о включении в список на получение государственного жилищного сертификата



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 декабря 2010 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием истца Александрова В.П., представителя истца - Семенова Е.Н., представителя администрации г. Чебоксары - Журиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александрова ФИО7 к администрации Ленинского района г. Чебоксары о включении в списки лиц на получение государственного жилищного сертификата,

установил:

Первоначально истец обратился в суд с иском о возложении на администрацию Ленинского г. Чебоксары ЧР обязанности по обеспечению его государственным жилищным сертификатом. В процессе рассмотрения дела судом, истец неоднократно уточнял свои требования, заявив в конечном варианте требование о возложении на ответчика обязанности по включению его в списки граждан на получение государственного жилищного сертификата с дата.

Заявленное требование истец мотивирует тем, что в период с дата по дата он проходил военную службу в войсковой части ------ в адрес. По приказу ------ от дата был уволен с военной службы в связи с по истечением срока контракта о прохождении военной службы; из списков личного состава воинской части исключен приказом ------ с дата. Общая продолжительность военной службы на момент увольнения в календарном исчислении составила ------. В период с дата год, указывает истец, он неоднократно проходил медицинское обследование. Согласно заключению ------ от дата № имеющееся у него заболевание получено в период прохождения военной службы. В связи с заболеванием полученным в период прохождения военной службы ------ дата установила ему инвалидность ------. В последующем, судебным решением Казанского гарнизонного военного суда от дата его иск об изменении формулировки причин увольнения с военной службы удовлетворен и на командующего ------ возложена обязанность изменить приказ по личному составу от дата № в части основания увольнения с указанием основания увольнения «по состоянию здоровья» (подпункт «б» пункта 3 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Данное решение вступило в законную силу дата. После чего, приказом № от дата внесены изменения в приказ от дата № с указанием основания увольнения «по состоянию здоровья» (подпункт «б» пункта 3 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

дата, указывает истец, он обратился в военный комиссариат г. Чебоксары о предоставлении ему государственного жилищного сертификата. Данное заявление было переадресовано в администрацию города Чебоксары, а дата он от администрации Ленинского района г. Чебоксары получил ответ, в котором указывалось на отсутствие у него права на получение жилищного сертификата по причине того, что в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по общим основаниям он был поставлен после 01 января 2005 года. Данный отказ, полагает истец, является незаконным, поскольку его право на получение государственного жилищного сертификата было подтверждено только в дата году, после состоявшегося решения Казанского гарнизонного военного суда об изменении основания его увольнения с военной службы. В связи с чем, полагает истец, он имеет право на получение государственного жилищного сертификата как бывший военнослужащий, уволенный с военной службы по состоянию здоровья.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в иске, и вновь привели их суду.

Представитель администрации г. Чебоксары - Журина О.А., действующая на основании доверенности исковые требования не признала, пояснив суду, что обязанность по формированию списка очередников среди военнослужащих и граждан, уволенных в запас, нуждающихся в жилом помещении, в том числе и изъявивших желание участвовать в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище на 2002 - 2010 годы", до настоящего времени в городе Чебоксары исполняет орган местного самоуправления. Однако самостоятельно включить истца в список военнослужащих и граждан, уволенных в запас, нуждающихся в жилом помещении с дата орган местного самоуправления не имеет возможности. При этом наличие у истца права на участие в подпрограмме на получение ГЖС с указанной даты ответчиком не оспаривается.

От представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары Волковой Е.Г., действующей на основании доверенности, поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия, в ранее направленном суду в письменном отзыве администрация Ленинского района г. Чебоксары просила отказать в удовлетворении исковых требований по мотивам возникновения нуждаемости после 01 января 2005 года.

От ФГКЭУ «Йошкар-Олинская КЭЧ района», поступили заявление с просьбой рассмотреть дело без участия их представителя и письменный отзыв, в котором указано, что истец в их части на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит, в связи с этим полагает, что обязанность по обеспечению истца жилищным сертификатом должна быть возложена на Ленинскую районную администрацию г.Чебоксары.

От Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики ранее в адрес суда поступили письменный отзыв в котором указано, что истец не может являться участником подпрограммы, поскольку поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01 января 2005 года, и заявление о рассмотрении дела без участия их представителя.

Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Чувашской Республике, Военный комиссариат ЧР о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, о причине неявки суду не сообщили.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 11 от 24 июня 2008 года «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», при определении закона и иного нормативно-правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.

Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.

Правовое регулирование жилищных правоотношений с участием военнослужащих осуществляется в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также других законодательных и иных нормативно-правовых актов, в том числе и ведомственных, из которых следует, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, комплекс социальных гарантий в сфере жилищных прав военнослужащих закреплен в положениях ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». К их числу законодатель относит: предоставление военнослужащим, имеющим в собственности квартиры, при переводе к новому месту службы служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии на период службы в данной местности (п. 4); обеспечение федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащих при общей продолжительности военной службы 10 лет и более жильем за счет государственных жилищных сертификатов и представление документов о сдаче жилья по месту службы только при получении постоянных жилых помещений (п. 14 ); безвозмездное получение в собственность занимаемых жилых помещений (п. 6 ); предоставление первоочередного права по решению органов местного самоуправления на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы или выделение земельных участков под строительство жилья для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и ряда других лиц (п. 12 ); обеспечение жильем военнослужащих - граждан Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающихся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений (абз. 2 п. 1 ст. 23).

В соответствии с п. п. 13 и 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями указанных военнослужащих, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства. При этом п. 14 этой статьи предусматривалось, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нем, определяется Правительством РФ.

Действующая редакция п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» также содержит положение, согласно которому порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в данном пункте, определяется Правительством РФ.

В целях совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья в соответствии с законодательством РФ, Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Другого порядка, кроме изложенного в названных Правилах, до настоящего времени не определено.

Нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета, в соответствии с подпунктом «а» пункта 6 Правил признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно - исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно - штатными мероприятиями.

Согласно п. 7 названных Правил, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: отсутствие жилой площади; наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям; наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

В соответствии с п. 10 Правил не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае:

а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры);

б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам);

в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.);

г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;

д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ следует, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

Федеральный законодатель в положениях п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» закрепляет, что право на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях, предоставляется в соответствии с названным законом и иными нормативными правовыми актами один раз.

Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению № 1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ. Бланки удостоверения на право пользования льготами являются документами строгой отчетности. При увольнении военнослужащего оригинал удостоверения направляется вместе с другими документами, необходимыми для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в военный комиссариат избранного постоянного места жительства, а копия удостоверения остается в личном деле военнослужащего. Военный комиссариат выдает копии удостоверения по требованию (п.8 Правил).

Порядок учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства определен разделом III названного Постановления Правительства РФ, согласно которому ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.

Согласно п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими квартирно-эксплуатационными частями (КЭЧ) районов с ведением списков очередников, карточек учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащим, в том числе с помощью автоматизированной системы учета.

Жилье предоставляется гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, состоящим на учете, в порядке общей очереди.

В пункте тридцатом Правил содержится прямой запрет на предоставление жилья уволенным с военной службы лицам, не стоящим в очереди. В связи с чем доводы стороны истца, что без включения его в списки очередников он лишен возможности реализовать свои жилищные права, предусмотренные ст. 15 ФЗ «о статусе военнослужащих, являются обоснованными.

Пункт 9 названных Правил, как и п. 13 ст. 15 действовавшей в период увольнения, содержали положение о том, что постановка военнослужащих, продолжительность военной службы которых достигает 10 лет в календарном исчислении, на учет для получения жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления по ходатайству командиров воинских частей. При этом постановка на учет не ставится в зависимость от обеспеченности военнослужащих жильем по месту службы.

Согласно выписки из приказа об увольнении (л.д.62) истец проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и к моменту увольнения имел общую продолжительность военной службы 10 лет и три месяца в календарном исчислении, что относит его к категории лиц, указанных в ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих». Вместе с тем, своевременно обратиться с заявлением о постановке в очередь на улучшение жилищных условий с соблюдением приведенного выше порядка, истец не мог по независящим от него причинам.

Так, приказом ------

Однако решением Казанского гарнизонного военного суда от ------

Из материалов дела также усматривается, что истец, общая продолжительность военной службы которого составляет более 10 лет, проживал вместе с семьей в служебном жилом помещении, которое при увольнении, согласно справке квартирно-эксплуатационного органа (л.д. 63), он сдал.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. При этом в абз. 2 п. 1 данной статьи конкретизировано, что военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности их предоставления в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. В силу изложенного предоставление истцу служебного жилья в закрытом военном городке не свидетельствует об обеспеченности его жильем, поскольку такое жилье военнослужащим предоставляется только на срок военной службы.

В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан Российской Федерации, увольняемых с военной службы по льготным основаниям, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Возникновение в связи с увольнением специального основания для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий - выбор места жительства после увольнения порождает обязанность федерального органа исполнительной власти обеспечить гражданина жильем в этом месте (п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

По делу установлено, что истец в период прохождения военной службы и после увольнения жильем для постоянного проживания обеспечен не был. При таких обстоятельствах доводы стороны истца о том, что его увольнение с военной службы произошло с нарушением его жилищных прав, предусмотренных ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», суд считает обоснованными.

Согласно ст. 56 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Указанный перечень сформулирован как исчерпывающий. Применительно к данному спору оснований для отказа в постановке истца на учет нуждающихся в жилом помещении, судом не установлен. Поскольку право истца состоять на учете возникло с момента увольнения, то требование о включении в список очередников с этой даты подлежит удовлетворению.

То обстоятельство, что в соответствии с действующей в настоящее время редакцией Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обязанность по обеспечению жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы, лежит только на федеральных органах исполнительной власти, а не как ранее на органах местного самоуправления, то они не могут служить основанием для отказа в удовлетворении данного иска, поскольку указанные изменения имели цель приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Реализация социальной гарантии, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», не зависит от смены органа, на который возложена обязанность обеспечения жильем. К тому же, как пояснил суду представитель администрации г. Чебоксары, обязанность по формированию списка очередников среди военнослужащих и граждан, уволенных в запас, нуждающихся в жилом помещении, в том числе и изъявивших желание участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002 - 2010 годы», до настоящего времени в городе Чебоксары исполняет орган местного самоуправления. В силу положений ч.3 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

Обязать администрацию города Чебоксары включить Александрова ФИО8 в список военнослужащих и граждан, уволенных в запас, нуждающихся в жилом помещении, с дата года.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 10 декабря 2010 г., через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Т.П. Ермолаева

Мотивированное решение составлено 09 декабря 2010 года.