решение по делу



Дело № 2-3370/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 октября 2010 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кудряшовой Н.Н.,

при секретаре Андреевой А.А.,

с участием истца Михайлова П.В.,

представителя ответчика Павловой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайлова Павла Витальевича к администрации г.Чебоксары и администрации Ленинского района г.Чебоксары об обязании администрации города выделить ему на семью отдельную благоустроенную квартиру по установленным законодательством нормам,

у с т а н о в и л :

Михайлов П.В., ------ обратился в суд с иском к администрации г.Чебоксары и администрации Ленинского района г.Чебоксары об обязании администрации города выделить ему на семью, состоящую из трех человек, отдельную благоустроенную квартиру по установленным законодательством нормам.

В обоснование своего требования истец указал, что ------ он имеет в собственности комнату ------ где проживает вместе с женой - Михайловой С.И. ------ Они не обеспечены жилплощадью по установленным нормам, в комнате отсутствует санузел и кухня, а финансовых возможностей для приобретения жилья на территории г.Чебоксары не имеет. С 8 сентября 2008 г. состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Ленинского района г.Чебоксары под номером 1863. Обязанность по предоставлению жилья сотрудникам органов внутренних дел возложена законом на МВД по ЧР либо на органы местного самоуправления. МВД по ЧР сотрудников территориальных подразделений милиции, не являющихся работниками аппарата МВД, в очередь на получение жилья не ставит, так как не имеет финансовых возможностей. В связи с тем, что МВД по ЧР в настоящее время не располагает средствами для строительства жилья, а также в связи с тем, что он служит в подразделении, относящемся к службе милиции общественной безопасности, то есть непосредственно работает с населением г.Чебоксары, предоставить ему жилье, по его мнению, обязаны органы местного самоуправления, т.е. администрация г.Чебоксары. 5 июля 2010 г. он обратился в администрацию Ленинского района г.Чебоксары с заявлением о внеочередном предоставлении на семью жилого помещения в виде отдельной благоустроенной квартиры как участковому уполномоченному милиции в соответствии со ст.30 ФЗ «О милиции», однако письмом администрации Ленинского района г.Чебоксары от 28 июля 2010 г. в удовлетворении его просьбы было необоснованно отказано.

В судебном заседании истец поддержал свое требование, уточнив суду, что ранее, в 2007 г., работая участковым он обратился с заявлением в администрацию Ленинского района г.Чебоксары о предоставлении ему в пользование комнаты ------ и его заявление было удовлетворено, после чего он приватизировал данную комнату, ------. С 1 декабря 2009 г. он вновь работает участковым. В связи с тем, что он ранее он не был обеспечен жилплощадью по установленным нормам, просит предоставить жилье с учетом всех членов его семьи, так как никто их них в собственности не имеет другого жилья.

Представитель администрации Павлова А.Н. требования истца не признала по тем основаниям, что ранее Михайлову П.В., как участковому, уже предоставлялось жилье во внеочередном порядке. Законом о милиции установлены льготы по обеспечению жильем органами местного самоуправления, но не регулируется порядок финансирования этих расходов. На указанные цели из федерального бюджета средства им не выделялись.

Администрация Ленинского района г.Чебоксары, извещенная надлежащим образом, своего представителя для участия в суде не выделала, но по запросу суда представила материалы учетного дела Михайлова П.В., а также отзыв, в котором указала, что они не оспаривают право Михайлова П.В. на получение жилья в соответствии со ст.30 Закона о милиции, но собственным жилищным фондом администрация для внеочередного обеспечения жилым помещением по установленным нормам не располагает (л.д.31).

Представитель третьего лица-Министерства финансов Российской Федерации Баженова И.В. требования истца не поддержала, суду пояснила, что в соответствии со ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится лишь предоставление жилья малоимущим гражданам по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда. Истец же требует предоставления жилья по специальному закону «О милиции», не как малоимущий. Эти требования регулируются ч.3 ст.49 ЖК РФ, в соответствии с которым отдельным категориям граждан, определенным ФЗ, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае участковым уполномоченным милиции) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ, но при этом жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться им только в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями (ч. 4). В связи с ненаделением государственными полномочиями по обеспечению жильем Администрацию г.Чебоксары и непередачей финансовых средств органам местного самоуправления на указанные цели в 2010 году, принятие решения об удовлетворении иска, по ее мнению, не может являться законным. Органом исполнительной власти в соответствии со ст.30 Закона о милиции является МВД РФ, которому как главному распорядителю ежегодно в федеральном бюджете на соответствующий год предусматриваются федеральные бюджетные средства на строительство жилья. Главный распорядитель распределяет бюджетные средства по подведомственным распорядителям, в том числе МВД по ЧР ежегодно. МВД РФ, как главному распорядителю, выделены средства на строительство жилья в соответствии с ФЗ о федеральном бюджете на 2006 г. - 2 млрд. 285 млн.руб., 2007г. - 3 млрд. 582 млн.099 тыс. руб., 2008 г. - 3 млрд.694 млн. 964 тыс. руб..

Представитель МВД по ЧР в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил рассмотреть дело без его участия, указав о том, что МВД по ЧР предоставляет квартиры только сотрудникам, состоящим в штате МВД. Истец не состоит в списке очередников МВД по ЧР, поскольку проживает и работает на территории Ленинского района г.Чебоксары, состоит в штате УВД по г.Чебоксары.

Привлеченная по делу в качестве третьего лица Михайлова С.Ю. в судебное заседание не явилась, заявлением от 28 октября 2010 г. просила рассмотреть дело в ее отсутствии, требование Михайлова П.В. поддерживает.

Выслушав истца, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из выписки из трудовой книжки ------ следует, что истец проходит службу в органах внутренних дел ------ том числе, в должности участкового уполномоченного милиции отдела участковых уполномоченных отдела внутренних дел по Ленинскому району г.Чебоксары- с ------ а в УВД по г.Чебоксары в должности участкового уполномоченного милиции отделения по обслуживанию территории, закрепленной за УВД отдела участковых уполномоченных милиции УВД по г.Чебоксары состоит ------

5 октября и 19 декабря 2007 г. руководство ОВД по Ленинскому району г.Чебоксары ходатайствовал перед главой администрации Ленинского района г.Чебоксары о выделении освободившейся комнаты ------ для проживания участковому уполномоченному милиции ОВД по Ленинскому району г.Чебоксары Михайлову П.В., работавшему в должности участкового уполномоченного с декабря 2007 г.

Заявлением на имя главы администрации Ленинского района г.Чебоксары от 2 февраля 2008 г. Михайлов П.В. просил предоставить ему по договору социального найма комнату ------ на семью из 1 человека.

Постановлением главы администрации Ленинского района г.Чебоксары №242 от 11 марта 2008 г. принято предложение районной жилищной комиссии от 28 февраля 2008 г. о предоставлении социального жилья------- Михайлову П.В. на одного человека, состоящего в администрации района в общем и льготном списке граждан «Сотрудники МВД», нуждающихся в улучшении жилищных условий с 27 декабря 2004 г. с исключением из списка очередников.

Из домовой книги и свидетельства о государственной регистрации права ------ видно, что 21 июля 2008 г. Михайлов П.В. приватизировал вышеуказанную комнату в свою собственность, с 14 января 2009 г. там зарегистрирована его жена -Михайлова С.Ю., а с 11 декабря 2009 г.- его сын ------, которые как и истец не имеют в собственности другого жилья. (л.д.10, 13-16).

Из письменного сообщения администрации Ленинского района г.Чебоксары следует, что истец состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с 8 сентября 2009 г. под №1863 (л.д.22).

Из заявлений истца от 2 июля 2010 г. видно, что он обратился к ответчикам о выделении ему на семью отдельной благоустроенной квартиры в соответствии со ст.30 Закона о милиции и Указом Президента Чувашии «О мерах по укреплению службы участковых уполномоченных милиции» №100 от 16 ноября 2007 г. (л.д.17-18).

Из письменных ответов, направленных истцу ответчиками от 19 и 28 июля 2010 г. следует, что ему отказано в предоставлении жилья во внеочередном порядке по договору социального найма, так как принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилого помещения за счет предоставления безвозмездных субсидий молодым семьям и льготного ипотечного кредитования, а в списке малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма не состоит.(л.д.24-25).

Данный отказ в предоставлении жилья истцу является необоснованным по следующим основаниям.

Согласно ч.2 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

В соответствии с ч.1 ст.30 ФЗ «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Данная норма, вопреки позиции ответчика, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления, так как возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению участковых уполномоченных милиции жилой площадью, по смыслу ч.2 ст.132 Конституции РФ, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления.

Кроме того, исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, указанной в Определениях от 08.07.2004 №303-О «По жалобе Кунгурской городской управы на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 35 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», от 15.02.2005 №58-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации г. Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона «О милиции», от 17.10.2006 №485-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 30 Закона «О милиции» компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.

Правовая позиция, изложенная в вышеназванных определениях Конституционного Суда РФ в силу ст.ст.6 и 71 Федерального Конституционного Суда РФ является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Поскольку льгота по предоставлению жилой площади работникам милиции предусмотрена федеральным законодательным актом, то до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование должно осуществляться из федерального бюджета.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в ст.51 ЖК РФ, в соответствии с которой нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, которая постановлением администрации г.Чебоксары №129 от 15 апреля 2005 года «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» определена в размере 14,5 кв.м общей площади жилья на одного человека, а норма предоставления по договору социального найма определена в размере от 16,0 кв. м до 18,0 кв. м.

Закон ЧР от 17 октября 2005 г. №42 «О регулировании жилищных отношений» и утвержденное постановлением администрации г.Чебоксары №288 от 14 декабря 2005 года «Положение о порядке реализации жилищных прав гражданами - жителями города Чебоксары» определяют признание нуждающимися в жилых помещениях граждан, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч.5 и ч.7 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, и при предоставлении которой гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

Судом установлено, что истец нуждается в улучшении жилищных условий. Несмотря на то, что ранее ему уже предоставлялась жилая площадь в виде комнаты, общей площадью 11, 3 кв., по своим размерам она была менее нормы предоставления. В связи с этим, у него возникло право требовать принудительного исполнения ч.1 ст.30 Закона о милиции, которая в настоящее время не отменена и является специальной нормой прямого действия, определяющей порядок и основания предоставления квартир работникам милиции- участковым уполномоченным. Оснований же для отказа указанным лицам в реализации права на получение не позднее шести месяцев жилого помещения не предусмотрено: закон не связывает реализацию этого права с наличием или отсутствием финансирования из федерального, республиканского бюджетов, отсутствием средств в муниципальном бюджете, наличием в очереди других граждан, обладающих аналогичными льготами.

Таким образом, требование истца подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковое требование Михайлова Павла Витальевича удовлетворить.

Обязать администрацию города Чебоксары предоставить Михайлову Павлу Витальевичу на состав семьи из трех человек благоустроенное жилое помещение по установленным нормам.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, начиная с 8 ноября 2010 г. через Ленинский районный суд г.Чебоксары ЧР.

Судья:

Мотивированное решение составлено 4 ноября 2010 г.

Решение не вступило в законную силу.