об обязании предоставить жилое помещение



Гр. дело № 2-401/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2011 г. г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Степановой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Архиповой О.В.,

с участием истца Алексеевой С.В. и ее представителя Ларичева Ю.Г., действующего на основании доверенности от 13.12.2010 г.,

представителя ответчика администрации г. Чебоксары Яковлевой М.Ю., действующей на основании доверенности от 31.12.2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Алексеевой Светланы Вениаминовны к администрации г.Чебоксары о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

установил:

Алексеева С.В. обратилась в суд с иском к администрации г.Чебоксары (в окончательной редакции искового заявления) о возложении обязанности предоставить жилое помещение на состав семьи из одного человека, указав в обоснование заявленных требований следующее. Постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары № 948 от 25.08.2008 г. она как инвалид ------ и больная, страдающая тяжелой формой хронического заболевания, с 12.08.2008 г. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и включена в списки «Малоимущие» и «Больные, страдающие хроническими заболеваниями». Она проживает в двухкомнатной адрес адрес адрес, общей площадью ------ кв.м., в квартире проживают 4 человека, причем ------ ФИО5 является инвалидом ------, а ------ Корнилов С.В. - инвалидом ------. Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства, истец просит суд обязать администрацию г.Чебоксары предоставить ей на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение.

В судебном заседании истец и ее представитель поддержали исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, вновь привели их суду и просили иск удовлетворить. Суду пояснили, что в квартире проживают несколько семей, которые совместное хозяйство с истицей не ведут, совместной бюджет не имеют. Проживание с истицей является невозможным вследствие имеющегося у нее заболевания ------. Истица разведена, ее бывший супруг также недвижимого имущества на праве собственности не имеет, земельных участков, субсидий на приобретение жилья им не предоставлялось.

В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Чебоксары исковые требования не признала, указав, что не оспаривает право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке. Однако данное право не может быть реализовано ввиду отсутствия свободного муниципального жилья. Кроме того, предоставление истцу жилья во внеочередном порядке приведет к нарушению прав иных лиц, обладающих аналогичным правом.

Представитель третьего лица администрации Ленинского района г.Чебоксары заявлением просил о рассмотрении дела без их участия.

Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассмотрел настоящее гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, которых, по их мнению, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представление дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Конкретизируя названное конституционное право, законодатель в нормах жилищного права, регламентирующего отношения по обеспечению граждан жилыми помещениями из муниципального и государственного жилищного фонда, определяет условия и порядок его предоставления.

В соответствии со статьей 49 ЖК РФ по договору социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях малоимущим гражданам, а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан.

В соответствии с частью 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексов случаев.

Из положений части 2 названной статьи следует, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право малоимущие граждане и иные категории граждан, определенные федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации, при условии, что такие граждане являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 ЖК РФ.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

При этом по смыслу приведенной правовой нормы нуждаемость в жилом помещении в этом случае не зависит от размера занимаемой жилой площади.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, регламентирующей порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ.

Во исполнение требований статьи 51 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 был утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

По смыслу положений статьи 49 ЖК РФ и пункта 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ для реализации права на льготное обеспечение жильем в спорной правовой ситуации необходимо наличие совокупности юридически значимых обстоятельств: 1) наличие статуса малоимущего; 2) наличие заболевания, подпадающего под установленный законом перечень; 3) проживание больного в одной квартире, занятой несколькими семьями; 4) отсутствие иного жилого помещения.

Согласно пунктам 12, 13 статьи 4 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» граждане, принятые на учет, включаются в списки очередности на получение жилых помещений. Учет граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, и граждан, отнесенных к иным категориям федеральным законом и настоящим Законом, ведется по отдельным спискам.

Как следует из имеющихся в деле материалов, постановлением главы администрации Ленинского района г.Чебоксары от 25.08.2008 г. № 948 Алексеева С.В. принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма с 12.08.2008 г., включена в список «Иные категории граждан» и в список «Граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания».

Из материалов дела следует, что истец является инвалидом 3 группы по общему заболеванию. Согласно справке ГУЗ «Республиканская психиатрическая больница» истица страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378.

Согласно выписке из лицевого счета в адрес адрес адрес зарегистрированы и проживают ФИО7 (наниматель), ФИО10 Корнилова С.В. (Алексеева - истица), ФИО11.

Из имеющихся в материалах дела документов и пояснений истицы усматривается, что семья истца состоит из одного человека.

На основе исследованных доказательств судом установлено, что у истца иного жилого помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма не имеется.

Кроме того, размер общей площади жилого помещения, в котором зарегистрированы и проживают 4 человека, составляет ------ кв.м., на каждого проживающего приходится по ------ кв.м., что менее учетной нормы по г.Чебоксары (постановлением главы администрации г.Чебоксары от 15 апреля 2005 года № 129 учетная норма на территории указанного муниципального образования установлена в размере 14,5 кв.м. общей площади жилого помещения), что также свидетельствует о нуждаемости в жилом помещении.

С 12.08.2008 г. истец состоит в очереди нуждающихся в жилом помещении в администрации Ленинского района г.Чебоксары и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договорам социального найма по Ленинскому району г.Чебоксары, включена в список «Иные категории граждан» и в список «Граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющие право на внеочередное получение жилых помещений». Нуждаемость истца в жилом помещении стороной ответчика не оспаривается. Обстоятельств, предусмотренных статьей 53 ЖК РФ, судом на момент разрешения данного спора не установлено.

Таким образом, оценив изложенное в совокупности, суд приходит к выводу, что истец имеет право на льготное обеспечение жилым помещением по указанным в иске основаниям в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, проживает в квартире, занятой несколькими семьями, не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Кроме того, истец относится к числу граждан, на которых распространяется действие Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378.

Доводы представителя ответчика о том, что предоставление истцу жилого помещения вне очереди приведет к нарушению прав и законных интересов иных лиц, обладающих аналогичным правом на внеочередное обеспечение жилым помещением, суд считает необоснованными, поскольку в приведенной норме закона отсутствует положение о предоставлении жилой площади в порядке очередности, и разрешение требования о предоставлении жилой площади федеральный законодатель не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих таким правом. Норма о льготном обеспечении жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, не содержит оснований отказа данным лицам в реализации указанного права, в связи с чем доводы представителя ответчика об отсутствии возможности предоставить истцу жилое помещение суд считает не имеющими юридического значения для разрешения заявленного спора.

Также суд считает необходимым отметить, что реализацией положений пункта 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ не нарушается принцип финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.

В соответствии с положениями статьи 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда.

Положениями статьи 14 ЖК РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма входит в компетенцию органов местного самоуправления.

Аналогичные права по управлению и распоряжению муниципальной собственностью закреплены и в локальных нормативных актах.

Так, согласно статьям 41, 50 Устава муниципального образования г.Чебоксары исполнительным органом местного самообразования является администрация г.Чебоксары. Право по распоряжению муниципальной собственностью закреплено за администрацией г.Чебоксары.

В связи с изложенными обстоятельствами суд считает необходимым возложить обязанность по предоставлению истице жилого помещения на администрацию г.Чебоксары.

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, сформулированы в статье 57 ЖК РФ. Согласно пункту 5 статьи 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Оценив изложенное в совокупности с учетом вышеназванных положений законодательства, суд приходит к выводу, что требования истицы являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию г.Чебоксары предоставить Алексеевой Светлане Вениаминовне на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение по установленным нормам.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Чебоксары со дня вынесения.

Председательствующий судья Н.А. Степанова

Решение не вступило в законную силу