Гражд. дело № 2-4475/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата адрес
Ленинский районный суд адрес Республики в составе:
председательствующего судьи Мурадовой С. Л.,
при секретаре судебного заседания Егоровой Н.В.,
с участием заявителя- заведующей МДОУ «Детский сад №147» адрес Александровой Е.Н., представителей заинтересованных лиц - Управления образования администрации адрес Гришановой Н.И., действующей на основании доверенности от дата, Главного управления МЧС России по ЧР Кондратьева В.П., действующего на основании доверенности от дата,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению МДОУ «Детский сад №147» адрес о признании незаконным предписания № от дата по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности,
установил:
МДОУ «Детский сад № 147» адрес обратилось в суд заявлением о признании незаконным предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Заявление мотивировано тем, что государственным инспектором адрес по пожарному надзору Портновым Д.Г. дата составлено предписание № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в отношении детского сада. Считает предписание необоснованным, поскольку детский сад сдан в эксплуатацию и принят приемочной комиссией дата, строительство объекта осуществлялось по типовому проекту № за № согласованному с главным архитектором адрес, акт приемки утвержден Распоряжением Совета Министров ------. Здание разрешено к эксплуатации в соответствии с градостроительными нормами - ------, действующими на тот период времени. Указанные инспектором нормы должны соблюдаться при проектировании вновь строящихся и реконструируемых детских дошкольных учреждений. Также указано, что для зданий детских яслей-садов следует предусматривать «помещения групповых ячеек, для которых в свою очередь следует предусматривать самостоятельный вход через приемную или раздевальную, смежно с которыми должны располагаться игральная или групповая; из игральной или групповой следует предусматривать проход в спальню или туалетную». В зданиях детских дошкольных учреждений групповая ячейка младшей ясельной (средней и т.д.) группы подразделяются на приемную, игральную, спальню, туалетную. Из помещений каждой групповой ячейки и прогулочной веранды должно быть не менее двух эвакуационных выходов. В групповых ячейках МДОУ «Детский сад № 147», расположенных на первом этаже, имеется по два эвакуационных выхода. Таким образом, в предписании требуется выполнить уже третий эвакуационный выход. Пункт № гласит о том, что не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек, и не указано о необходимости выполнения второго эвакуационного выхода из спальных помещений. Кроме того, учреждением приняты все зависящие от него меры по получению необходимых для реконструкции денежных средств из бюджета адрес. Инспектор не руководствовался СНиП №, согласно п. 8.5 которого на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений. Таких решений в отношении МДОУ не издано, заключение о пожарном риске отсутствует, непосредственной пожарной опасности в настоящее время нет. В связи с этим следует предписание признать незаконным и подлежащим отмене. Заявитель со ссылкой на гл. 25 ГПК РФ просит признать незаконным предписание № от дата по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
В судебном заседании представитель заявителя - заведующий МДОУ «Детский сад № 147» Александрова Е.Н. заявление поддержала по изложенным основаниям и вновь привела их суду, представив суду перечень документов.
В судебном заседании представитель Управления образования администрации адрес Гришанова Н.И. представила суду отзыв, указав, что здание МДОУ «Детский сад №147» построено в соответствии с ранее действующими нормативными документами, п. № СНиП № на данное здание не распространяется. Кроме того здание находится в оперативном управлении и МДОУ «Детский сад №147» не вправе совершать мероприятия по изменению и реконструкции здания, т.к. не предусмотрено уставом и договором. Заявление считает обоснованным, просила удовлетворить по основаниям, аналогичным тем, что изложены в заявлении. Кроме того, указала, что для проведения реконструкции здания требуются большие финансовые затраты, которых у детского дошкольного учреждения и у учредителя не имеется.
Представитель ГУ МЧС России по ЧР Кондратьев В.П. представил суду письменный отзыв, указав, что групповая ячейка независимо от этажа состоит из трех смежных, самостоятельных помещений, которые в независимости от их назначения, возраста, физического состояния и количества людей, возможности их пребывания в состоянии сна относятся к классу пожарной опасности Ф 1.1., в каждом помещении класса Ф 1.1 должно иметь не менее двух эвакуационных выходов.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела в полном объеме, которых, по мнению сторон достаточно для принятия решения по делу и не требуется предоставление дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 6 ФЗ N69-ФЗ «О пожарной безопасности» государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Главный государственный инспектор по надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право, в том числе осуществлять пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами.
В силу п. 1 Правил пожарной безопасности установлены требования пожарной безопасности, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в данном случае ОГПН в пределах своих полномочий осуществляет государственный пожарный надзор, в том числе и путем выставления в адрес соответствующих органов или юридических (физических) лиц предписаний об устранении нарушений и соблюдении требований в области пожарной безопасности.
Согласно ст. 37 ФЗ от дата N69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В ст. 20 указанного Закона установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности в Российской Федерации установлены Правилами.
П. 3 Правил предусмотрено, что наряду с Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Из совокупного толкования ст. ст. 1, 2, 6, 7, 8, 32, 34 ФЗ "О техническом регулировании" следует, что обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, в том числе к зданиям, строениям и сооружениям, устанавливаются техническими регламентами, принятыми федеральными законами и подзаконными нормативными актами. Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие, в том числе, взрывобезопасность, механическую безопасность, пожарную безопасность, промышленную безопасность, термическую безопасность, электрическую безопасность. Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. В Российской Федерации действуют общие технические регламенты и специальные технические регламенты. Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Общие технические регламенты принимаются по вопросам безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, пожарной безопасности, экологической безопасности.
Проверка соблюдения требований технических регламентов, предъявляемых к объекту, а также оценка рисков вероятности причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью окружающих осуществляется уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями.
Согласно ст. 32 ФЗ от дата N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания (сооружения, строения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений, строений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, строении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на:
1) Ф1 - здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе:
а) Ф1.1 - здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от дата N24 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03" здание ДОУ включает:
- групповые ячейки - изолированные помещения, принадлежащие каждой детской группе;
- специализированные помещения для занятий с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами;
- сопутствующие помещения (медицинские, пищеблок, постирочная);
- служебно-бытовые помещения для персонала.
В состав групповой ячейки входят: раздевальная (приемная для детей ясельного возраста), групповая (игровая), спальня, буфетная, туалетная (пункты 2.2.2, 2.2.9).
Ст. 89 ФЗ установленытребования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам. В частности, эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения. Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться в соответствии с требованиями федеральных законов о соответствующих технических регламентах.
К эвакуационным выходам из зданий, сооружений и строений относятся выходы, которые ведут из помещений первого этажа наружу: непосредственно; через коридор; через вестибюль (фойе); через лестничную клетку; через коридор и вестибюль (фойе); через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку.
Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.
Части здания различной функциональной пожарной опасности разделяются противопожарными преградами и должны быть обеспечены самостоятельными эвакуационными выходами. Число эвакуационных выходов из помещения должно устанавливаться в зависимости от предельно допустимого расстояния от наиболее удаленной точки (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.
Эвакуационные пути не должны включать лифты, эскалаторы, а также участки, ведущие: через лестничные клетки, если площадка лестничной клетки является частью коридора, а также через помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, не являющаяся эвакуационной; по лестницам 2-го типа, соединяющим более двух этажей (ярусов), а также ведущим из подвалов и с цокольных этажей;
В СНиП №* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" пунктом №* также установлено, что не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения класса Ф.1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.
Таким образом, из содержания приведенных норм законодательства следует, что помещения, расположенные в детских дошкольных учреждениях, относящиеся к классу функциональной опасности Ф 1.1, и предназначенные для пребывания более 10 человек, должны иметь не менее двух эвакуационных выходов.
В данном случае обязанность доказывания о том, что имеющийся в групповых помещениях 1 этажа МОДУ № выход, ведущий в здание, эвакуационным не является, а также, что имеется риск пожарной безопасности, лежит на органе, чьи действия оспариваются в суде.
В соответствии со ст. 6 ФЗ от дата N 123-ФЗ
"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: 1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Александрова Е.Н. работает на должности заведующей ДОУ № с дата.
На основании договора от дата Чебоксарский городской комитет по управлению имущества (Собственник) передал, а МДОУ «Детский сад № 147» адрес (Пользователь) принял для пользования по согласованию с Управлением образования администрации адрес на праве оперативного управления комплекс МДОУ «Детский сад № 147» адрес, обязался не производить перепланировок и переоборудования помещений без согласования с Собственником.
На основании распоряжения главного государственного инспектора адрес по пожарному надзору № от дата в период с дата по дата ОГПН адрес отдела ГПН адрес ГПН Главного управления МЧС России по ЧР провело внеплановое, выездное мероприятие по контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности в здании и помещениях МДОУ «Детский сад № 147» адрес.
По результатам мероприятия в целях устранения выявленных нарушений пожарной безопасности ОГПН в адрес заведующей МДОУ «Детский сад № 147» адрес вынесено предписание от дата № о необходимости устранить следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности:
- выполнить второй эвакуационный выход из спальных помещений, расположенных на первом этаже, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек, а именно: група №, группа №, группа №, группа № (нарушен п. № СНиП № срок устранения нарушений - до дата).
Судом также установлено и сторонами не оспаривается, что расчет пожарного риска по МДОУ № при вынесении предписания не был проведен.
В ходе судебного заседания представитель главного управления МЧС России по ЧР Кондратьев В.П. пояснил, что расчет определения уровня пожарной безопасности на момент вынесения предписания, то есть дата представлен не был.
Из представленных документов, технического паспорта здания МДОУ «Детский сад № 147» (по состоянию на дата) следует, что групповая ячейка независимо от этажа состоит из трех смежных самостоятельных помещений, т.е. раздевального помещения, группового помещения и спального помещения.
Согласно СанПН № (санитано- эпидемиологические правила и нормативы) здание ДОУ включает групповые ячейки- изолированные помещения, принадлежащие каждой детской группе.
Из технического паспорта детского учреждения, прилагаемого плана 1 этажа следует, что норма о том, что каждое помещение класса Ф1.1. должно иметь не менее двух эвакуационных выходов подтверждается планировкой второго этажа данного детского учреждения.
Как следует из представленных документов, на момент ввода в эксплуатацию дет/сад-ясли на № мест по адрес, соответствовал требованиям СНиП, что подтверждается решением исполнительного комитета Чебоксарского городского совета народных депутатов Чувашской АССР № от дата «Об утверждении акта приемки государственной комиссии детсад-ясли на № мест поз.1 в XI микрорайоне адрес, актом Государственной приемки здания от дата Проектно- сметная документация на строительство детского чада- яслей разработана Чувашгражданпроектом.
Однако в данном случае с учетом разночтений относительно того, является ли спальная комната данного детского сада самостоятельным помещением, входящим в состав групповой ячейки и относится ли к помещениям функциональной опасности класса Ф 1.1.,с учетом анализа представленных документов, требований действующего законодательства о том, что оценка рисков вероятности причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью окружающих осуществляется уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, суд приходит к выводу, что в данном случае такой расчет риска должен быть произведен с участием ОГПН адрес.
Тем не менее в данном случае ОГПН адрес УГПН ГУ МЧС России по ЧР в лице государственного инспектора адрес ограничился предписанием. Доказательства о том, что предписание вынесено с учетом расчета определения уровня пожарной безопасности в здании МДОУ « Детский сад № 147» в суд не представлено и не отрицается представителем ответчика.
Усматривается, что с учетом указанного расчета имеются основания для предписания в дальнейшем указанному детскому учреждению принять меры противопожарной безопасности и предоставлении определенного времени для устранения недостатков по пожарной безопасности.
Таким образом, поскольку в установленном законом порядке на момент оспариваемого предписания не определено, превышает ли пожарный риск соответствующие допустимые значения, установленные настоящим Федеральным законом, предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности в виде выполнения второго эвакуационного выхода в спальных помещениях, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек было преждевременным, является несостоятельным и как действие должностного лица, обязывающее произвести определенные виды работ предписание следует признать несоответствующей закону. Также следует учесть, что у заявителя отсутствуют финансы для устранения вышеуказанных недостатков. В материалах дела имеются сведения о том, что МДОУ «Детский сад № 147» неоднократно обращалось к учредителю с письменными просьбами заложить в смету детского сада денежные средства на изготовление двери, дверных проемов из спален на 1 этаже, муз. зал, физ. зал.
При вынесении решения судом принимается во внимание, что дошкольным учреждением как бюджетным учреждением были приняты меры по решению вопроса о получении денежных средств для выполнения правил пожарной безопасности.
Усматривается, что хотя и дошкольное учреждение является самостоятельным юридическим лицом, с учетом требований законодательства учредитель данного дошкольного учреждения должен предусмотреть и с учетом необходимых потребностей в выполнении требований пожарной безопасности, в том числе и оборудования дополнительного выхода, решить вопрос о разработке документации, в случае необходимости о реконструкции здания с учетом о пожарного риска и других необходимых документов, для предотвращения пожарного риска выделить необходимые средства, в том числе и денежные средства для организации данных видов работ.
Также при вынесении решения независимо от решения суда о признании несоответствующим закону предписания органа пожарного надзора в части, суд исходит из того, что в случае, если при проведении проверок в соответствии с действующим законодательством у органов пожарного надзора возникли основания для вывода о несоблюдении в указанном детском учреждении правил пожарной безопасности и создается угроза жизни и здоровью находящихся в здании граждан при его эксплуатации, орган пожарного надзора вправе в установленном законом порядке оформлять административный материал, в ходе рассмотрении которого в соответствии с КоАП РФ может рассматриваться вопрос о приостановлении деятельности юридического лица в случае нарушения правил пожарной безопасности.
Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным предписание отделения ГПН адрес ГПН Главного управления МЧС России по ЧР № от дата по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
На решение может быть подана кассационная жалоба или кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики через Ленинский районный суд адрес, начиная с дата
Судья Мурадова С. Л.
Мотивированное решение составлено дата