о предоставлении жилого помещения



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2010 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием представителя истца Егорова Д.О. - Евтихеевой А.В., представителя администрации г. Чебоксары - Красновой М.П., представителя администрации Калининского района г. Чебоксары - Евдокимовой Т.В., представителя Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Чувашской Республике - Ивановой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егорова ФИО10 к администрации г. Чебоксары о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,

установил:

Обратившись в суд с названным иском, истец указал в нем, что он является сиротой: его мать умерла дата, где проживает его отец, ему не известно. При направлении в школу-интернат постановлением главы администрации Калининского района г. Чебоксары от дата № за ним было закреплено право проживания в адрес. № по адрес где ранее проживал его отец. Однако постановлением главы администрации Калининского района г. Чебоксары от дата названное постановление в части закрепления за ним права на проживание в квартире по адрес отменено. В данной квартире, указывает истец, в настоящее время проживают родители его отца, с которыми он никодга отношений не поддерживал и не знаком с ними.

В ------ он закончил восемь классов, затем поступил в ------ № адрес. Из-за отсутствия в училище условий для проживания он стал работать, сначала на предприятии ------ а в настоящее время на предприятии ------ По утверждениям истца, он никакого жилья ни на праве собственности, ни на условиях договора социального найма не имеет, состоит в очереди нуждающихся в жилом помещении в администрации Калининского района г. Чебоксары в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем в соответствии с Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», до настоящего времени ответчик не обеспечил его жилым помещением.

В судебном заседании истец не присутствовал, направил суду заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, доверив представлять свои интересы в суде адвокату Евтихеевой А.В.

Адвокат Евтихеева А.В., действующая на основании ордера № от дата и на основании доверенности от дата, удостоверенной нотариусом нотариального округа ------ и зарегистрированной в реестре за дата, требование своего доверителя поддержала по изложенным в иске основаниям, и вновь привела их суду, пояснив также, что в несовершеннолетнем возрасте истец остался без родительского попечения - его мать умерла, а место жительства отца не было установлено. В ------ истец окончил восемь классов, после чего стал обучаться в ------ № в адрес, в настоящее время работает. В очереди на улучшение жилищных условий в администрации Калининского района состоит с дата, однако до настоящего времени его право на льготное обеспечение жильем реализовано не было, и сделать это в добровольном порядке администрация г. Чебоксары отказывается.

Представитель администрации г. Чебоксары - Краснова М.П. прав истца на льготное обеспечение жильем не оспаривала, пояснив, что жилье истцу может быть предоставлено только после выделения на эти цели необходимых средств, поскольку финансирование мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот осуществляется из республиканского бюджета.

Евдокимова Т.В., представляющая интересы администрации Калининского района г. Чебоксары, оставила разрешение данного спора на усмотрение суда, и подтвердила факт нуждаемости истца в жилом помещении.

Иванова И.С., представляющая интересы Министерства финансов РФ в лице УФК по ЧР, оставила разрешение данного спора на усмотрение суда.

Министерство финансов ЧР о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако их представитель в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Способы защиты жилищных прав определены в ст. 11 Жилищного кодекса РФ, согласно которой защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения и иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Конкретизируя названное конституционное право, законодатель в нормах жилищного права, регламентирующего отношения по обеспечению граждан жилыми помещениями из муниципального и государственного жилищного фонда, определяет условия и порядок его предоставления.

Так, в части 2 и 3 ст. 49 ЖК РФ закреплено положение о том, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При этом малоимущими гражданами являются граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Право истца на льготное обеспечение жильем предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ч. 1 статьи 8 названного Федерального закона (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, регламентирующей порядок предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, также предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма в Чувашской Республике, в том числе и во внеочередном прядке, урегулированы Законом ЧР от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений», а также нормативно - правовыми актами органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, определенных ст. 14 ЖК РФ.

Так, согласно п. 2 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» (с изменениями от 30 августа 2006 г., 19 июля 2007 г., 4 февраля 2008 г.) к одной из категорий граждан, которым жилое помещение по договорам социального найма предоставляется из государственного жилищного фонда Чувашской Республики, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

В соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с названным Законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

Как следует из представленных суду материалов, истец в несовершеннолетнем остался без родительского попечения и был направлен в интернатное учреждение, о чем дата администрацией Калининского района г. Чебоксары было принято постановление №. Названным постановлением за истцом было закреплено право на проживание в адрес. № по адрес, ЧР. Однако дата своим постановлением администрация Калининского района г. Чебоксары отменила закрепление за истцом право проживания в указанной квартире. Таким образом, на момент рассмотрения дела, истец закрепленного жилого помещения не имеет.

С дата истец состоит в очереди на получение жилого помещения в администрации Калининского района г. Чебоксары. На момент рассмотрения данного спора истец не достиг возраста 23 лет, следовательно, не утратил своего права на льготное обеспечение жильем в соответствии с Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Ранее названное право истцом реализовано не было. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец относится к числу граждан, на которых распространяется действие указанного Федерального закона, и имеет право на льготное обеспечение жилым помещением по указанным в иске основаниям.

Согласно п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований статьи 26.1, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

Согласно ч. 3 ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике, в соответствии со ст. 17 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений», наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 настоящего Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г. № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» (с изменениями от 4 июня, 25 сентября 2007 г., 5 мая 2008 г., 1 июня 2009 г.) органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 "О регулировании жилищных отношений" и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Положениями п. 5 ст. 14 ЖК РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма входит в компетенцию органов местного самоуправления.

Таким образом, требование о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию г. Чебоксары суд считает обоснованным.

Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В положениях п. 4 ст. 12 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», устанавливающих норму предоставления жилого помещения для иных категорий граждан, закреплено, что жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для категорий граждан, указанных в пункте 2 части 1 статьи 11 указанного Закона (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) с 01 января 2009 установлена в размере 33 квадратных метра общей площади жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

Обязать администрацию г. Чебоксары предоставить Егорову ФИО11 на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке по установленным нормам.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Т.П. Ермолаева