об оспаривании отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 декабря 2010 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием представителей: истицы Волостновой Л.Я. - Волостнова Г.А., администрации Ленинского района г. Чебоксары - Волковой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волостновой ФИО10 о признании решения администрации Ленинского района г. Чебоксары об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении незаконным и о возложении обязанности поставить в очередь нуждающихся в жилом помещении с момента обращения,

установил:

Обратившись в суд с названным иском, истица указала в нем, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом РФ «О ветеранах». По этому основанию она дважды обращалась к ответчику с заявлениями о постановке ее в очередь нуждающихся в жилом помещении. Однако оба раза ей было отказано в удовлетворении данных заявлений: решением жилищной комиссии от дата года ей было отказано в постановке на учет по п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, ввиду обеспеченности общей жилой площадью жилого помещения выше установленной по г. Чебоксары учетной нормы. По мнению истицы, данное решение администрации Ленинского района г. Чебоксары является незаконным, поскольку ответчиком не было учтено, что с учетом суммарной площади жилых помещений, находящейся в ее собственности и собственности членов ее семьи, обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет ------ кв. м. Жилой дом адрес, указывает истица, по заключению межведомственной комиссии от дата года признан непригодным для постоянного проживания.

Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства, истица просит признать решение администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата года об отказе в признании ее нуждающейся в жилом помещении незаконным и возложить на администрацию Ленинского района г. Чебоксары обязанности поставить ее в очередь нуждающихся в жилом помещении с дата

В судебном заседании истица не присутствовала, доверила представлять свои интересы, в том числе и без ее участия, Волостнову Г.А., наделив его полным объемом полномочий стороны по делу.

Представитель истицы в судебном заседании иск своего доверителя поддержал по изложенным в нем основаниям, и вновь привел их суду, пояснив также, что жилищными органами администрации Ленинского района г. Чебоксары при рассмотрении заявления о постановке на учет неправильно истолкованы нормы ст. 51 ЖК РФ, что привело к нарушению жилищных прав истицы. С учетом имеющейся на праве собственности у истца и членов его семьи жилой площади, их обеспеченность общей площадью жилого помещения ниже установленной по г. Чебоксары учетной нормы.

Волкова Е.Г., представляющая интересы администрации Ленинского района г. Чебоксары, иск не признала, пояснив суду, что истице на праве собственности принадлежит жилой дом адрес Наличие указанного обстоятельства послужило основанием для отказа в постановке истицы в очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении. При расчете площади жилого помещения с учетом положений ч. 2 ст. 51 ЖК РФ обеспеченность истицы и членов ее семьи общей площадью жилого помещения ниже учетной нормы, установленной нормы в г. Чебоксары, что администрацией Ленинского района не оспаривается.

Министерство здравоохранения и социального развития ЧР представило суду заявление о разрешении данного спора без участия их представителя.

Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако их представитель в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Конкретизируя конституционное право граждан на жилище (ст. 40), законодатель в нормах жилищного законодательства устанавливает условия и порядок его реализации.

Так, с введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего (ч.2 ст. 49 ЖК РФ) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).

Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которым защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права.

Применительно к спорной правовой ситуации истец, полагая, что отказом в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении нарушены его жилищные права, обратился с требованием о защите нарушенного права в порядке, определенном для искового производства, определив тем самым способ защиты нарушенного права и ответную сторону. При этом сторона истца обосновывает свое право состоять в очереди на улучшение жилищных условий по одному основанию: как лицо, имеющее право на меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», т.е. отнесением его к специально указанной в федеральном законе категории граждан.

В комплексе социальных мер, предоставляемых государством в качестве социальных гарантий, предоставление жилого помещения по договору социального найма является не единственным способом улучшения жилищных условий граждан. Основания и порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, определение порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма отнесены к компетенции Российской Федерации (ч.ч. 3, 4 ст. 12 ЖК РФ). К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 7 ст. 13, ст. 49 Кодекса).

Устанавливая в Федеральном законе «О ветеранах» меры социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, федеральный законодатель в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 и в ст. 4 названного закона определил круг лиц, относящихся к ветеранам, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны.

Согласно материалам дела, истица является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные для данной категории лиц Законом РФ «О ветеранах», в том числе и правом на льготное обеспечение жильем, что подтверждено материалами дела и ответчиком не оспаривается.

Данная мера социальной поддержки предоставляется им один раз и реализация данного права не зависит от их имущественного положения.

Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.

Так, согласно ст. 56 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что дата истица обратилась к ответчику с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на наличие у него права на государственную поддержку, представив необходимый пакет документов, что ответчиком не оспаривается. Из содержания искового заявления и обжалуемого решения следует, что ей было отказано в принятии на учет по тем основаниям, что ею были представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 2 ст. 54 ЖК РФ).

Применительно к данному спору, выводы ответчика о наличии обстоятельств, свидетельствующих об обеспеченности истицы жилым помещением выше установленной по г. Чебоксары учетной нормы, суд считает неправомерными, а решение об отказе в постановке на учет незаконным.

Согласно п.2 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно положениям части 5 статьи 15 Кодекса общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Как следует из фактических обстоятельств дела, истица является собственником ------ доли в праве общей собственности на жилой дом по адрес правом собственности на ------ доли в указанном доме обладает ФИО13 Помимо них в данном доме зарегистрированы и проживают ФИО6, ФИО7, ФИО8 Указанные лица были вселены на правах членов семьи, что подтверждается материалами дела и признано в суде представителем ответчика. В силу положений ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, признание указанного факта освобождает от необходимости доказывания в дальнейшем данного обстоятельства.

Судом также установлено, что ФИО6 на праве собственности принадлежит адрес, общей площадью жилого помещения ------ Истица является собственником жилого дома по адрес адрес. Общая площадь указанного жилого дома составляет ------

В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации и, исходя из достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Постановлением главы администрации г. Чебоксары ЧР от 15.04.2005 № 129 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» с 1 марта 2005 года по г. Чебоксары Чувашской Республики учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14,5 кв. м общей площади жилья на человека.

Семья истца в настоящее время, согласно материалам дела, состоит из пяти человек. Доказательств иного, ответчиком не представлено.

Таким образом, минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (учетная норма), в спорной правовой ситуации не должен превышать 72.5 кв. м. (14,5 х 5).

По смыслу ч.2 ст. 51 ЖК РФ обеспеченность истца и членов его семьи общей площадью жилого помещения, должна рассчитываться как сумма имеющихся в его собственности и собственности членов его семьи площади жилых помещений. Иного порядка определения суммарной жилой площади, при установлении нуждаемости в жилом помещении в целях постановки в очередь на получение жилья, действующим жилищным законодательством не предусмотрено. С учетом этого суммарная площадь указанных ч. 2 ст. 51 ЖК РФ жилых помещений составляет ------ Поскольку заключением межведомственной комиссии администрации г. Чебоксары дата адрес признан непригодным для постоянного проживания, то его площадь при определении учетной нормы в расчет не принимается. В расчете на одного человека обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет ------ что ниже достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, установленного в г. Чебоксары.

Таким образом, сделанные жилищной комиссией выводы об обеспеченности истицы общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы и об отсутствии нуждаемости в жилом помещении, не могут быть признаны обоснованными, а решение администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении законным.

Ввиду того, что жилищными органами администрации Ленинского района г. Чебоксары при рассмотрении заявления истца были неправильно истолкованы нормы материального права, что привело к нарушению его жилищных прав, требование о восстановлении нарушенного права путем постановки в очередь с момента обращения, заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

Признать решение администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата года об отказе в признании Волостновой ФИО11 нуждающейся в жилом помещении незаконным.

Обязать администрацию Ленинского района г. Чебоксары поставить Волостнову ФИО12 в очередь нуждающихся в жилом помещении с момента обращения, т.е. с дата года.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Т.П. Ермолаева