об отмене решения Управления Росреестра по Чувашской Республике и обязании осуществить постановку выделенных земельных участок на кадастровый учет



Гр.дело № 2-3914/2010

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12 ноября 2010 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Евстафьева В.В.,

при секретаре судебного заседания Жигановой Г.А.,

с участием представителя заявителя Мельникова А.Н.,

представителей заинтересованных лиц:

Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике Новинской Е.И.,

Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Чувашской Республике Худяковой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению представителя Ежовой ФИО8 - Мельникова ФИО9 о признании незаконным решения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике об отказе в постановке на кадастровый учет земельных участков, возложении на Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Чувашской Республике обязанности устранить допущенное нарушение и осуществить постановку выделенных земельных участков на кадастровый учет,

установил:

Представитель заявителя дата обратился в суд с вышеуказанным требованием, указав в обоснование заявления, что он является доверенным лицом своей родственницы Ежовой Е.В., которая является совладельцем земельного участка находящегося в границах землепользования адрес адрес Чувашской Республики. Каждая доля состоит из ------ гектаров пашни и ------ га сенокосов. В 2008 году Ежова ФИО10 для организации крестьянского хозяйства в счет принадлежащих ей земельных долей стала выделять земельный участок примерной площадью ------.м-пашни и земельный участок примерной площадью ------.м - сенокосов, что соответствует ------ земельной доли, о чем известила совладельцев в средствах массовой информации. Земельный участок площадью ------.м. имеет естественные границы и отделен от другой части земельного участка находящегося в долевой собственности дорогами, лесом и населенным пунктом адрес. В подтверждение возможности выделения ею земельного участка примерной площадью ------.м. пашни и земельного участка примерной площадью ------ кв.м. сенокосов она предоставила свидетельства о регистрации её прав на ------ земельные доли, что соответствует ------.м. пашни и ------.м. сенокосов, на большую площадь, чем ею выделяется в натуре. В целях подготовки межевых документов она обратилась в межевую организацию, которая и выполнила свою работу.

Все подготовленные документы были переданы в межрайонный отдел № Управления Роснедвижимости по ЧР, где ссылкой на п.1 ч.3 ст. 27 Закона РФ «О государственном кадастре объектов недвижимости» было отказано в постановке участков на кадастровый учет. В начале 2010 года им было предложено вновь подать документы, что они и сделали в апреле 2010 года. В середине июня 2010 года было получено решение, датированное дата «Об отказе в осуществлении кадастрового учета» за подписью заместителя начальника отдела кадастрового учета и кадастровой оценки недвижимости управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской республике ФИО5 В данном ответе было указано, что поскольку Ежовой Е.В. представлены документы на ------ доли земельного участка, что соответствует ------.м. пашни и ------.м. сенокосов, выделить земельный участок площадью ------.м. пашни она не имеет права. Данный вывод сделан ссылкой на п.1 ч.3 ст. 27 Закона РФ «О государственном кадастре объектов недвижимости» и абзацем 3 ч.3 ст. 13 Закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». После получения решения от дата в целях установления, обосновано ли решение об отказе в постановке на кадастровый учет выделяемых земельных участков, он обратился в Правительство РФ и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. дата был получен ответ из Министерства экономического развития РФ, в котором указывалось, что «площадь земельного участка, выделяемого в счет земельной доли Ежовой Е.В., может быть меньше площади земельного участка, указанного в документах, удостоверяющих права на земельную долю». Также указано, что решение об отказе в постановке на кадастровый учет может быть обжаловано только в суде. Получив данный ответ, они поняли, что отказ является незаконным и необоснованным, а решения подлежат отмене по следующим основаниям.

В п.1ч.3 ст27 Закона РФ « О государственном кадастре объектов недвижимости» указано, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка если размер такого земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (максимальным и минимальным) размерам земельного участка.

Поскольку в законе РФ «О государственном кадастре объектов недвижимости» отсутствуют сведения, определяющие максимальный и минимальный размер земельного участка, но есть ссылка на иные законодательные акты - земельное законодательство регулирующее оборот земельных участков, предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков, и вопрос касается выдела земельного участка сельскохозяйственного назначения в счет земельных долей, то минимальные и максимальные размеры земельных участков образующихся в результате выделения земельного участка в счет земельных долей определяются Законом РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно ст. 4 Закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения, минимальные размеры образуемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе и в результате выделения земельного участка в счет земельных долей, могут быть установлены законами субъектов РФ в соответствии с требованиями законодательства РФ о землеустройстве. В этой же статье указано, что максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина или одного юридического лица, устанавливается законом РФ равным не менее чем 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.

Согласно ст. 6 Закона Чувашской Республики от дата № -минимальный размер образуемого нового земельного участка, выделяемого из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей долевой собственности, устанавливается равной размеру земельной доли, установленной соответствующим органом местного самоуправления при приватизации сельскохозяйственных угодий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики. Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находится в собственности одного гражданина и (или) юридического лица, устанавливается равной 25 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий данного муниципального района в момент предоставления или приобретения таких земельных участков.

Законом определено, что представляет собой минимальный размер образуемого земельного участка, в том числе и в результате выделения в счет земельных долей, и каков размер общей земельной площади сельскохозяйственных угодий, которая может состоять из большого количества обособленных земельных участков. При этом, согласно ст. 4 Закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», если выдел осуществляется для ведения личного подсобного хозяйства или крестьянского хозяйства, требование о минимальном размере не учитывается, а максимальный размер общей площади земельных участков, которая может находиться в собственности у лица, в том числе и выделяющего земельные участки в счет принадлежащих ему земельных долей не может превышать установленный действующим законодательством.

В случае с Ежовой Е.В., минимальный размер земельного участка который можно выделить в счет принадлежащих ей земельных долей для организации крестьянского хозяйства не ограничен, а максимальная площадь ограничивается ------ процентами от всех сельхозугодий адрес Чувашской Республики.

В абзаце 3 ч.3 ст. 13 Закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» указано, что размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю, При этом участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить в счет своей земельной доли земельный участок, площадь которого больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю, если увеличение или уменьшение площади образуемого земельного участка осуществляется в пределах кадастровой стоимости, установленной для сельскохозяйственных угодий, в границах которых образуется данный земельный участок.

Законом не предусмотрено, что если участник долевой собственности владеет большим количеством земельных долей, чем он желает выделить в натуре (выделить часть принадлежащих ему земельных долей), обязан выделять только столько сколько указано в удостоверяющих право документах и ни на долю меньше, то есть Ежова Е.В. предъявившая документы на ------ доли имеет право выделить земельный участок в счет принадлежащих ей ------ земельные доли, а ------ земельную долю выделить в последующем, так как это не является нарушением действующего законодательства и не нарушает права совладельцев. Предоставление же ею документов на ------ земельных доли, а не на ------ земельных доли, как этого требуют работники управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра икартографии по Чувашской Республике, не может служить основанием для отказа в постановке на кадастровый учат земельного участка сформированного в счет ------ земельных доли, так как при государственной регистрации её прав на выделенный земельный участок, права на ------ доли будут прекращены и за ней будет зарегистрировано право лишь на ------ доли земельного участка находящегося в долевой собственности.

На основании изложенного, просит признать незаконными решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике об отказе в постановке на кадастровый учет земельных участков площадью ------ квм и ------ кв.м., выделяемых Ежовой Е.В. в счет принадлежащих ей земельных долей земельного участка, находящегося в границах землепользования адрес адрес Чувашской Республики № и № от дата, обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике осуществить постановку выделенных земельных участков на кадастровый учет.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы заявления по изложенным в нем основаниям.

Представитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике Новинская Е.И. в судебном заседании пояснила, что считает принятые решения об отказе в постановке на кадастровый учет земельных участков, выделяемых в счет земельных долей принадлежащих на праве собственности Ежовой Е.В. законными и обоснованными.

Представителем Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике был представлен письменный отзыв на заявление представителя Ежовой Е.В. - Мельникова А.Н., из которого следует, что всоответствии с ч.2 ст.3 Федерального закона от 24.07.2007 №. 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от дата № ------ с дата полномочия органа кадастрового учета (по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости) переданы ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Чувашской Республике - Чувашии. Управление не обладает правами, предусмотренными ст.199 ГК РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления. Доказательств уважительности причин пропуска срока заявителем не представлено. На основании изложенного, в соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации просят суд применить срок исковой давности и в удовлетворении заявления Ежовой Е.В. отказать.

По существу заявленных требований поясняем следующее. Мельников А.Н. является представителем по доверенности Ежовой Е.В., осуществляющей выдел земельного участка в счет принадлежащих ей земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения на территории адрес адрес Чувашской Республики. Для осуществления выдела земельного участка в мае 2009 года проведены кадастровые работы, исполнитель - ------

С заявлением от дата о кадастровом учете земельного участка, образованного в счет земельных долей, представлено Описание земельного участка и в качестве документов, удостоверяющих права на земельные доли - свидетельства на доли в праве общей долевой собственности на: ------. В общей сложности представлены свидетельства на ------ доли в праве общей долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения, расположенные на территории ------ В представленных на кадастровый учет документах отсутствовали сведения о желании правообладателя долей выделить земельный участок, образованный при выделе меньшего количества долей.

В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю. При этом участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить в счет своей земельной доли земельный участок, площадь которого больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю, если увеличение или уменьшение площади образуемого земельного участка осуществляется в пределах кадастровой стоимости, установленной для сельскохозяйственных угодий, в границах которых образуется данный земельный участок.

На территории ------ размер средней земельной доли, рассчитанной при приватизации сельскохозяйственного предприятия, составляет ------ га сельскохозяйственных угодий, из них пашни - ------ га, сенокосов - ------ га.

Абзацом 2 статьи 6 Закона Чувашской Республики от 01.06.2004 № 11 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике» установлено, что минимальный размер образуемого нового земельного участка, выделяемого из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей долевой собственности, устанавливается равным размеру земельной доли, установленной соответствующим органом местного самоуправления при приватизации сельскохозяйственных угодий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

Вместе с тем, Ежовой Е.В. проведены работы по выделу из общей долевой собственности только пахотных угодий. Площадь земельного участка пашни, выдел которого осуществляется в счет ------ земельных долей, должен составлять ------ га. Площадь земельного участка Ежовой Е.В. согласно документам, представленным вместе с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, образованного в счет выдела земельных долей, составляет ------ га. Размер каждой доли в данном случае составил ------.

Таким образом, размер выделяемого земельного участка не соответствует требованиям к минимальным размерам земельных участков. В связи с чем, на основании пункта 2 части 3 статьи 27 Федерального закона от 24июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» было вынесено решение об отказе в осуществлении кадастрового учета.

Заявитель указывает, что в 2008 году Ежова Е.В. для организации крестьянского хозяйства в счет принадлежащих ей земельных долей выделила земельный участок площадью ------ кв.м. пахотных земель и земельный участок площадью ------ кв.м. сенокосов. Управление считает необходимым отметить, что указанная в заявлении информация не соответствует действительности, поскольку Ежовой Е.В. проведены работы по выделу из общей долевой собственности только пахотных угодий, выдел сенокосов в счет принадлежащих ей земельных долей не производился.

Следует также указать, что вид разрешенного использования земельного участка общей площадью ------ кв.м., выделяемого Ежовой Е.В. из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей долевой собственности, определен как «для ведения сельскохозяйственного производства», а не «для организации крестьянского хозяйства» как указано в заявлении.

Согласно положениям статей 4, 7, 16, 20-22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. Сведения о категории и видах разрешенного использования земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости в соответствии с документами о предоставлении земельных участков (постановлениями, решениями, распоряжениями) уполномоченных органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Земельного Кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Таким образом, Ежовой Е.В. как правообладателем земельного участка в установленном законом порядке может быть выбран иной вид разрешенного использования, в том числе и «для организации крестьянского (фермерского) хозяйства».

Учитывая, что в соответствии со ст.4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» требования к предельным размерам образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, земельный участок, выделенный Ежовой Е.В., в счет своей земельной доли может быть поставлен на государственный кадастровый учет в случае изменения вида разрешенного использования.

Таким образом, вопрос может быть разрешен во внесудебном порядке путем обращения в ------ (межевую организацию, проводившую кадастровые работы) и изменения в землеустроительном (межевом) деле вида разрешенного использования с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для организации крестьянского фермерского) хозяйства». На основании вышеизложенного, заявленные к Управлению требования считают необоснованными, в удовлетворении заявления просят отказать.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Чувашской Республике.

Представитель Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Чувашской Республике Худякова Н.Н. в судебном заседании заявила, что считает заявление представителя Ежовой Е.В. - Мельникова А.Н. не подлежащим удовлетворению, так как им пропущен срок на обжалование решения об отказе в постановке земельных участков на кадастровый учет. Изначально Ежова Е.В. обращалась с заявлением о постановке земельного участка, выделяемого в счет принадлежащих ей земельных долей в 2008г. и ей было отказано в постановке на кадастровый учет земельного участка в размере ------ кв.м по тем же основаниям, которые были указаны в оспариваемых решениях. В последующем от представителя Ежовой вновь поступило заявление о постановке на кадастровый учет земельного участка. Недостатки, имевшиеся в первоначально представленных документах, не были устранены. Поступившее заявление содержало ссылку на ранее представленные документы. Полагает в связи с этим, что заявителем пропущен трехмесячный срок на обжалование, установленный ст.255 ГПК РФ, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления. Кроме того, считает принятые решения по существу правильными. Представителем ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Чувашской Республике в обоснование правильности принятых решений об отказе в постановке на кадастровый учет земельных участков Ежовой Е.В. приведены доводы, изложенные выше в отзыве на заявление Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике.

Суд, выслушав доводы участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Представитель заявителя обратился в суд с вышеуказанным заявлением дата, при этом как следует из текста заявления и пояснений представителя заявителя, решения заместителя начальника отдела кадастрового учета и кадастровой оценки недвижимости Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике об отказе в постановке на кадастровый учет от дата им были получены в середине июня 2010г. В обоснование уважительности причин пропуска срока на обращение в суд для обжалования решения должностного лица, представитель сослался на обращение в Министерство экономического развития РФ для дачи разъяснений по поводу возможности постановки на кадастровый учет земельных участков при тех обстоятельствах, при которых ему было отказано в этом. Только убедившись в своей правоте, представитель заявителя посчитал возможным обращение в суд.

Обращения за разъяснениями в вышестоящий орган по поводу принятого должностным лицом государственного органа решения, само по себе не может быть признано уважительной причиной для пропуска установленного ст.256 ГПК РФ срока, так как не препятствует обращению в суд. При таких обстоятельствах, суд не может признать причину пропуска срока для обжалования оспариваемого решения уважительной. Указанное является основанием для отказа в удовлетворении жалобы.

В части существа заявленных требований, суд исходит из следующего.

Как следует из представленных в суд документов, решение заместителя начальника отдела кадастрового учета и кадастровой оценки недвижимости Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике об отказе в постановке на кадастровый учет земельных участков, со ссылкой на п.1 ч.3 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и абз.3 ч.3 ст.13 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» обосновано тем, что площадь формируемого земельного участка указанная в извещении и Описании земельных участков не соответствует сведениям в документах, удостоверяющих право на земельную долю, указанных в качестве правоустанавливающих в Описании. В обоснование данного решения указано, что по протоколу № общего собрания собственников земельных долей адрес адрес ЧР от дата земельный участок ------ сформирован как востребованные пашни. По данным ГКН ------ доля земельного участка с кадастровым номером ------ соответствует ------ га сельскохозяйственных угодий, из них пашни ------ га или ------ баллогектаров. В Описании земельных участков в качестве правоустанавливающих документа указаны и приложены Свидетельства о государственной регистрации права -сумма долей составляет ------, то есть ------ кв.м пашни, соответственно. В то же время в извещении и Описании земельных участков указана площадь ------ кв.м.

Как следует из кадастровых паспортов земельных участков, представленных для постановки на кадастровый учет, целевой использование заявителем задекларировано - для ведения сельскохозяйственного производства.

В соответствии с ч.2, 3 ст.3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Оборот указанных земель основывается в частности на следующих принципах: сохранение целевого использования земельных участков; установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица; преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина - члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности.

В соответствии с ч.1 ст.12 указанного закона, к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст.254 ГК РФ раздел общего имущества между участниками совместной собственности, а также выдел доли одного из них могут быть осуществлены после предварительного определения доли каждого из участников в праве на общее имущество. Основания и порядок раздела общего имущества и выдела из него доли определяются по правилам статьи 252 настоящего Кодекса постольку, поскольку иное для отдельных видов совместной собственности не установлено настоящим Кодексом, другими законами и не вытекает из существа отношений участников совместной собственности.

В соответствии со ст.252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. Несоразмерность имущества, выделяемого в натуре участнику долевой собственности на основании настоящей статьи, его доле в праве собственности устраняется выплатой соответствующей денежной суммы или иной компенсацией. Выплата участнику долевой собственности остальными собственниками компенсации вместо выдела его доли в натуре допускается с его согласия. В случаях, когда доля собственника незначительна, не может быть реально выделена и он не имеет существенного интереса в использовании общего имущества, суд может и при отсутствии согласия этого собственника обязать остальных участников долевой собственности выплатить ему компенсацию. С получением компенсации в соответствии с настоящей статьей собственник утрачивает право на долю в общем имуществе.

Таким образом, по общему правилу доля сособственника в общем имуществе выделяется полностью, несоразмерность выделяемого имущества компенсируется компенсацией.

Соответствующее положение ранее также содержалось в Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в редакции от дата. В настоящее время ст.13 указанного закона изложена в иной редакции.

Так в соответствии с абз.3 ч.3 ст.13 указанного закона установлено, что размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю. При этом участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить в счет своей земельной доли земельный участок, площадь которого больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю, если увеличение или уменьшение площади образуемого земельного участка осуществляется в пределах кадастровой стоимости, установленной для сельскохозяйственных угодий, в границах которых образуется данный земельный участок.

В соответствии с ч.2 ст.11.5 Земельного кодекса РФ при выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.

Таким образом, выплата компенсации при несоразмерности выделяемой доли в настоящее время не предусмотрена в случае выдела им земельного участка в счет земельных долей в меньшем размере. Сособственник вправе выделить принадлежащую ему земельную долю в меньшем размере, чем указано в документах, удостоверяющих право на земельную долю. При этом участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок.

В то же время из заявления представителя заявителя и Описания земельных участков не следовало, что заявитель желает выделить земельный участок площадью ------ кв.м в счет представленных ------ доли, указанной в правоустанавливающих документах. В то же время в соответствии с п.2 ч.1 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» одним из оснований для отказа в осуществления кадастрового учета, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

Также, в соответствии с п.1 ч.3 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (действовавшем до 01.03.2010), на который имеется ссылка в принятых решениях, основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета то обстоятельство, что размер такого земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков. Аналогичное по существу основание в настоящее время предусмотрено п.2 ч.3 ст.27 указанного закона, в связи с чем, ссылка не недействующий пункт статьи закона не может рассматриваться как нарушение требований законодательства.

В соответствии с ст.4 Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Не допускается выдел земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель, если размер выделяемого в натуре (на местности) земельного участка меньше устанавливаемого субъектами Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства предельного минимального размера земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель.

Требования настоящего пункта не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст. 6 Закона Чувашской Республики от 01.06.2004 № 11 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике» установлено, что минимальный размер образуемого нового земельного участка, выделяемого из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей долевой собственности, устанавливается равным размеру земельной доли, установленной соответствующим органом местного самоуправления при приватизации сельскохозяйственных угодий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

Выделяемый заявителем участок по площади равен ------ кв.м, то есть является большим, чем размер средней земельной доли, рассчитанной при приватизации сельскохозяйственного предприятия (------ га сельскохозяйственных угодий, из них пашни - ------ га, сенокосов - ------ га).

То есть, указанное основание для отказа в осуществлении кадастрового учета, в спорном случае отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении заявления представителя Ежовой ФИО11 - Мельникова ФИО12 о признании незаконным решения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике об отказе в постановке на кадастровый учет земельных участков, возложении на Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Чувашской Республике обязанности осуществить постановку выделенных земельных участков на кадастровый учет.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Чебоксары со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья В.В. Евстафьев

Мотивированное решение

изготовлено 24.11.2010

Копия верна