о предоставлении жилого помещения



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2010 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г, с участием истицы Немцевой Л.С., представителя истицы - Проказовой Т.Н., представителя администрации г. Чебоксары - Яковлевой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Немцевой ФИО9 к администрации г. Чебоксары о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,

установил:

Обратившись в суд с названным иском, истица указала в нем, что она в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей: ее отец умер дата, а мать решением ------ от дата была лишена в отношении нее родительских прав. Пребывая в различных интернатных учреждениях ЧР, указывает истица, она находилась на полном государственном обеспечении. дата администрацией Ленинского района г. Чебоксары ей был выдан ордер № на право занятия койко-места в общежитии по адресу: адрес, комн. №, адрес, ЧР. дата она обратилась в администрацию Ленинского района г. Чебоксары ЧР с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в последующем, как ей стало известно, она была поставлена с дата в общую очередь под номером №. Вместе с тем, по утверждениям истицы, она в соответствии с действующим законодательством обладает правом на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, поскольку при решении вопроса о помещении ее в интернатное учреждение за ней жилплощадь не закреплялась. Однако до настоящего времени ответчик не обеспечил ее жилым помещением по договору социального найма, чем, по мнению истицы, нарушил ее жилищные права.

В судебном заседании истица и ее представитель, заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям и вновь привели их суду, пояснив также, что истица в несовершеннолетнем возрасте осталась без родительского попечения и до совершеннолетия находилась в различных интернатных учреждениях Чувашской Республики на полном государственном обеспечении. При помещении ее в интернатное учреждение никакое жилое помещение за ней не закреплялось. В настоящее время она является нанимателем койко-места в комнате по адрес, другого жилья не имеет.

Представитель администрации г. Чебоксары Яковлева М.Ю., действующая на основании доверенности прав истца на льготное обеспечение жильем не оспаривала, пояснив, что жилье истцу может быть предоставлено только после выделения на эти цели необходимых средств, поскольку финансирование мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот осуществляется из республиканского бюджета.

От представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары Волковой Е.Г., действующей на основании доверенности, поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия.

Министерство финансов Чувашской Республики, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако его представитель в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно п. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; признания судом недействующими полностью или в части нормативного правого акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; прекращения или изменения жилищного правоотношения; иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Конкретизируя названное конституционное право, законодатель в нормах жилищного права, регламентирующего отношения по обеспечению граждан жилыми помещениями из муниципального и государственного жилищного фонда, определяет условия и порядок его предоставления.

Так, в соответствии со статьей 49 ЖК Российской Федерации по договору социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях: малоимущим гражданам (часть 2), а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (часть 3). При этом гражданам, указанным в части 3 данной статьи, предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации; жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться им в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями (часть 4).

Право истицы на льготное обеспечение жильем предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Так, согласно ч. 1 статьи 8 названного Федерального закона (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Часть вторая ст. 57 ЖК РФ содержит положение о том, что указанные граждане обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди. Право на льготное обеспечение жильем по указанным основаниям предусматривалось и Жилищным кодексом РСФСР 1984 года (п. 1 ст. 37) действующим на момент возникновения спорных правоотношений.

Правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма в ЧР урегулированы Законом Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений», а также нормативно - правовыми актами органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, определенных ст. 14 ЖК РФ.

Так, согласно Закону Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» к иным категориям граждан, которым жилые помещения предоставляются на условиях договора социального найма, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 2 части 1 статьи 11).

В соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с названным Законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Применительно к спорной правовой ситуации достижение истицей 23-летнего возраста на момент разрешения данного спора не может являться безусловным основанием для лишения ее гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма и не освобождает органы местного самоуправления от обязанности предоставить жилое помещение.

Из представленных суду материалов следует, что истица осталась без родительского попечения и пребывала в различных детских учреждениях Чувашской Республики для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: до дата года обучалась в ------, откуда была переведена в ------. С дата по дата обучалась в ------ № адрес. При направлении в интернатное учреждение вопрос о закреплении за ней право пользования жилым помещением не разрешался.

Из материалов дела также следует, что истице на основании ордера №, выданного согласно постановлению администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата №, было предоставлено койко-место в комнате № адрес, тогда как установленными на тот момент в Чувашской Республике Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Чувашской АССР, утв. Постановлением Совета Министров ЧАССР и Президиума областного Совета профсоюзов от 07.05.1985 № 254 и утратившим силу в связи с изданием Постановления Кабинета Министров ЧР от 26.07.2000 №142,предусматривалось, что жилое помещение предоставляется гражданам, как правило, в виде отдельной квартиры в пределах от 8 до 12 квадратных метров на одного человека (п.45). Таким образом, предоставление истице койко-места в общежитии не свидетельствует об исполнении ответчиком обязательств по обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке.

дата истица обратилась в администрацию Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о предоставлении ей жилого помещения по тем основаниям, что она является сиротой и не имеет жилой площади, предоставив при этом документы, подтверждающие ее социальный статус. На момент обращения к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения истице не исполнилось 23 года и ее право на льготное обеспечение жильем реализовано не было. По действующим на тот момент правилам, предусмотренным в ст. 31 ЖК РСФСР, истица должна быть принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и, согласно ст. 33 ЖК РСФСР, подлежала включению в общий список и в отдельный список лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем. Однако вопреки названным требованиям закона истица была включена только в общий список.

Поскольку при принятии в дата году решения о предоставлении истице жилого помещения ответчиком были нарушены требования действующего законодательства, предъявляемые к жилым помещениям, оснований признать, что она утратила право на льготное обеспечение жильем в соответствии с Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не имеется.

Таким образом, оснований для отказа истице в реализации предусмотренного специальным законом права на льготное обеспечение жильем по договору социального найма, суд не усматривает. Об обстоятельствах, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ, сторонами суду не заявлено. В этой связи требование истицы о возложении на ответчика обязанности по принудительному исполнению указанного закона заявлено обоснованно.

Согласно п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований статьи 26.1, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

Согласно ч. 3 ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1-3 части 1настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике, в соответствии со ст. 17 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений», наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 настоящего Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г. № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» (с изменениями от 4 июня, 25 сентября 2007 г., 5 мая 2008 г., 1 июня 2009 г.) органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 "О регулировании жилищных отношений" и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Положениями п. 5 ст. 14 ЖК РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма входит в компетенцию органов местного самоуправления.

Таким образом, требование о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию г. Чебоксары суд считает обоснованным.

Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В положениях п. 4 ст. 12 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», устанавливающих норму предоставления жилого помещения для иных категорий граждан, закреплено, что жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для категорий граждан, указанных в пункте 2 части 1 статьи 11указанного Закона (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) с 01 января 2009 установлена в размере 33 квадратных метра общей площади жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

Обязать администрацию г. Чебоксары предоставить Немцевой ФИО10 на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке по установленным нормам.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Т.П. Ермолаева