Гр.дело № 2-3267/2010 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2010г. г.Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Агеева О.В., при секретаре Басыровой Г.Х., с участием прокурора Шашкова В.В., представителя ответчика администрации г.Чебоксары Сорокиной Е.А., представителя третьего лица Муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» Долговой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Чебоксары в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с требованиями к администрации г.Чебоксары о возложении обязанности ликвидировать разрыв в разделительной полосе дороги и установить ограничивающие пешеходные ограждения,
установил:
Прокурор Ленинского района г. Чебоксары обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с требованиями к администрации г. Чебоксары о возложении обязанности ликвидировать разрыв в разделительной полосе дороги и установить ограничивающие пешеходные ограждения. Исковые требования мотивированы следующим. Прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары была проведена проверка исполнения администрацией г. Чебоксары законодательства о безопасности дорожного движения, в результате которой были установлено, что участок улично-дорожной сети города Чебоксары «Московский проспект от перекрестка движения Московский проспект - проспект Никольского - Ядринское шоссе - улица Гузовского до д.33 по Московскому проспекту» представляет собой место концентрации дорожно-транспортных происшествий. Так, в 2008 г. на данном участке было зарегистрировано 8 дорожно-транспортных происшествий (из них 8 наездов на пешеходов), из которых 2 человека погибли и 6 получили ранения различной степени тяжести. В 2009 г. на данном участке произошло 14 дорожно-транспортных происшествий (из них 10 наездов на пешеходов), из которых 1 человек погиб и 15 получили ранения различной степени тяжести. За 6 месяцев 2010 г. на данном участке было зарегистрировано 4 наезда на пешеходов.
В целях ликвидации места концентрации дорожно-транспортных происшествий в адрес администрации г. Чебоксары неоднократно направлялась информация о необходимости установки пешеходного ограждения на данном участке улично-дорожной сети, однако предложенные мероприятия не были реализованы. Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Чувашской Республике в адрес главы администрации г. Чебоксары было вынесено предписание №31 от 16 марта 2010 г. с требованием выполнить следующие мероприятия в целях обеспечения безопасности дорожного движения по Московскому проспекту г. Чебоксары: ликвидировать разрыв в разделительной полосе возле д. 52 по Московскому проспекту (возле остановки общественного транспорта «БСМП»), установить ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа от перекрестка с круговым движением Московский пр. - пр. Никольского - Ядринское шоссе - ул. Гузовского до д.33 по Московскому проспекту с последующим соединением с существующим ограждением, со сроком исполнения до 16 апреля 2010 г. В связи с неисполнением предписания в установленный срок 11 мая 2010 г. в отношении администрации г. Чебоксары составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и на нее наложен административный штраф в размере 10000 рублей. Неисполнение администрацией г. Чебоксары предписаний УГИБДД МВД по ЧР может привести к угрозе безопасности дорожного движения и способствовать увеличению дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов на данном участке улично-дорожной сети города Чебоксары.
В соответствии с п.5 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской федерации.
Неисполнение администрацией г. Чебоксары обязанностей по надлежащему содержанию участка улично-дорожной сети города Чебоксары - Московский пр. - пр. Никольского - Ядринское шоссе - ул. Гузовского до д.33 по Московскому проспекту нарушает права и интересы неопределенного круга лиц (участников дорожного движения) в части обеспечения безопасности дорожного движения, что является основанием для подачи искового заявления прокурором.
В судебном заседании прокурор - помощник прокурора Ленинского района г. Чебоксары Шашков В.В. требования поддержал по изложенным основаниям и вновь привел их суду.
Представитель ответчика администрации г. Чебоксары Сорокина Е.А. исковые требования не признала, объяснила, что исковые требования в части ликвидации разрыва были устранены, о чем свидетельствуют фотографии и акт. Также указала на то, что ограничивающие пешеходные ограждения будут установлены по мере выделения бюджетных средств, в удовлетворении заявления просила отказать.
Представитель третьего лица МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» Долгова О.А. объяснила, что городские дороги находятся на обслуживании МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства», и ограничивающие пешеходные ограждения будут установлены по мере выделения денежных средств.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 5 названного Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.
В силу ст.12 названного Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
В соответствии с п.6 ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п.6, п.12 ст. 3 названного Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 4.4.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03.
Согласно п.3.11 Национального стандарта Российской Федерации «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (ГОСТ Р 52289-2004), утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 N 120-ст, ограждение дорожное: устройство, предназначенное для предотвращения съезда транспортного средства с обочины и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине и в полосе отвода дороги, на разделительной полосе (удерживающее ограждение для автомобилей), падения пешеходов с мостового сооружения или насыпи (удерживающие ограждения для пешеходов), а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение).
Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. 3 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Участок улично-дорожной сети г.Чебоксары (Московский проспект от перекрестка с круговым движением Московский проспект - проспект Никольского - Ядринское шоссе - улица Гузовского до д.33 по Московскому проспекту) представляет собой место концентрации дорожно-транспортных происшествий, что подтверждается сообщением УГИБДД МВД по Чувашии от 30 сентября 2010г. № 25/4805 (л.д.46-54).
УГИБДД МВД по Чувашии уведомлением от 5 мая 2010г. №9.5-2171 сообщило администрации г.Чебоксары, что в 2008 году на указанном участке дороги было зарегистрировано 8 дорожно-транспортных происшествий (из них 8 наездов на пешеходов), в которых 2 человека погибли и 6 получили ранения различной степени тяжести. В 2009 году на данном участке произошло 14 дорожно-транспортных происшествий (из них 10 наездов на пешеходов), в которых 1 человек погиб и 15 получили ранения различной степени тяжести. За 3 месяца 2010 года зарегистрировано 4 наезда на пешехода.
В целях ликвидации места концентрации дорожно-транспортных происшествий главе города Чебоксары неоднократно направлялась информация о необходимости установки пешеходного ограждения на данном участке улично-дорожной сети исх. №9.5-213 от 21 января 2010г. (л.д.13-17), исх. №25-1276 от 11 марта 2010 г., (л.д.18-19).
Также 16 марта 2010 г. Управлением УГИБДД МВД по ЧР было вынесено предписание № 31, согласно которому администрации г. Чебоксары было предложено в срок до 16 апреля 2010 г. организовать выполнение следующих мероприятий в целях обеспечения безопасности дорожного движения по Московскому проспекту города Чебоксары:
1) - ликвидировать разрыв в разделительной полосе возле д. 52 по Московскому проспекту (возле остановки общественного транспорта «БСМП»).
2) - установить ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа от перекрестка с круговым движением - Московский пр. - ул. Гузовского - Ядринское шоссе - пр. Никольского до д.33 по Московскому пр. с последующим соединением с существующим ограждением. (л.д.27).
Администрация г. Чебоксары предписание УГИБДД МВД по ЧР № 31 от 16 марта 2010 г. в установленный срок не исполнила, указанные мероприятия в целях обеспечения безопасности дорожного движения по Московскому проспекту города Чебоксары не выполнила, указав, что установка дополнительных ограждений, ограничивающих движение пешеходов через проезжую часть по участкам улично-дорожной сети, требует значительных затрат, а в бюджете города Чебоксары на 2010 г. средства на выполнение вышеуказанных видов работ не предусмотрены.
Ввиду неисполнения предписания УГИБДД МВД по ЧР № 31 от 16 марта 2010 г., 11 мая 2010 г. в отношении администрации города Чебоксары был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19,5 КоАП РФ (л.д.29).
Постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным Ленинским районным судом города Чебоксары Чувашской Республики 9 июня 2010 г. администрация города Чебоксары была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей (л.д. 30-32).
Согласно сведениям, представленным УГИБДД МВД по ЧР от 30 сентября 2010 г. на участке улично-дорожной сети города (Московский пр. от перекрестка с круговым движением Московский пр. - пр. Никольского - Ядринское шоссе - ул. Гузовского до д.33 по Московскому проспекту) за период с 01 августа 2008 г. по 01 сентября 2010 г. органами ГИБДД МВД по ЧР было зафиксировано 264 дорожно-транспортных происшествия (л.д.46-54).
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Однако администрацией города Чебоксары на день подачи прокурором заявления не были выполнены мероприятия в целях обеспечения безопасности дорожного движения по Московскому проспекту города Чебоксары, а именно ликвидация разрыва в разделительной полосе возле д. 52 по Московскому проспекту (возле остановки общественного транспорта «БСМП»), установка ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа от перекрестка с круговым движением - Московский пр. - ул. Гузовского - Ядринское шоссе - пр. Никольского до д.33 по Московскому пр. с последующим соединением с существующим ограждением.
Неисполнение администрацией г. Чебоксары обязанностей по надлежащему содержанию участка улично-дорожной сети города Чебоксары - Московский пр. - пр. Никольского - Ядринское шоссе - ул. Гузовского до д.33 по Московскому проспекту, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц (участников дорожного движения) в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.п. 8.1.27, 8.1.28, 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2004 Удерживающие пешеходные ограждения (перила) применяют у внешнего края тротуара на мостовом сооружении или на насыпи высотой более 1 м. Удерживающая способность перил должна быть не менее 1,27 кН.
Ограничивающие пешеходные ограждения применяют:
- перильного типа или сетки на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом - напротив остановок общественного транспорта с подземными или надземными пешеходными переходами в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей;
- перильного типа - у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке (п. 8.1.27).
Удерживающие пешеходные ограждения (перила) устанавливают у внешнего края тротуара на насыпях на расстоянии не менее 0,3 м от бровки земляного полотна.
Ограничивающие пешеходные ограждения устанавливают:
- перильного типа или сетки - на разделительной полосе между основной проезжей частью и местным проездом на расстоянии не менее 0,3 м от кромки проезжей части;
- перильного типа - у внешнего края тротуара у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием, на расстоянии не менее 0,3 м от лицевой поверхности бортового камня (п. 8.1.28).
Высота пешеходных удерживающих ограждений (перил) должна быть не менее 1,1 м.
Высота ограждений ограничивающих перильного типа должна быть 0,8 - 1,0 м, сеток - 1,2 - 1,5 м.
Ограждения перильного типа высотой 1,0 м должны иметь две перекладины, расположенные на разной высоте (п.8.1.29).
В учетом изложенного заявление прокурора в части возложения на администрацию города Чебоксары обязанности установить ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа от перекрестка с круговым движением - Московский проспект - улица Гузовского - Ядринское шоссе - проспект Никольского до д.33 по Московскому проспекту с последующим соединением с существующим ограждением подлежит удовлетворению. Отсутствие денежных средств у администрации г.Чебоксары не является основанием для освобождения от выполнения обязанностей по надлежащему содержанию участка улично-дорожной сети г. Чебоксары в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Администрацией города Чебоксары в ходе судебного разбирательства были представлены доказательства устранения разрыва в разделительной полосе возле д. 52 по Московскому проспекту г.Чебоксары, возле остановки общественного транспорта «БСМП»,, что подтверждается фотографиями (л.д. 55), актом обследования участка улично-дорожной сети по г. Чебоксары по Московскому проспекту (л.д.64), суд отказывает в удовлетворении заявления в части требования о ликвидации разрыва в разделительной полосе дороги возле остановки общественного транспорта «БСМП», около дома №52, по Московскому проспекту г.Чебоксары.
Суд, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ,
решил:
Обязать администрацию г.Чебоксары установить ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа от перекрестка с круговым движением «Московский проспект - улица Гузовского- Ядринское шоссе- проспект Никольского» до дома №33 по Московскому проспекту г.Чебоксары с последующим соединением с существующим ограждением.
Прокурору Ленинского района г.Чебоксары отказать в удовлетворении искового заявления в части требования к администрации г.Чебоксары о ликвидации разрыва в разделительной полосе дороги возле остановки общественного транспорта «БСМП», около дома №52, по Московскому проспекту г.Чебоксары.
На решение могут быть поданы кассационная жалоба и представление в Верховный суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г.Чебоксары в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: судья Агеев О.В.