Гр.дело № 2-4259/2010
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 ноября 2010 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Евстафьева В.В.,
при секретаре судебного заседания Жигановой Г.А.,
с участием прокурора - Калининой Е.В.,
заявителя Клементьевой С.Ф., ее представителя Степановой О.Ю.,
представителя заинтересованного лица Чебоксарского городского Собрания депутатов Майорова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Степановой О.Ю. - представителя Клементьевой ФИО8, об оспаривании нормативного акта Чебоксарского городского собрания депутатов,
установил:
Представитель заявителя обратилась в суд с вышеуказанным требованием. В обоснование заявления представитель указала, что решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 07 июля 2004 г. № 1319 установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность. Данное решение считает незаконным по следующим основаниям.
Положения пунктов 1 и 2 Решения ограничивают всех граждан, имеющих большемерные земельные участки, в использовании данных участков в полном размере. Более того, ставят граждан в менее выгодные условия, а именно, в отношении части земельного участка, превышающего максимальные размеры, предусмотренные в Решении, положения Решения, вводят ограничения на права пользования и владения таким участком, а, соответственно, возлагают на граждан обязанность нести расходы в виде арендной платы принадлежащей им же оставшейся части участка.
До внесения в Решение изменений от 28 августа 2008 г. и признания утратившим силу пункта 4, указанное решение вполне соответствовало Конституции РФ и Земельному законодательству. Утративший силу пункт 4 Решения устанавливал следующее: "Размеры земельных участков для обслуживания жилых домов гражданам, имеющим в фактическом пользовании земельные участки, но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы ими, устанавливаются с учетом сложившегося землепользования".
Актуальная редакция Решения вступает в противоречие со следующими конституционными нормами.
Согласно ч. 2, ч. 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации "в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, а их конституционно допустимые ограничения возможны только на основании федерального закон".
Из конституционных принципов равенства и справедливости вытекает требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, поскольку иное не может обеспечить ее единообразное применение, не исключает неограниченное усмотрение в правоприменительной практике, и, следовательно, неизбежно ведет к произволу.
Именно, после исключения пункта 4 Решения возникла двусмысленность остальных положений Решения, что придало Решению несоответствующий Конституции РФ вид.
Двусмысленность нормы позволяет органам местного самоуправления квалифицировать переоформление прав на земельный участок как первичное его предоставление. И в результате позволяет по собственному усмотрению определять, в каком размере он подлежит передаче гражданину в собственность, что создает возможность для злоупотреблений и не отвечает принципу равенства граждан перед законом и судом (статья 19, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации).
Не учитывая сложившееся землепользование гражданина принадлежащим ему земельным участком, органами местного самоуправления на основании Решения, часть участка, превышающая максимальный размер, передается гражданину по договору аренды, что является не только ограничением права пользования и владения земельным участком в полном размере, но и конституционной свободы договора.
Статья 36 Конституции РФ гласит: "граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона".
Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения ".
Как земельный участок, так и его часть не могут быть изъяты иначе, как на основании судебного решения, и лишь при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 15 Конституции РФ "законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы".
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 07 июля 2004 г. № 1319 нарушены также и права заявителя. Так, при оформлении права собственности на земельный участок площадью ------ кв. м, расположенный по месту проживания заявителя - г------, Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом, ссылаясь на решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 07.07.2004 г. № 1319 "Об установлении размеров земельных участков, предоставляемых гражданам", посчитал размер данного участка превышающим установленный максимальный размер - ------ кв. м. В настоящее время за заявителем зарегистрировано право собственности на земельный участок только площадью ------ кв. м, а в отношении остальной части участка площадью ------ га) заявителю было предложено оформить договор аренды сроком до дата
Полагает, что принятым и опубликованным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 07 июля 2004 г. № 1319 нарушено право заявителя на владение и пользование земельным участком, закрепленным за ней и подлежащим передаче ей на основании федерального законодательства в собственность в полном объеме. На основании изложенного, просит признать решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 07 июля 2004 г. №1319 "Об установлении размеров земельных участков, предоставляемых гражданам" (с изменениями от 28 августа 2008 г.) не действующим со дня его принятия.
В судебном заседании представитель заявителя и заявитель поддержали доводы заявления. Представитель заявителя также полагала, что решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 7 июля 2004, с изменениями от 28 августа 2008г. основывается на утративших силу нормативных актах. Вынося решение Чебоксарское городское Собрание депутатов ссылалось на Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» от 2 января 2000г. и Устав г. Чебоксары, утвержденный решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 29 августа 1996г. Однако эти документы утратили силу. У заявителя имеется письмо администрации г. Чебоксары, в котором администрация города предлагает заявителю заключить договор аренды на принадлежащий ей земельный участок. Такие письма приходят к заявителю с 2008г.
Представитель Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики в судебном заседании заявленные требования признал необоснованными. Пояснил, что принятое решение соответствует действующему законодательству. Действительно, ранее решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 07.07.2004 г. № 1319 "Об установлении размеров земельных участков, предоставляемых гражданам" содержало пункт 4, которым устанавливалось, что размеры земельных участков для обслуживания жилых домов гражданам, имеющим в фактическом пользовании земельные участки, но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы ими, устанавливаются с учетом сложившегося землепользования. Однако решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28 августа 2008г. №1094 «О внесении изменений в решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 7 июля 2004 г. № 1319 "Об установлении размеров земельных участков, предоставляемых гражданам" указанный пункт был признан утратившим силу. Законность принятого решения от 28 августа 2008г. №1094, проверена судом, и решение было признано соответствующим законодательству. Таким образом, решение от 7 июля 2004 г. № 1319 в редакции решения от 28 августа 2008г. №1094, соответствует требованиям законодательства.
Суд, выслушав доводы заявителя и его представителя, представителя заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Частью 8 указанной статьи установлено, что судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, по основаниям, указанным в заявлении.
В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из представленных в суд документов, заявителю был предоставлен земельный участок в собственность для обслуживания индивидуального жилого дома в размере ------ кв.м по адресу адрес, также представлен кадастровый паспорт на земельный участок площадью ------ кв.м под огородничество, указано, что участок расположен в районе жилого дома по тому же адресу. Из письма Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом от дата № следует, что в отношении земельного участка площадью ------ кв.м заявителю отказано в предоставлении земельного участка в собственность, признано возможным предоставление земельного участка лишь в аренду под огородничество. Таким образом, доводы заявителя о том, что решение 7 июля 2004 г. № 1319 "Об установлении размеров земельных участков, предоставляемых гражданам", препятствует ей в приобретении в собственность земельного участка площадью ------ кв.м, находят свое подтверждение.
По существу заявитель оспаривает решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 7 июля 2004 г. № 1319 "Об установлении размеров земельных участков, предоставляемых гражданам" в редакции решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28 августа 2008г. №1094 «О внесении изменений в решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 7 июля.2004 г. № 1319 "Об установлении размеров земельных участков, предоставляемых гражданам", которым был признан утратившим силу п.4 решения от 7 июля 2004 г. № 1319.
Утративший силу пункт 4 в решении Чебоксарского городского Собрания депутатов от 7 июля 2004 г. № 1319 устанавливал, что размеры земельных участков для обслуживания жилых домов гражданам, имеющим в фактическом пользовании земельные участки, но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы ими, устанавливаются с учетом сложившегося землепользования.
Законность решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28 августа 2008г. №1094, являлась предметом рассмотрения по гражданскому делу №2-3087 по заявлению представителя ФИО6 о признании незаконным указанного решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики. Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 9 сентября 2009г. заявление оставлено без удовлетворения. Решением суда признано, что оспариваемое решение было принято для приведения решения от 7 июля 2004 г. № 1319 "Об установлении размеров земельных участков, предоставляемых гражданам" в соответствии с внесенными изменениями в земельное законодательство. Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики от 12 октября 2009г. решение районного суда оставлено в силе.
В данном заявлении оспариваются законность п.1 и 2 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 7 июля 2004 г. № 1319 "Об установлении размеров земельных участков, предоставляемых гражданам", устанавливающих предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность (за плату или бесплатно) или в аренду из земель, находящихся в муниципальной (в случае указанном в п.1 также из земель, находящихся в государственной собственности) собственности.
В силу части первой статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" наделены, в том числе, полномочием по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Аналогичное положение установлено статьей 10 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 N 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике".
Полномочия Чебоксарского городского Собрания депутатов по установлению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, предусмотрены п.8 ст.31 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30 ноября 2005г. №40, а ранее аналогичное по существу положение было закреплено в ст.22 Устава города Чебоксары - столицы Чувашской Республики.
Пунктами 1 и 2 ст.33 Земельного кодекса РФ установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:
федеральными законами - из земель, находящихся в федеральной собственности;
законами субъектов Российской Федерации - из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
Таким образом, органы местного самоуправления вправе устанавливать предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность. То есть оспариваемый нормативный акт принят представительным органом местного самоуправления в рамках представленных законодательством правомочий, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Довод о том, что имеется двусмысленность нормы, позволяющая органам местного самоуправления квалифицировать переоформление прав на земельный участок как его первичное предоставление, является несостоятельным, так как оспариваемое решение регламентирует именно вопросы предоставления гражданам земельных участков в собственность или в аренду, и не касаются земельных участков, права на которые соответствующим образом оформлены.
Доводы представителя заявителя о том, что решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30 ноября 2005г. №40 было признано утратившим силу решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата об утверждении Устава г. Чебоксары, со дня официального опубликования указанного решения, и, следовательно, решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 7 июля 2004 г. № 1319 было принято на основании недействующего Устава г. Чебоксары, также несостоятелен, так как решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30 ноября 2005г. №40 был утвержден новый Устав г. Чебоксары и старый Устав г. Чебоксары, утвержденный решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 29 августа 1996г. утратил силу со дня официального опубликования решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30 ноября 2005г. №40 (31.12.2005).
Предметом регулирования Федерального закона от 2 января 2000г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» являлись отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра и при использовании его сведений, а не по вопросам предоставления земель, относящихся к государственной или муниципальной собственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Клементьевой ФИО9 о признании противоречащим закону решения Чебоксарского городского собрания депутатов от 7 июля 2004г. №1319 «Об установлении размеров земельных участков, предоставляемых гражданам» (с изменениями от 28 августа 2008г.) и признании его недействующим, отказать.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Чебоксары.
Судья В.В. Евстафьев
Мотивированное решение
изготовлено 19.11.2010