предоставление жилого помещения



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2010 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием истца Чамеева И.Ю., представителей: администрации г. Чебоксары - Красновой М.П., Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Чувашской Республике - Мастеровой К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чамеева ФИО7 к администрации г. Чебоксары, администрации Московского района г. Чебоксары о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,

установил:

Обратившись в суд с названным иском, истец указал в нем, что он служит в органах внутренних дел Чувашской Республики с дата, в должности участкового уполномоченного милиции с дата. В настоящее время он проходит службу в этой должности в отделении по обслуживанию территории, закрепленной за УВД отдела участковых уполномоченных милиции УВД по г. Чебоксары и на него распространяются льготы и гарантии, предусмотренные ст. 30 ФЗ «О милиции».

В г. Чебоксары, указывает истец, он проживает с ------ года. С ------ года он со своей семьей: он, жена и ребенок, проживает в квартире тещи по адрес, где помимо них также проживает ------ Общая площадь указанного жилого помещения составляет ------ кв. м. В очереди нуждающихся в жилом помещении он состоит в администрации Московского района г. Чебоксары с ------ года. По утверждениям истца, самостоятельно улучшить свои жилищные условия он не имеет материальной возможности. Претендовать на получение жилья по месту службы не может, поскольку подразделение, в котором он служит, относится к милиции общественной безопасности и обеспечение жильем ее сотрудников должно производиться органом местного самоуправления.

Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства, а также на положения ст. 30 Закона «О милиции» истец просит суд обязать администрацию города Чебоксары предоставить ему на состав семьи из трех человек благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке.

В судебном заседании истец заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в иске, и вновь привел их суду, пояснив также, что он служит в должности участкового уполномоченного милиции в отделении по обслуживанию территории, закрепленной за УВД отдела участковых уполномоченных милиции УВД по г. Чебоксары с дата по настоящее время. До этого он занимал должность участкового уполномоченного милиции отделения участковых уполномоченных милиции ОВД по Ленинскому району г. Чебоксары. Своего жилья не имеет, проживает у своей тещи. На свою просьбу предоставить ему жилое помещение во внеочередном порядке, получил от администрации Московского района г. Чебоксары письменный отказ. Улучшить жилищные условия за счет собственных средств не имеет материальной возможности. Просит возложить обязанность по обеспечению его жильем на администрацию г. Чебоксары.

Представитель администрации г. Чебоксары - Краснова М.П. в судебном заседании иск не признала, пояснив суду, что исполнить требование Федерального закона администрация г. Чебоксары не имеет возможности, ввиду отсутствия у нее на это полномочий.

Александров О.В., представляющий интересы администрации Московского района г. Чебоксары, направил в адрес суда заявление о разрешении данного спора без его участия.

Мастерова К.И., действующая от имени Министерства финансов РФ в лице УФК по ЧР, иск не признала и просила в иске отказать, указав, что органы местного самоуправления не наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан.

Министерство внутренних дел Чувашской Республики о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако их представитель в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит следующему.

По своему содержанию конституционное право на жилище, вопреки утверждениям истца, не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов, в том числе и на льготных условиях, предусматривается лишь в отношении малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации).

Конкретизируя конституционное право граждан на жилище, законодатель в нормах жилищного законодательства устанавливает условия и порядок его реализации.

Так, с введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего (ч.2 ст. 49 ЖК РФ) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).

Частью 1 ст. 30 Закона РФ «О милиции», на положения которой ссылается истец в обоснование своих требований, сотрудникам милиции, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры по установленным законам нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Вопросы признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановки на учет регламентированы ст. 52 ЖК РФ, а также нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом случаев.

Из положений ч. 2 названной статьи следует, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право малоимущие граждане и иные категории граждан, определенные федеральным законом или законом субъекта РФ, при условии, что такие граждане являются нуждающимися в жилых помещениях, по основаниям установленным ст. 51 ЖК РФ.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п.п. 12-13 ст. 4 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» граждане, принятые на учет, включаются в списки очередности на получение жилых помещений.

Учет граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, и граждан, отнесенных к иным категориям федеральным законом и настоящим Законом, ведется по отдельным спискам.

Таким образом, право на бесплатное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, в том числе и основанное на специальной норме закона или иного нормативно-правового акта, может быть реализовано только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил. Применительно к данному спору жилищное законодательство не предусматривает иного способа решения жилищной проблемы, поэтому льготное обеспечение жильем должно производиться с соблюдением установленного жилищным законодательством общего принципа нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма.

Как видно из материалов дела, истец состоит в должности участкового инспектора милиции более шести месяцев и при наличии нуждаемости в жилом помещении, имеет право на обеспечение жильем в соответствии с приведенной выше нормой специального закона.

Проверяя доводы о нуждаемости в жилом помещении, суд установил, что очереди нуждающихся в жилом помещении истец на основании норм ст. 30 Закона о милиции не состоит и с таким заявлением в органы местного самоуправления не обращался.

В квартире по адрес, в связи с регистрацией в которой истец заявляет о своей нуждаемости в жилом помещении, истец значится проживающим с дата. До этого времени местом его постоянного жительства являлся жилой адрес адрес адрес, где он проживал в качестве члена семьи собственника, что признал в судебном заседании истец. В силу положений ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание истцом данного факта освобождает от дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Совершив указанные действия по регистрации, истец и его супруга, по ее заявлению, были поставлены в очередь граждан, имеющих право на государственную поддержку в соответствии с указом Президента ЧР от 06. 03.2002 г. № 51 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республики» с 14 января 2010 года.

Виды жилищных отношений и их участники определены в ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности жилищное законодательство регулирует правоотношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на жилище и требования, установленные данным нормативно-правовым актом в качестве условий реализации названного права, распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат. Каких-либо специальных условий постановки участковых инспекторов милиции на учет нуждающихся в жилых помещений в целях реализации ими жилищных прав, установленных ФЗ «О милиции» законодателем не предусмотрено.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Поскольку нормы ст. 53 ЖК РФ не содержат конкретный перечень действий, при совершении которых возникает необходимость участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении гражданина другим жильем, суд считает возможным по аналогии применить к спорным правоотношениям положения пункта 12 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года № 63, которым вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов, рассматривается законодателем в качестве действий, повлекших ухудшение жилищных условий.

Как следует из материалов дела, собственником квартиры по адрес супруга истца не является. К моменту регистрации истца в указанном жилом помещении значились зарегистрированными ------ человек, но их семья на тот момент не нуждалась в жилом помещении.

Совокупность представленных суду доказательств, по мнению суда, свидетельствует о том, что истец намерено ухудшил свои жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и реализовать свое право на внеочередное обеспечение жильем в соответствии со специальной нормой закона. Учитывая правовые последствия намеренного ухудшения жилищных условий, принятие истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении могло произойти не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий. Поскольку со дня совершения названных действий не прошел установленный законом срок, суд приходит к выводу об отсутствии у истца правовых оснований для реализации права на льготное обеспечение жилым помещением за счет муниципального жилищного фонда. В этой связи суд не может согласиться с доводами истца о том, что действиями ответчика было нарушено его право на льготное обеспечение жилым помещением. Более того, постановка истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставление ему вне очереди жилого помещения после совершения намеренных действий по ухудшению жилищных условий, неизбежно приведет к нарушению прав и законных интересов иных лиц, обладающих аналогичным с истцом правом на льготное обеспечение жильем и длительное время состоящих в очереди нуждающихся в жилом помещении.

Учитывая все обстоятельства по данному делу, суд приходит к выводу, что вопреки утверждениям истца, отнесение его к категории лиц, обладающих в соответствии со специальным законом правом на льготное обеспечение жильем, само по себе не свидетельствует о возникновении у него права требовать безотлагательного и безусловного обеспечения его жильем, а подлежит реализации в соответствии с установленными жилищным законодательством правилами.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Чамеева ФИО8 о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности предоставить ему на состав семьи из трех человек благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Т.П. Ермолаева