Гр. дело № 2-4749/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2010 г. г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Степановой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Архиповой О.В.,
с участием истца Окружнова О.Н.,
представителя ответчика администрации г. Чебоксары Павловой А.Н., действующей на основании доверенности от 30.12.2009 г.,
представителя ответчика администрации Калининского района г. Чебоксары Евдокимовой Т.В., действующей на основании доверенности от 21.12.2009 г.,
представителя третьего лица Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике Ивановой И.С., действующей на основании доверенности от 11.01.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по Окружнова Олега Николаевича к администрации г.Чебоксары, администрации Калининского района г. Чебоксары о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
у с т а н о в и л:
Окружнов О.Н. обратился в суд с иском к администрации г.Чебоксары, администрации Калининского района г.Чебоксары о предоставлении жилого помещения в виде отдельной квартиры, указав в обоснование заявленных требований следующее. С дата истец ------, а с дата - в должности ------. Как указывает истец, своего жилья у него не имеется, вынужден нанимать малосемейную квартиру площадью 11,8 кв.м., расположенную по адресу: адрес, собственником которой является ФИО6 Его доли в квартире не имеется. Финансовых возможностей для приобретения жилья ввиду невысокой заработной платы не имеет. 30 сентября 2010 г. он обратился в администрацию Калининского района г. Чебоксары с заявлением о внеочередном предоставлении ему жилого помещения в виде отдельной квартиры ------, однако письмом от 18 октября 2010 г. в удовлетворении его просьбы было отказано на основании того, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а он на таком учете не состоит. МВД ЧР его в очередь на получение жилья не ставит. По мнению истца, обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения возлагается на администрацию г.Чебоксары и администрацию Калининского района г. Чебоксары. Однако ответчики в установленные законом сроки не обеспечили его жилым помещением, тем самым нарушили его права, предусмотренные статьей 30 Закона Российской Федерации «О милиции». Обосновывая свои требования ссылкой на изложенные обстоятельства, а также на положения статьи 30 Закона Российской Федерации «О милиции», истец просит суд возложить на администрацию г.Чебоксары и администрацию Калининского района г. Чебоксары обязанность по предоставлению ему и членам его семьи отдельной благоустроенной квартиры по установленным законодательством нормам.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, вновь привел их суду и просил заявленные требования удовлетворить. Суду дополнил, что с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении он ни в администрацию Калининского района, ни в какой-либо иной орган местного самоуправления не обращался, на таком учете не состоял и не состоит, поскольку полагает, что в соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» ему обязаны предоставить жилье на основании того, что он является участковым уполномоченным милиции. Он нуждается в предоставлении ему жилья, однако в установленном законом порядке он нуждающимся не признан.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Чебоксары в удовлетворении заявленных требований просила отказать и суду пояснила, что истец в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении не признан, на учете в администрации не состоит, в связи с чем на администрацию не может быть возложена обязанность по предоставлению истцу жилого помещения.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Калининского района г.Чебоксары в удовлетворении заявленных требований просила отказать по аналогичным основаниям.
В судебном заседании представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике в удовлетворении заявленных требований просила отказать по аналогичным основаниям.
Представитель третьего лица МВД по Чувашской Республике в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассмотрел настоящее гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, которых, по их мнению, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представление дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Названные конституционные положения нашли свое развитие в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В связи с этим Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции», учитывая особые условия несения службы сотрудниками милиции, устанавливает гарантии их правовой и социальной защиты. Одним из способов такой защиты является предусмотренный статьей 30 порядок обеспечения сотрудников милиции жилой площадью.
В силу статьи 30 Закона Российской Федерации «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Милиция может иметь служебный жилой фонд, формируемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из приведенной нормы закона следует, что разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других участковых инспекторов милиции, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет. В ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности. Более того, упомянутая норма устанавливает срок, в течение которого участковому инспектору, вступившему в должность, должна быть предоставлена жилая площадь.
В соответствии с положениями статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно статье 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктам 12 и 13 статьи 4 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» граждане, принятые на учет, включаются в списки очередности на получение жилых помещений. Учет граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, и граждан, отнесенных к иным категориям федеральным законом и настоящим Законом, ведется по отдельным спискам.
Таким образом, право на бесплатное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, в том числе и основанное на специальной норме закона или иного нормативно-правового акта, может быть реализовано только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил.
Применительно к данному спору жилищное законодательство не предусматривает иного способа решения жилищной проблемы, поэтому льготное обеспечение жильем должно производиться с соблюдением установленного жилищным законодательством общего принципа нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма.
Как видно из материалов дела, истец с дата состоит в должности ------.
Вместе с тем, как следует из сообщения администрации Калининского района г. Чебоксары Окружнов О.Н. в качестве нуждающегося в получении жилого помещения на учете в администрации Калининского района не состоит.
По пояснениям истца он с таким обращением ни в администрацию Калининского района, ни в какой-либо иной орган местного самоуправления не обращался, на таком учете не состоял и не состоит.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Таким образом, нуждаемость истца в жилом помещении, как одно из основных условий для реализации права малоимущих и иных, определенных законом граждан, в том числе и обладающих правом на льготное обеспечение жилыми помещениями, в установленном законом порядке не определена, что исключает возможность удовлетворения исковых требований и возложения на ответчиков обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Окружнову Олегу Николаевичу в удовлетворении искового заявления к администрации г.Чебоксары, администрации Калининского района г. Чебоксары о возложении обязанности предоставить жилое помещение отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Чебоксары со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 24 декабря 2010 г.
Председательствующий судья Н.А. Степанова
Решение не вступило в законную силу