений с истцом, на конверте не указана его фамилия. В качестве отправителя почтовой корреспонденции указано ФБУ ИК №9. В соответствии с Правилами оказания почтовых услуг отправитель должен оформлять почтовый конверт и указывать обратный адрес. ------ Кроме того, истец направил не заказную, а простую корреспонденцию. Из штемпеля почтового конверта видно, что из Цивильского почтамта данная корреспонденция возвращена в ФБУ ИК №9 2 мая 2009 г.. Из письменного же ответа Чебоксарской прокуратуры видно, что проверка по жалобе Симушкина А.А. была произведена не в полном объеме, проверялись лишь сроки отправки и вручения осужденному, а проверка по сроку возврата почтовой корреспонденции не проводилась. Просит применить 6-месячный срок исковой давности для обращения в суд с данным иском, так как в соответствии с п.2 ст.55 ФЗ о связи и со ст.37 ФЗ о почтовой связи, потребитель услуг вправе обжаловать действия почтамта лишь в течение 6 месяцев со дня оказания ему услуг почтовой связи. Данный срок исчисляется не позднее чем с 16 апреля 2009 г. и истекает 17 октября 2009 г.. Кроме того, истец по данному вопросу не обращался к ответчику с претензией.

Привлеченное по делу в качестве третьего лица ФБУ ИК №9 своего представителя для участия в судебном заседании не выделило, заявлением от 18 октября 2010 г. просило рассмотреть дело без участия их представителя.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требования истца.

Права пользователей услуг почтовой связи защищаются ФЗ от 17 июля 1999 г. №176-ФЗ «О почтовой связи», ФЗ от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи», Законом РФ «О защите прав потребителей», гражданским законодательством РФ, правилами оказания услуг почтовой связи

На территории РФ, как это следует из ФЗ от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи», услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.

В соответствии со ст.16 ФЗ от 17 июля 1999 г. №176-ФЗ «О почтовой связи» услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. №221 утверждены Правила оказания услуг почтовой связи, которые регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.

Из материалов дела видно, что истец 12 апреля 2009 г. составил исковое заявление во Владимирский городской суд о взыскании с ------ компенсации морального вреда в связи с нарушением его прав ------ Данное исковое заявление направлено из ФБУ ИК №9 УФСИН по ЧР г.Цивильска 14 апреля 2009 г. простой почтовой корреспонденцией. На конверте наименование и адрес получателя указано- «г.Владимир Владимирский городской суд», а в качестве отправителя указано ФБУ ИК №9 (л.д.5-6).

Однако, вопреки требованиям п.22 Правил оказания услуг почтовой связи, отправителем на конверте не указаны точные адреса ни отправителя, ни адресата. Отправителем на почтовой корреспонденции, адресованной Владимирскому городскому суду указан не истец Симушкин А.А., а ФБУ ИК №9. Кроме того, не указан адрес места нахождения Владимирского городского суда.

Из содержания искового заявления истца также видно, что в своем заявлении он не указал адрес Владимирского городского суда, в связи с чем при отправлении его корреспонденции администрация ФБУ ИК №9 указала на почтовом конверте лишь сведения, указанные непосредственно Симушкиным А.А..

Как следует из п.23 Правил, реквизиты адреса на почтовых отправлениях пишутся в следующем порядке: для юридического лица - полное или краткое наименование, для гражданина - фамилия, имя, отчество; название улицы, номер дома; почтовый индекс.

Пользователи услугами почтовой связи обязаны выполнять требования, установленные Правилами.

Указанное свидетельствует о том, что пользователем услуги почтовой связи по почтовой корреспонденции, направленной в адрес Владимирского городского суда является не истец, а ФБУ ИК №9, с которым и заключен публичный договор на оказание почтовой связи. Истцом же не представлены доказательства заключения такого договора между ним и ответчиком. С учетом обстоятельств дела, в данном случае истец вправе заявить свои претензии по поводу отправки и возврата своего искового заявления лишь к администрации ФБУ ИК №9, которое, в свою очередь, в случае ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по оказанию услуг почтовой связи, был вправе последнему предъявить претензию.

Так, в соответствии с п.52 Правил при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию. Такая претензия может быть предъявлена как оператору почтовой связи, принявшему отправление, так и оператору почтовой связи по месту назначения почтового отправления, в течение 6 месяцев со дня отправки почтового отправления. Претензии предъявляются в письменной форме. К претензии прилагаются копия договора об оказании услуг почтовой связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанция, опись вложения) и свидетельства о неисполнении или ненадлежащем исполнении оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи (оболочка почтового отправления и т.п.), а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба - сведения о размере причиненного ущерба. Претензии в отношении несвоевременной доставки (вручения) внутренних простых почтовых отправленийпринимаются при предъявлении почтового отправления или его оболочки с указанными на ней оператором почтовой связи датами приема и поступления почтового отправления.(п.53).

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услугами почтовой связи. (п.57).

Заслуживает также внимание требование представителя ответчика о применении срока исковой давности для предъявления данного иска, так как согласно п.2 ч.5 ст.55 ФЗ «О связи» претензии по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления, предъявляются к ответчику в течение шести месяцев со дня отправки почтового отправления.

Из представленного истцом конверта с почтовым штемпелем отправления и его возврата видно, что 16 апреля 2009 г. конверт был принят Цивильским почтамтом для отправки, а 24 апреля 2010 г. почтовым отделением г.Владимира возвращен для указания точного адреса, после чего в Цивильское отделение почтамта конверт поступил 2 мая 2009 г..

Из расписания движения транспорта с почтой по внутрирайонному маршруту Цивильского почтамта с 1 января 2009 г. следует, что частота движения транспорта с почтой в ФБУ ИК №9 составляет ------ что исключает нахождение в течение длительного времени простой почтовой корреспонденции у ответчика. Факт же получения истцом обратно от администрации ФБУ ИК №9 своей корреспонденции свидетельствует о том, что ответчик возвратил ее ФБУ ИК №9 своевременно, так как доказательств нахождения ее непосредственно у ответчика в течение 5 месяцев истцом не представлены.

Письменный же ответ по результатам проверки Чебоксарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ЧР от 11 ноября 2009 г. о том, что оснований для применения мер прокурорского реагирования к должностным лицам ФБУ ИК №9 не выявлено в связи с отсутствием фактов нарушений администрацией права истца на подачу жалоб, не является основанием для удовлетворения искового требования Симушкина А.А., так как данный ответ не имеет, согласно ст.61 ГПК РФ, преюдициального значения. Кроме того, из данного ответа следует, что прокуратурой проверялась жалоба истца лишь в части отправки администрацией учреждения почтовой корреспонденции истца (л.д.11).

Согласно ст.15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда лишь при наличии его вины.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика в его пользу компенсации морального вреда по факту направления им через администрацию ФБУ ИК №9 почтовой корреспонденции, судом не установлено, так как не установлена вина ответчика в нарушении сроков возврата этой корреспонденции.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Симушкина Алексея Алексеевича к Управлению федеральной почтовой связи Чувашской Республики - филиалу ФГУП «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда в размере ------., отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, начиная с 25 октября 2010 г.

Судья:

Мотивированное решение составлено 23 октября 2010 г.

Решение не вступило в законную силу.