Гр.дело № 2-4108/2010
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 ноября 2010 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Евстафьева В.В.,
при секретаре судебного заседания Жигановой Г.А.,
с участием исполнительного директора Благотворительного фонда образования Ленинского района г. Чебоксары Тазенова В.А.,
представителя ответчика исполнительного директора Благотворительного фонда образования Ленинского района г. Чебоксары Тазенова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполнительного директора Благотворительного фонда образования Ленинского района г. Чебоксары Тазенова В.А. к Благотворительному фонду образования Ленинского района г. Чебоксары о ликвидации Благотворительного фонда образования Ленинского района г. Чебоксары,
установил:
Исполнительный директор Благотворительного фонда образования Ленинского района г. Чебоксары Тазенов В.А. обратился в суд с заявлением о ликвидации Благотворительного фонда образования Ленинского района г. Чебоксары. В обоснование заявления указал, что изменившиеся требования по организации дополнительных платных образовательных услуг сделали невозможной работу с ------ №» на основе договора о совместной деятельности. Попытка организации дополнительных платных образовательных услуг через Фонд с получением лицензии на указанную деятельность не увенчалась успехом в связи с отсутствием у Фонда собственных или арендуемых помещений соответствующего назначения. Ожидаемых доходов из других источников недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна. В связи с чем, просят принять решение о ликвидации Фонда и исключить Фонд из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании исполнительный директор Благотворительного фонда образования Ленинского района г. Чебоксары Тазенов В.А. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и как представитель ответчика признал исковые требования, представив письменный отзыв на иск. Из отзыва следует, что основным источником поступлений средств Фонду была деятельность по оказанию дополнительных платных образовательных услуг на основе договора о совместной деятельности Фонда с учебным учреждением ------ №». Целевые взносы на организацию дополнительного образования по договорам с родителями учащихся в 2007г. составили ------. рублей, в том числе благотворительные пожертвования от организаций и частных лиц ------. рублей, в 2008г. (соответственно) - ------. рублей, в том числе ------. руб.; в 2009г. - ------. руб., в том числе ------. руб., в 2010г. - ------ рублей. В марте 2010г. ГУНО г. Чебоксары был издан приказ по которому денежные средства на дополнительные платные образовательные услуги должны перечисляться на счет лица, имеющего лицензию на образовательную деятельность. Изменившеся требования по организации дополнительных платных образовательных услуг сделали невозможным работу с ------ №» на основе договора о совместной деятельности. Попытка организации дополнительных платных образовательных услуг через Фонд с получением лицензии на указанную деятельность не увенчалась успехом в связи с отсутствием у Фонда собственных и арендуемых помещений соответствующего назначения. Ожидаемых доходов от других источников недостаточно для осуществления целей Фонда и вероятность получения необходимого имущества нереальна.
Третье лицо по делу Управление Министерства юстиции РФ по ЧР в своем отзыве на иск указало, что Благотворительный фонд образования Ленинского района г. Чебоксары зарегистрирован Министерством Юстиции Чувашской Республики дата, ОГРН ------ от дата. Одной из целей согласно устава Фонда, является формирование имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законодательством поступлений и использование его на создание условий выявления и развития способностей личности, эффективная реализация ее творческого, интеллектуального и физического потенциала, а именно развитие способных и одаренных детей, обучающихся в ------ № адрес. Согласно ч.2 ст.119 ГК РФ, ст.18 Федерального закона от дата №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», решение о ликвидации Фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Управление против ликвидации Фонда и исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц возражений не имеет.
Третье лицо по делу Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике в своем заявлении просило рассмотреть дело о ликвидации Благотворительного фонда образования Ленинского района г. Чебоксары в отсутствие представителя Управления.
Суд, выслушав доводы истца и представителя ответчика, изучив представленные документы, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению. К указанному выводу суд приходит на основании следующего.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, выданного Управлением Федеральной Регистрационной службы по Чувашской Республике дата, Благотворительный фонд образования Ленинского района г. Чебоксары зарегистрирован Управлением Федеральной Регистрационной службы по Чувашской Республике, запись о создании некоммерческой организации внесена в ЕГРЮЛ дата за Основным государственным регистрационным номером (ОГРН) ------. Запись о некоммерческой оргнизации внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций дата Управлением федеральной налоговой службы по Чувашской Республике за учетным номером ------.
Из свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации серии № № следует, что Благотворительный фонд образования Ленинского района г. Чебоксары поставлен на налоговый учет и ему присвоен ИНН №
В соответствии с ч.2 ст.119 ГК РФ решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Частью 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Частью второй указанной статьи установлено, что решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:
если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Как следует из протокола заседания Совета Фонда Благотворительного фонда образования Ленинского района г. Чебоксары от дата, советом Фонда принято решение о прекращении деятельности Фонда и обращении в суд с заявлением о ликвидации Фонда в связи сокращением доходов, получаемых Фондом для выполнения своих уставных целей и того, что ожидаемых доходов недостаточно для осуществления уставных целей. На исполнительного директора Фонда возложена обязанность подготовки материалов и подаче заявления в суд на прекращение деятельности Фонда. Решение принято уполномоченным составом Совета Фонда (присутствовало четыре члена Совета из 7).
Согласно п.3.3 Устава Благотворительного фонда образования Ленинского района г. Чебоксары к компетенции Совета Фонда отнесено принятие решения о реорганизации фонда или подачи заявления в суд о его ликвидации.
Таким образом, решение о прекращении деятельности Фонда и обращении в связи с этим в суд для принятия решения о ликвидации принято уполномоченным органом.
Возражений по поводу ликвидации Фонда от третьих лиц не поступило. Каких-либо доказательств, опровергающих доводы истца о невозможности продолжения деятельности Фонда, суду не представлено. Таким образом, основания для принятия решения о ликвидации Фонда имеются - так как имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.
При таких обстоятельствах, требование о принятии судом решения о ликвидации Фонда, подлежит удовлетворению.
Согласно п.5.1 Устава Фонда, ликвидация фонда может быть осуществлена согласно действующего законодательства ликвидационной комиссией, назначенной судом.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
То есть, вышеуказанные законоположения предусматривают возможность возложения судом обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, но не устанавливает обязанности суда по решению данного вопроса. При этом решение суда о ликвидации благотворительной общественной организации без возложения обязанности по ликвидации на ее учредителей не противоречит положениям ст. 61 ГК РФ и не препятствует, проведению процедуры ликвидации данного юридического лица в соответствии со статьями 61 - 64 ГК РФ после принятия судом решения о его ликвидации. Указанная позиция изложена Верховным Судом РФ при рассмотрении гражданского дела N 82-Г06-5 (определение от 26.12.2006).
Истцом при обращении в суд не было заявлено требование о возложении обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица и к участию в деле не были привлечены учредители, на которых могли бы быть возложены вышеуказанные обязанности. Разрешение вопроса о возложении обязанностей на лиц, не участвовавших в рассмотрении дела, невозможно. При таких обстоятельствах, суд считает невозможным принять решение о возложении обязанности по осуществлению ликвидации Фонда на кого-либо.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд
решил:
Ликвидировать Благотворительный фонд образования Ленинского района г. Чебоксары и исключить данную организацию из Единого государственного реестра юридических лиц.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение 10 дней, через Ленинский районный суд г.Чебоксары.
Судья В.В. Евстафьев
Мотивированное решение суда
изготовлено 18.11.2010