о взыскании недополученной пенсии



Гр.дело № 2 -4234/10

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

23 ноября 2010 г. г. Чебоксары

Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Евстафьева В.В.,

при секретаре Жигановой Г.А.,

с участием представителя истца Аркадьева В.И.,

представителя ответчика МВД по Чувашской Республике Меркурьевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Луканова ФИО6 к Министерству внутренних дел Чувашской Республики о взыскании сумм недополученной пенсии,

установил:

Представитель Луканов Ю.Г. - Аркадьев В.И., обратился в суд с иском к МВД Чувашской Республики о взыскании недополученной суммы пенсии. Требование мотивировано тем, что ответчиком МВД по Чувашской Республике с дата истцу неправильно исчисляется размер пенсии, поскольку при расчете пенсии включается денежная компенсация, выдаваемая военнослужащим взамен продовольственного пайка и установленная в размере 20 руб. в сутки законами о федеральных бюджетах за 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2006, 2007 годы, а на 2005 г. установлена Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004г. № 906, а не сумма месячной стоимости продовольственного пайка и денежной продовольственной компенсации (в размере не ниже стоимости продовольственного пайка, рассчитанного МО РФ). Такой порядок исчисления пенсии не соответствует порядку исчисления пенсии, установленному Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993г. № 4468-1. Для исчисления пенсии в денежном довольствии должна учитываться месячная стоимость продовольственного пайка, выдаваемого лицам рядового и начальствующего состава. После каждого увеличения месячной стоимости продовольственного пайка пенсия должна была пересматриваться.

Нормативные правовые акты о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел также предусматривает о включении в денежное довольствие стоимости продовольственного пайка.

На Центральное продовольственное управление Министерства обороны РФ возложена функция по разработке норм продовольственных пайков для военнослужащих, а также планирование денежных средств на оплату продовольствия. Поэтому для исчисления пенсии необходимо учитывать сведения данного органа о реальной месячной стоимости продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, определенные на основании данных Федеральной службы государственной статистики о стоимости набора продуктов, которые входят в продовольственный паек. Увеличение реальной стоимости продовольственного пайка является общеизвестным фактом и не подлежит доказыванию.

Исчисление пенсии в порядке, проводимом ответчиком, противоречит выводам Конституционного Суда РФ о необходимости пересмотра пенсии при изменении любой из составляющих денежного довольствия военнослужащих, а законы о федеральных бюджетах не предполагают отмену прав и обязанностей, компенсаций и льгот, финансовых обязательствах государства, установленных законодательством о пенсионном обеспечении.

Истец просит взыскать с ответчика ------ руб. - недополученную сумму пенсии за период с дата по дата с индексацией на 2010 г. согласно представленному расчету.

Представитель истца Аркадьев В.И. в судебном заседании иск поддержал по изложенным основаниям.

Представитель ответчика МВД по Чувашской Республике Меркурьева Н.В. в судебном заседании просила отказать истцу в удовлетворении иска, объяснила, что пенсия истцу выплачивается правильно и в соответствии с действующим законодательством.

Заслушав объяснения представителей сторон, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к выводу о необоснованности иска по следующим основаниям.

Истец является получателем пенсии за выслугу лет, выплачиваемой в настоящее время МВД по Чувашской Республики.

Статьей 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 в реакции, действовавшей до 1 декабря 2007г., предусматривалось, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 Закона (проходившим военную службу), и их семьям, исчисляются из денежного довольствия, в состав которого включалась месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.

Пунктом 8 постановления Совета Министров - Правительства РФ «О порядке исчисления выслуги лет, назначении и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. № 941 также предусматривалось исчисление пенсии из суммы денежного довольствия с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета пенсии и месячной стоимости продовольственного пайка, определяемой в порядке, предусмотренном пунктом 11 данного постановления (исходя из суточной нормы довольствия, установленной по общевойсковому продовольственному пайку по ценам на продовольственные товары, существующим ко дню назначения или перерасчета им пенсии. При этом для определения месячной стоимости продовольственного пайка его суточная стоимость подлежала умножению на 365, а результат делился на 12).

Статьей 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. были установлены основания пересмотра пенсий лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей. Одним из оснований пересмотра пенсии указанным лицам является увеличение денежного довольствия лицам рядового, начальствующего состава. Пенсии подлежали пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением (пп. "б" п. 1 ст. 49).

При этом порядок пересмотра пенсий определялся Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 49).

В силу пункта 14 названного Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 в случае увеличения денежного довольствия одновременно подлежат пересмотру также пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и их семьям.

Согласно п.3 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел, утвержденного Приказом МВД России от 30 сентября 1999г. N 750, денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел включает в себя в том числе и стоимость продовольственного пайка (если он не выдан в натуральном виде). С 1 июля 2002 г. сотрудникам органов внутренних дел ежемесячно выплачивается денежная продовольственная компенсация в размере, определяемом Правительством Российской Федерации, но не ниже размера денежной компенсации, выплачиваемой взамен положенного продовольственного пайка, устанавливаемого для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, согласно ст.1 Федерального закона «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» от 30 июня 2002 г. №78-ФЗ.

Определение денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий, должно быть единообразным с целью избежания неравенства при определении ее денежного выражения. Поэтому пересмотр пенсий бывшим сотрудникам органов внутренних дел должен производиться исходя из ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленной федеральным законом для военнослужащих, проходящих военную службу, и сотрудников органов внутренних дел.

Ответчиком МВД по Чувашской Республике в период с 1 января 2000 г. по 30 ноября 2007 г. при выплате истцу пенсии месячная стоимость продовольственного пайка принималась равной 608 руб. 33 коп., суточная стоимость продовольственного пайка принималась равной 20 рублям, что следует из искового заявления истца, справки о выплаченной пенсии, и признается ответчиком.

Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливался федеральным законом, в связи с чем при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка суд руководствуется специальным федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Федеральными законами о федеральных бюджетах на 2000г.,2001г., 2002г., 2003г., 2004г., 2005г., 2006г., 2007г. размер компенсации продовольственного пайка определен в 20 рублей.

Согласно ст. 162 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год» от 31 декабря 1999г. № 227-ФЗ, абз.З ст.119 ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» от 27 декабря 2000г. № 150 ФЗ, абз.З ст. 135 ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» от 30 декабря 2001г. № 194-ФЗ, ст. 145 «О федеральном бюджете на 2003 год» от 24 декабря 2002г. № 176-ФЗ, ст. 159 ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» от 23 декабря 2003г. №186-ФЗ, ст. 129 ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» от 23 декабря 2004г. 173-ФЗ, ст. 129 ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» от 26 декабря 2005г. № 189-ФЗ, ст. 138 ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19 декабря 2006г. № 238-ФЗ законодательные акты, нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ в двухмесячный срок подлежали приведению в соответствие с требованиями федеральных законов о федеральных бюджетах на соответствующие годы.

Учитывая, что положения, закрепленные в названных федеральных законах, являются обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, поскольку в них в законодательном порядке определены финансовые расходы, исходя из экономических возможностей государства, никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.

Поскольку законодательством не предусмотрено получение пенсионером органов внутренних дел продовольственного обеспечения в виде организованного питания или в виде выдачи продовольственного пайка, доходом в денежном выражении может быть признан лишь размер денежной компенсации, которая может быть выплачена взамен продовольственного пайка.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что пенсия, выплачиваемая истцу, подлежит исчислению исходя из размера денежной компенсации взаменпродовольственного пайка в размере 20 рублей, так как только указанный размер компенсации конкретно установлен на определенный промежуток времени и установлен Федеральными законами.

Относительно расчетов истца, произведенных на основе данных Центрального продовольственного управления МО РФ о стоимости продовольственного общевойскового пайка, которая по сообщению самого ЦПУ обсчитывается на основании данных Госкомстата РФ исключительно для планирования при подготовке бюджетной заявки и контроля при ее исполнении, суд полагает, что такие данные не могут быть использованы для расчета пенсии.

Кроме того, указанная стоимость продовольственного пайка не является твердо установленной на определенный промежуток времени, является плавающей, зависящей от различных обстоятельств и ежемесячно изменяется, и законодательством не определен орган, который бы определял размер пенсии при изменении стоимости продуктов в течение очередного месяца, в котором подлежит выплате пенсия.

Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанности на МВД Чувашской Республики по производству перерасчета пенсии с учетом месячной стоимости общевойскового пайка по расчетам Центрального продовольственного управления Министерства обороны РФ и выплате недополученной пенсии с учетом индексации. Ссылки истца на постановления Конституционного Суда РФ не опровергают вывод о необходимости исчисления пенсии исходя из денежной компенсации взамен продовольственного пайка в размере 20 рублей.

Суд, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Луканову ФИО7 отказать в удовлетворении иска к Министерству внутренних дел Чувашской Республики о взыскании суммы недополученной пенсии за период с января 2000 года по ноябрь 2007 года с индексацией по 2010 г. в сумме ------ руб.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Чебоксары.

Судья В.В.Евстафьев

Мотивированное решение

изготовлено 29.11.2010 г.