Гр. дело № 2-3648/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2010 г. г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Степановой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Архиповой О.В.,
с участием истца Дашкова Д.Г.,
представителя ответчика администрации г. Чебоксары Журиной О.А., действующей на основании доверенности от 30.12.2009 г.,
представителя третьего лица Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике Баженовой И.В., действующей на основании доверенности от 21.01.2010 г.,
третьих лиц Дашковой Л.Н., действующей в своих интересах и в интересах ------ Дашкова М.Д., Дашковой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Дашкова Дмитрия Георгиевича к администрации г.Чебоксары, администрации Калининского района г. Чебоксары о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
у с т а н о в и л:
Дашков Д.Г. обратился в суд с иском к администрации г.Чебоксары, администрации Калининского района г.Чебоксары о предоставлении жилого помещения в виде отдельной квартиры, указав в обоснование заявленных требований следующее. ------ Как указывает истец, своего жилья у него не имеется, вынужден нанимать с женой и ребенком однокомнатную квартиру площадью 29,2 кв.м., расположенную по адресу: адрес. Его доли в квартире не имеется. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ------ Дашковой Е.Г., которая членом его семьи не является. Финансовых возможностей для приобретения жилья ввиду невысокой заработной платы не имеет. С 19 января 2010 г. он состоит в очереди нуждающихся в жилых помещениях в администрации Ленинского района г. Чебоксары в общей очереди под № 3004. По мнению истца, обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения возлагается на администрацию г.Чебоксары. Однако ответчик в лице администрации г.Чебоксары в установленные законом сроки не обеспечил его жилым помещением, тем самым нарушил его права, предусмотренные статьей 30 Закона Российской Федерации «О милиции». Обосновывая свои требования ссылкой на изложенные обстоятельства, а также на положения статьи 30 Закона Российской Федерации «О милиции», истец просит суд возложить на администрацию г.Чебоксары обязанность по предоставлению ему отдельной благоустроенной квартиры по установленным законодательством нормам.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, вновь привел их суду и просил заявленные требования удовлетворить. Суду дополнил, что Дашкова Е.Г., у которой он проживает, членом его семьи не является, совместного хозяйства с ней они не ведут. Жилья на праве собственности ни он, ни его ребенок не имеют. ------ Дашкова Л.Н. имеет на праве собственности 1/4 долю в жилом доме барачного типа № а по адрес ЧР, где она проживала с рождения, однако с 1997 г. она там не проживает, а проживает в адрес.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Чебоксары в удовлетворении заявленных требований просила отказать и суду пояснила, что администрацией г.Чебоксары не оспаривается нуждаемость истца в улучшении жилищных условий и наличие у него права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке на момент рассмотрения дела. Между тем, для предоставления участковым уполномоченным милиции жилья из федерального бюджета не выделяются денежные средства, в связи с чем предоставление жилья из муниципального жилищного фонда не представляется возможным по причине отсутствия свободного жилья. Более того, администрация г.Чебоксары предоставляет жилье только гражданам, поставленным на учет в качестве малоимущих, к которым истец не относится. При этом реализацией положений статьи 30 Закона Российской Федерации «О милиции» нарушается принцип финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
Представитель ответчика администрации Калининского района г.Чебоксары в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном заявлении выразил согласие на рассмотрение дела в его отсутствие, не оспаривал право истца на предоставление ему жилого помещения.
Представитель третьего лица МВД по Чувашской Республике в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном заявлении выразил согласие на рассмотрение дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, так как обеспечение жильем работников органов внутренних дел не относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В судебном заседании третье лицо Дашкова Л.Н., действующая в своих интересах и в интересах ------ Дашкова М.Д., требования искового заявления полагала обоснованными, просила их удовлетворить по доводам, приведенным истцом.
В судебном заседании третье лицо Дашкова Е.Г. также требования искового заявления полагала обоснованными, просила их удовлетворить. Суду пояснила, что она является собственником адрес, которую она предоставила истцу и членам его семьи для временного проживания по договору аренды. Истец членом ее семьи не является, она с ними совместного хозяйства не ведет. Она работает в г. Чебоксары и также проживает в названной квартире.
Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассмотрел настоящее гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, которых, по их мнению, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представление дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Названные конституционные положения нашли свое развитие в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В связи с этим Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции», учитывая особые условия несения службы сотрудниками милиции, устанавливает гарантии их правовой и социальной защиты. Одним из способов такой защиты является предусмотренный статьей 30 порядок обеспечения сотрудников милиции жилой площадью.
В силу статьи 30 Закона Российской Федерации «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Милиция может иметь служебный жилой фонд, формируемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из приведенной нормы закона следует, что разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других участковых инспекторов милиции, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет. В ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности. Более того, упомянутая норма устанавливает срок, в течение которого участковому инспектору, вступившему в должность, должна быть предоставлена жилая площадь.
В соответствии с положениями статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно статье 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктам 12 и 13 статьи 4 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» граждане, принятые на учет, включаются в списки очередности на получение жилых помещений. Учет граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, и граждан, отнесенных к иным категориям федеральным законом и настоящим Законом, ведется по отдельным спискам.
Таким образом, право на бесплатное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, в том числе и основанное на специальной норме закона или иного нормативно-правового акта, может быть реализовано только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил.
Применительно к данному спору жилищное законодательство не предусматривает иного способа решения жилищной проблемы, поэтому льготное обеспечение жильем должно производиться с соблюдением установленного жилищным законодательством общего принципа нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма.
Как видно из материалов дела, истец с ------, и при наличии нуждаемости, как одного из основных условий для реализации права малоимущих и иных, определенных законом граждан, в том числе и обладающих правом на льготное обеспечение жилыми помещениями, имеет право на льготное обеспечение жильем в соответствии с приведенной выше нормой закона.
Проверяя доводы истца о нуждаемости в жилом помещении, суд установил, что истец, ------ Дашкова Лариса Николаевна и ------ Дашков Максим Дмитриевич, дата рождения, зарегистрированы и проживают на основании договора аренды от 9 декабря 2009 г. по адресу: адрес, общей площадью 29,2 кв.м., которая принадлежит на праве собственности Дашковой Е.Г. Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права, выпиской из лицевого счета на жилое помещение, справкой о составе семьи, домовой книгой.
Постановлением главы администрации г.Чебоксары от 15 апреля 2005 года № 129 учетная норма на территории указанного муниципального образования установлена в размере 14,5 кв.м. общей площади жилого помещения.
Таким образом, размер общей площади жилого помещения, приходящийся на истца, составляет ниже учетной нормы по г.Чебоксары.
Из материалов дела усматривается, что постановлением главы администрации Калининского района г.Чебоксары от 26 января 2010 года № 112 истец с 19.01.2010 г. включен в список нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилья. При этом нуждаемость истца в обеспечении жилым помещением ответчиками не оспаривается. Обстоятельств, предусмотренных статьей 53 ЖК РФ, судом на момент разрешения данного спора не установлено.
Проанализировав совокупность собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что предусмотренный статьей 30 Закона Российской Федерации «О милиции» шестимесячный срок, в течение которого истец должен быть обеспечен жилой площадью, истек. Однако в течение указанного срока истец не смог реализовать свое право на льготное обеспечение жилым помещением.
При таких обстоятельствах требования истца о принудительном исполнении положений статьи 30 Закона Российской Федерации «О милиции» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом суд считает необходимым указать, что требование истца о предоставлении ему жилого помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма является обоснованным и потому, что из содержания статьи 30 Закона Российской Федерации «О милиции» следует, что жилищные условия сотрудников милиции, в том числе и участковых инспекторов милиции, могут быть улучшены за счет государственного, муниципального жилищных фондов, жилищных фондов организаций и служебного жилого фонда.
Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика администрации г.Чебоксары о том, что поскольку истец не признан в установленном порядке малоимущим, то на администрацию г.Чебоксары не может быть возложена обязанность по предоставлению жилья из муниципального жилищного фонда, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Как указывалось выше, исходя из содержания статьи 30 Закона Российской Федерации «О милиции», предпосылкой осуществления права истца на внеочередное бесплатное получение жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда является нуждаемость в улучшении жилищных условий и состояние в должности участкового инспектора милиции на момент рассмотрения заявленного спора. Поскольку по настоящему гражданскому делу такая совокупность условий установлена, то само по себе отсутствие у истца статуса малоимущего не может являться основанием для отказа в удовлетворении его исковых требований.
Доводы представителя ответчика администрации г.Чебоксары о том, что реализацией указанной нормы нарушается принцип финансовой самостоятельности органов местного самоуправления, суд признает несостоятельными.
Так, согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12); органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132 часть2).
Статьей 133 Конституции Российской Федерации и статьей 4 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления гарантируется право на судебную защиту и право на компенсацию расходов, связанных с передачей ему законом отдельных государственных полномочий или возникших в результате других решений, принятых органами государственной власти.
Из смысла и содержания указанных норм следует, что, возлагая на местную администрацию обязанность по предоставлению жилья, действующее законодательство предусматривает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при осуществлении данной обязанности дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципальных образований и при этом не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность местного самоуправления в распоряжении местным бюджетом.
Поскольку статьей 30 Закона Российской Федерации «О милиции» обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на орган исполнительной власти, органы местного самоуправления, организацию, то истец вправе сам определять, к кому предъявлять соответствующие требования. По заявленному спору такие требования предъявлены к администрации г.Чебоксары.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда. Положениями пункта 5 статьи 14 ЖК РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма входит в компетенцию органов местного самоуправления.
Аналогичные права по управлению и распоряжению муниципальной собственностью закреплены и в локальных нормативных актах.
Так, согласно статьям 41, 50 Устава муниципального образования г.Чебоксары исполнительным органом местного самообразования является администрация г.Чебоксары. Право по распоряжению муниципальной собственностью закреплено за администрацией г.Чебоксары.
В связи с изложенными обстоятельствами суд считает необходимым возложить обязанность по предоставлению истцу жилого помещения на администрацию г.Чебоксары.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, сформулированы в статье 57 ЖК РФ. Согласно пункту 5 статьи 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию г.Чебоксары предоставить Дашкову Дмитрию Георгиевичу на состав семьи из трех человек благоустроенное жилое помещение по установленным нормам.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Чебоксары со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 22 ноября 2010 г.
Председательствующий судья Н.А. Степанова
Решение не вступило в законную силу