Гр. дело № 2-364/2011
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2011 г. г. Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Степановой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Архиповой О.В.,
с участием представителя истца Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии Енцовой О.В, действующего на основании доверенности от 18.01.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии к Бельской Оксане Витальевне о признании утратившей право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, и признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обратилось в суд с указанным иском. Требования искового заявления мотивированы тем, что 31 августа 2010 г. ответчица обратилась в УПФР (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, представив свидетельство о рождении ребенка ФИО2, дата года рождения и свидетельство о рождении ФИО6 дата года рождения. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии ------ Бельской О.В. выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал ------. Согласно письму отдела ЗАГС администрации г. Чебоксары от 25.10.2010 г. ответчику Бельской О.В. свидетельство о рождении серии № № на имя ФИО7 от дата было выдано ошибочно. Таким образом, у Бельской О.В. отсутствует и отсутствовало на момент обращения в УПФР РФ (ГУ) в адрес ЧР право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в связи с отсутствием документов, подтверждающих рождение детей. На основании изложенного, со ссылкой на ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", просят признать Бельскую Оксану Витальевну утратившей право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, а государственный сертификат на материнский (семейный) капитал № №, выданный на ее имя, недействительным.
В судебном заседании представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям и вновь привела их суду. Суду дополнила, что Бельская О.В. не обращалась в данный орган с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на цели, определенные ч. 6.1 ст. 7 Закона. Единовременную выплату на текущие нужды она не получала. При установлении судом отсутствия права ответчицы на дополнительные меры государственной поддержки и признания государственного сертификата на материнский (семейный) капитал недействительным, решение Управления о выдаче сертификата будет отменено.
Ответчик Бельская О.В., извещенная о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представитель истца не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что дата ответчица Бельская Оксана Витальевна родила ------ ФИО2, о чем в отделе ЗАГС администрации Московского района г. Чебоксары ЧР составлена запись акта о рождении № от дата, что подтверждается свидетельством о рождении серии № № от дата
Также дата Бельской О.В. был рожден ------ ФИО8, о чем выдано медицинское свидетельство о перинатальной смерти № № ------ ------ от дата
Однако дата отделом ЗАГС администрации Московского района г. Чебоксары Бельской О.В. было выдано свидетельство о рождении дата ФИО9 № №.
31 августа 2010 г. ответчица обратилась в УПФР (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, представив указанные свидетельство о рождении ------ ФИО2 и ФИО10.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии от дата № Бельской О.В. выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии № на сумму № руб.
Из письма отдела ЗАГС администрации г. Чебоксары от 25.10.2010 г. следует, что ответчику Бельской О.В. свидетельство о рождении № № на имя ФИО11 от дата было выдано ошибочно.
Согласно ч.2 ст. 20 ФЗ от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ» «Об актах гражданского состояния» в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. Родители (один из родителей), дети которых умерли на первой неделе жизни имеют право обратиться в органы записи актов гражданского состояния для получения свидетельства о рождении указанных детей
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.
Вместе с тем, по мнению суда, сам по себе факт рождения Бельской О.В. двоих детей, один из которых умер при рождении, не порождает у Бельской О.В. права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, что вытекает из буквального и системного толкования норм ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Из преамбулы ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" следует, что данный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Цель Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 г. определена в преамбуле и реализуется в его конкретных нормах. Аналогичные по смыслу и содержанию нормы, предусматривающие распространение соответствующих мер государственной поддержки на семьи, имеющие детей, содержатся в ряде иных статей данного закона (ч.1 ст. 1, п.1 ст. 2).
В соответствии со ст. 4 названного Федерального закона в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее - регистр).
Согласно п. 8 ч.2 данной статьи закона в регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, должна содержаться информация (сведения) о детях, в числе которых указываются фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения, гражданство.
Таким образом, буквально и системно толкуя приведенные выше нормы материального права (ч.2 ст. 20 ФЗ «Об актах гражданского состояния» и преамбулу, ч.1 ст. 1, п. 1 ст. 2, ч.1 и ч.2 ст. 4 ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей") суд приходит к выводу, что женщина, родившая второго ребенка после 1 января 2007 г., в случае рождения одного из детей мертвым или их смерти на первой неделе жизни, права на получение дополнительной государственной поддержки семей, имеющих детей, и на получение сертификата на материнский (семейный) капитал не имеет.
При изложенных обстоятельствах с рождением ФИО12 у Бельской О.В. не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки и, соответственно, право получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 5 ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются, в том числе, отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 2 указанного федерального закона государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.
Таким образом, государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, как правоустанавливающий документ, может быть оспорен территориальным органом Пенсионного фонда РФ в судебном порядке путем предъявления требования о признании выданного государственного сертификата недействительным, в том числе по основанию выдачи сертификата ввиду отсутствия у гражданина права на получение дополнительных мер государственной поддержки.
Согласно ч.1 ст. 7 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из пояснений представителя УПФР в г. Чебоксары следует, что Бельская О.В. не обращалась в данный орган с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на цели, определенные ч. 6.1 ст. 7 Закона. Единовременную выплату на текущие нужды она не получала. При установлении судом отсутствия права ответчицы на дополнительные меры государственной поддержки и признания государственного сертификата на материнский (семейный) капитал недействительным, решение Управления о выдаче сертификата будет отменено.
Таким образом, заявленные исковые требования УПФР в г. Чебоксары о признании Бельской О.В. утратившей право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, а государственного сертификата на материнский (семейный) капитал № №, выданного на ее имя, недействительным, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать Бельскую Оксану Витальевну утратившей право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей.
Признать недействительным государственный сертификат на материнский (семейный) капитал № №, выданный на основании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии от дата № на имя Бельской Оксаны Витальевны.
Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики заявление об отмене данного решения в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке путем подачи кассационных жалоб в Верховный суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г. Чебоксары в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: судья Н.А. Степанова
Решение не вступило в законную силу