26 ноября 2010 года г. Чебоксары.
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Шопиной Е. В., с участием представителя заинтересованного лица Чебоксарского городского Собрания депутатов Михайловой Т. Ф., при секретаре Челукиной М. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Молякова Игоря Юрьевича о признании решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации города Чебоксары об отказе в участии в конкурсе на замещение должности главы администрации города Чебоксары незаконным и признании бездействия конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации города Чебоксары по непроведению проверки достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей незаконным
установил:
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 22.05.2008 N 1012 было Утверждено Положение «О порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Чебоксары», которое устанавливает порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Чебоксары. Для организации и проведения конкурса была образована комиссия по проведению конкурса на замещение должности главы администрации города Чебоксары в количестве 12 человек, председателем конкурсной комиссии избран ФИО3, секретарем комиссии ФИО4. Заявитель, согласно объявлению о проведении конкурса на замещение должности главы администрации г. Чебоксары 11 ноября 2010 года представил конкурсной комиссии все необходимые документы для участия в вышеуказанном конкурсе. Письмом от 15 ноября 2010 г. № М-44 председатель конкурсной комиссии ФИО3 отказал ему в участии в вышеуказанном конкурсе, сославшись на неполное предоставление документов. Считает данный отказ незаконным и необоснованным по следующим основаниям. 12 ноября 2010 года он представил конкурсной комиссии все необходимые документы, а именно: личное заявление, собственноручно заполненную и подписанную анкету установленного образца, 2 фотографии (размером 4x6 без уголка); копию паспорта; копию диплома, копию трудовой книжки, справку с места работы; справку о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справку о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги; копию военного билета; медицинское заключение о состоянии здоровья. Оспариваемое решение конкурсной комиссии принято в нарушение требований Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года N 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике Закона Чувашской Республики от 5 октября 2007 года N 62 «О муниципальной службе Чувашской Республике», а также Положения «О порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Чебоксары». Заявитель считает, что отказ конкурсной комиссии для участия в конкурсе на замещение должности главы администрации г. Чебоксары нарушает его права, предусмотренные ст.ст. 32, 37 Конституции Российской Федерации, носит дискриминационный характер. Полагает, что заседание конкурсной комиссии 15 ноября 2010 года также проходило в неполном составе и не имело кворума, поэтому принятые на заседании конкурсной комиссии решения являются незаконными. Заявитель просил суд признать отказ конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации города Чебоксары об отказе в участии в конкурсе на замещение должности главы администрации города Чебоксары незаконным.
В ходе производства по делу заявитель уточнил формулировку резолютивной части своих требований и просил суд признать решение конкурсной комиссии на замещение должности главы администрации города Чебоксары об отказе в участии в конкурсе на замещение должности главы администрации города Чебоксары.
В судебном заседании 26.11.2010 года требования заявителя дополнены требованием о признании незаконным бездействия конкурсной комиссии на замещение должности главы администрации города Чебоксары по проведению конкурса на замещение должности главы администрации города Чебоксары, выразившегося в непроведении проверки достоверности предоставляемых сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также супругов кандидатов и их несовершеннолетних детей по основаниям того, что в нарушение п. 7 Положения «О порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Чебоксары» конкурсная комиссия не проводила такую проверку, что нарушает права Молякова И. Ю. на равный допуск к труду, право на избрание в органы власти.
Заявитель Моляков И. Ю. в судебном заседании 22.11.2010 года свои требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и просил их удовлетворить.
Представители заявителя Молякова И. Ю. Имендаев А. В. и Михайлов И. В., не явившиеся в судебное заседание после перерыва, поддержали заявленное Моляковым И. Ю. требование по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно указав на несоответствие Положения «О порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Чебоксары» Конституции Российской Федерации по основаниям нарушения прав заявителя, предусмотренных ст.ст. 32, 37 Конституции Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица Чебоксарского городского собрания депутатов Михайлова Т. Ф. требования заявителя не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление, указав на законность принятого комиссией решения. Пояснила, что проверка достоверности предоставляемых кандидатами сведений комиссией по проведению конкурса на замещение должности главы администрации г. Чебоксары была проведена.
Представитель заинтересованного лица конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации города Чебоксары в судебном заседании не участвовал в связи с прекращением деятельности комиссии.
Суд, заслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.
В соответствии с указанной нормой Чебоксарским городским Собранием депутатов было утверждено Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Чебоксары от 22 мая 2008 года № 1012(далее - Положение).
В соответствии с п. 2 названного Положения предусмотрено, что для организации и проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Чебоксары образуется комиссия по проведению конкурса на замещение должности главы администрации города Чебоксары (далее по тексту - конкурсная комиссия) в количестве 12 человек. Члены комиссии (две трети) назначаются Чебоксарским городским Собранием депутатов, а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти Чувашской Республики - Государственным Советом Чувашской Республики по представлению Президента Чувашской Республики. Конкурсная комиссия формируется на срок проведения конкурса.
Пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих разъяснено, что в случае, когда до рассмотрения дела орган государственной власти или орган местного самоуправления реорганизован либо упразднен, суд привлекает к участию в деле его правопреемника или орган, к компетенции которых относится восстановление нарушенных прав и свобод заявителя и устранение препятствий к осуществлению его прав и свобод.
Учитывая, что в соответствии с п. 1 Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Чебоксары конкурсная комиссии формируется на время проведения конкурса и прекращает свою деятельность с его проведением, а на момент рассмотрения дела в суде комиссия прекратила свою деятельность и её привлечение для участия в процессе в качестве заинтересованного лица не представляется возможным, органом, к компетенции которого относится восстановление нарушенных прав и свобод заявителя и устранение препятствий к осуществлению его прав и свобод, является Чебоксарское городское Собрание депутатов.
При формировании конкурсной комиссии требования п. 1 Положения о порядке формировании конкурсной комиссии соблюдены в полном объеме, как это следует из Постановления Государственного Совета Чувашской Республики от 26 октября 2010 года № 690 «О назначении членов конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Чебоксары», которым в состав конкурсной комиссии были назначены ФИО3, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 19 октября 2010 года № 4, которым в состав комиссии по проведению конкурса назначены ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов.
Из протокола № 1 заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации города Чебоксары от 27 октября 2010 года следует, что председателем конкурсной комиссии выбран ФИО3, заместителем председателя - ФИО14, секретарем - ФИО18
В газете «Чебоксарские новости» № 117 от 28 октября 2010 года было опубликовано объявление о проведении конкурса на замещение должности главы администрации города Чебоксары.
Из содержания протокола № 2 заседания конкурсной комиссии от 15 ноября 2010 года следует, что комиссией в составе 11 человек (за исключением члена комиссии депутата Чебоксарского городского Собрания депутатов ФИО17) было принято решение об отказе в участии в конкурсе Молякову И. Ю. в соответствии с п. 8 Положения по основаниям того, что им в нарушение п. 6 Положения не представлены: справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей; медицинское заключение о состоянии здоровья. Также в решении указано о не соответствии стажа работы дополнительным требованиям, предусмотренным п. 5 Положения.
Проверяя законность и обоснованность принятого комиссией решения от 15.11.2010 года, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 Положения право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, соответствующие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной (государственной) службы или стажу по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, установленных Законом Чувашской Республики «О муниципальной службе в Чувашской Республике» по высшим должностям муниципальной службы. Уровень профессионального образования: высшее профессиональное образование. К кандидату на должность главы администрации города Чебоксары, назначаемого по контракту, предъявляются дополнительные требования к наличию стажа работы на государственных должностях Российской Федерации, и (или) субъекта Российской Федерации и (или) выборных муниципальных должностях или наличию стажа государственной гражданской службы (муниципальной службы) на высших, или главных должностях государственной гражданской службы (муниципальной службы) не менее четырех лет либо наличию стажа работы на руководящей должности (руководителя, заместителя руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации) не менее пяти лет.
В соответствии с п. 6 Положения граждане, желающие участвовать в конкурсе, представляют в конкурсную комиссию: личное заявление, собственноручно заполненную и подписанную анкету установленного образца, 2 фотографии (размером 4 x 6 без уголка); копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс); документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование и квалификацию (копии документов о профессиональном образовании и копию трудовой книжки или документы, подтверждающие трудовую или служебную деятельность); справку о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справку о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей; документы воинского учета (для военнообязанных); медицинское заключение о состоянии здоровья. Кандидат по своему усмотрению может представить другие документы или их копии, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы, характеризующие его профессиональную подготовку. Прием документов от граждан, желающих участвовать в конкурсе, прекращается за пять дней до дня проведения конкурса.
Как видно из представленных в конкурсную комиссию Моляковым И. Ю. документов, им представлены сведения о размере и об источниках доходов, имуществе принадлежащем кандидату (супруга кандидата) на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах) на себе и на супругу» по форме утвержденной Законом ЧР от 30.03.2006 N 9 «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики». В представленных сведениях отсутствует информация за какой период представлены сведения, а в сведениях о доходах супруги, также отсутствует информация за какой период представлены сведения, дата заполнения и подпись. В предоставленных сведениях отсутствует информация об обязательствах имущественного характера претендента и его супруги.
Однако в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьей 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», изданным в порядке реализации Указа Президента Чувашской Республики от 29 июня 2009 г. N 42 «Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Чувашской Республики обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» Положением о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы администрации города Чебоксары, и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, (опубликовано в Вестнике органов местного самоуправления города Чебоксары, 2009, № 12 часть 2) установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются за календарный год, предшествующий году подачи документов по утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 559 формам.
Обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии со ст. 16 Федеральными закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и возлагается и на гражданина, претендующего на замещение должности муниципальной службы.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 7 указанной статьи этого же закона предусмотрено, что непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу.
Таким образом, вывод комиссии о том, что Моляковым И.Ю. не представлены справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на вышеназванных нормах закона.
Анализируя довод заявителя о том, что им представлено заключение о состоянии здоровья, суд приходит к следующему.
Из содержания представленного Моляковым И. Ю. в конкурсную комиссию документа о состоянии здоровья следует, что заявителем представлена выписка из истории болезни №, свидетельствующая о его нахождении на стационарном лечении в МУЗ «------» в период с дата по дата с указанием выставленного ему диагноза.
Однако в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пунктом 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 984н утвержден Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, Перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения.
Согласно п. 18 Порядка при поступлении на гражданскую службу или муниципальную службу гражданин представляет в государственный орган (орган муниципального образования) Заключение, выданное медицинским учреждением, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям «психиатрия» и «психиатрия-наркология». Гражданин, обратившийся для получения Заключения в связи с поступлением на гражданскую службу или муниципальную службу, предъявляет медицинскому учреждению паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
Обследования с целью установления диагноза заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, в медицинских учреждениях осуществляются за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. После осмотров врачом-психиатром и врачом психиатром-наркологом гражданину выдается Заключение. Заключение, выданное гражданину, поступающему на гражданскую службу или муниципальную службу, действительно в течение одного года.
Таким образом, копия выписки из истории болезни № от дата года не может рассматриваться как заключение о состоянии здоровья и вывод конкурсной комиссии о том, что заявителем не представлено заключение о состоянии здоровья, соответствует фактическим обстоятельствам.
В соответствии с п. 8 Положения несвоевременное или неполное представление документов, указанных в пункте 6 настоящего Положения, является основанием для отказа кандидату в участии в конкурсе, о чем он извещается в письменной форме не позднее, чем за один день до дня проведения конкурса.
Доводы о дискриминации заявителя в ходе рассмотрения дела доказанности не нашли.
Таким образом, правовых оснований для признания решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации города Чебоксары об отказе в участии в конкурсе на замещение должности главы администрации города Чебоксары не имеется, и суд отказывает заявителю в удовлетворении его требования в этой части.
Относительно указания в оспариваемом решении о несоответствии имеющегося у заявителя стажа квалификационным требованиям, предъявляемым к должности главы администрации города Чебоксары суд приходит к выводу об обоснованности такого указания по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 Положения к кандидату на должность главы администрации города Чебоксары предъявляются дополнительные требования к наличию стажа работы на государственных должностях Российской Федерации, и (или) субъекта Российской Федерации и (или) выборных муниципальных должностях или наличию стажа государственной гражданской службы (муниципальной службы) на высших, или главных должностях государственной гражданской службы (муниципальной службы) не менее четырех лет либо наличию стажа работы на руководящей должности (руководителя, заместителя руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации) не менее пяти лет.
Из трудовой книжки заявителя следует, что он не имеет как необходимого стажа работы на государственных или муниципальных должностях, так и на должности руководителя либо заместителя руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации.
Оценивая соблюдение Конкурсной комиссией порядка принятия решения от 15.11.2010 года, суд приходит к следующему.
Из показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей - членов конкурсной комиссии ФИО10, ФИО14, ФИО8, ФИО13, ФИО18 следует, что заседание комиссии проходило именно при том кворуме, который указан в протоколе заседания от 15 ноября 2010 года, свидетели подтвердили достоверность своих подписей в протоколе заседаний конкурсной комиссии.
Следовательно, установленный ст. 13 Положения порядок принятия решения соблюден.
Доводы представителей заявителя о том, что Положение о и все остальные нормативные акта, ограничивающие право заявителя на участие в конкурсе, противоречат ст. ст. 32, 37 Конституции и ограничивают права заявителя не может быть принят во внимание, поскольку ни один из вышеперечисленных нормативных актов не признан не соответствующим Конституции Российской Федерации и установленные ими ограничения в полной мере соответствуют положениям ст. 17 Конституции Российской Федерации в части того, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Кроме того,. 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Относительно требования заявителя о признании незаконным бездействия конкурсной комиссии, выразившегося в непроведении проверки достоверности предоставляемых сведений о доходах кандидатов, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также супругов кандидатов и их несовершеннолетних детей суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 7 Положения достоверность представленных сведений подлежит проверке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из объяснений представителя Чебоксарского городского Собрания депутатов Михайловой Т. Ф. следует, что проверка достоверности сведений о доходах кандидатов, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также супругов кандидатов и их несовершеннолетних детей конкурсной комиссий посредством направления соответствующих запросов не производилась в связи с отсутствием времени, необходимого для направления таких запросов.
Из изложенного следует, что проверка не была проведена относительно всех кандидатов, что исключает дискриминацию кого-либо из них.
Кроме того, само Положение не содержит норм относительно способов и порядка проверки предоставляемых кандидатами сведений о доходах кандидатов, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также супругов кандидатов и их несовершеннолетних детей и относительно обязательности проведения такой проверки Конкурсной комиссией.
Кроме того, оспариваемое бездействие никаким образом не нарушает прав заявителя, поскольку решением Конкурсной комиссии от 15 ноября 20010 года заявителю было отказано в допуске к участию в конкурсе на замещение должности главы администрации города Чебоксары и он не являлся кандидатом на эту должность. Отказ в допуске к участию в конкурсе на замещение должности главы администрации города Чебоксары имел место по иным основаниям, а не в связи с недостоверностью представленных заявителем сведений доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также его супруги и их несовершеннолетних детей.
Исходя из изложенного, суд отказывает в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Молякову Игорю Юрьевичу в удовлетворении заявления о признании решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации города Чебоксары об отказе в участии в конкурсе на замещение должности главы администрации города Чебоксары незаконным и признании бездействия конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации города Чебоксары по непроведению проверки достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей незаконным отказать в полном объеме.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Мотивированное решение суда изготовлено 2 декабря 2010 года.
Председательствующий судья Шопина Е. В.