решение по делу



Дело №2-4552/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 декабря 2010 г. г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кудряшовой Н.Н.,

при секретаре Лукиной Т.П.,

с участием пом.прокурора Левшиной М.Г.,

представителя ответчика Сысолетиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Чебоксары в интересах государства и общества к Государственному унитарному предприятию Чувашской Республики «Чувашавтотранс» о взыскании в пользу Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике платы за негативное воздействие на окружающую среду,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ленинского района г.Чебоксары в интересах государства и общества, ссылаясь на ФЗ РФ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», обратился в суд с иском к ГУП ЧР «Чувашавтотранс» о взыскании в пользу Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике платы за негативное воздействие на окружающую среду ------

В обоснование своего требования прокурор указал, что ответчик представил расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду в Приволжское управление Ростехнадзора, однако оплату по расчету в размере ------ руб. до настоящего времени не произвел. Так, в расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал текущего года, представленном ответчиком в Приволжское управление Ростехнадзора 6 сентября 2010 г. указано, что организация в ходе осуществления своей деятельности допускает негативное воздействие на окружающую среду, которое подлежит оплате в размере ------., из которых: ------. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; ------. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами; ------ руб. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; ------ руб. - плата за размещение отходов производства и потребления. В расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за второй квартал текущего года, представленном ответчиком в Приволжское управление Ростехнадзора 6 сентября 2010 г., указано, что организация в ходе осуществления своей деятельности допускает негативное воздействие на окружающую среду, которое подлежит оплате в размере ------., из них: ------ руб. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; ------ руб. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами; ------. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; ------ руб. - плата за размещение отходов производства и потребления. В расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за третий квартал текущего года, представленном ответчиком в Приволжское управление Ростехнадзора 19 октября 2010 г., указано, что организация в ходе своей деятельности допускает негативное воздействие на окружающую среду, которое подлежит оплате в размере ------ руб., из них: ------ руб. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; ------ руб. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами; ------ руб. -плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; ------ руб. -плата за размещение отходов производства и потребления. Неуплатой ответчиком денежных средств нарушаются интересы государства и общества в части обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

В судебном заседании пом.прокурора Левшина М.Г. поддержала требования прокурора по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика Сысолетина Е.Н. требования прокурора признала, суду пояснила, что несвоевременное перечисление платы за негативное воздействие на окружающую среду было связано с отсутствием у предприятия денежных средств. Сумму исковых требований не оспаривает, так как он заявлен прокурором на основании их расчета.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора)_ по Чувашской Республике и Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике, извещенные надлежащим образом, своего представителя для участия в уде не выделили.

Выслушав пом.прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Федеральный закон №7-ФЗ от 10 января 2002 «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации.

В соответствии со ст.11 ФЗ №7-ФЗ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Одним из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды, как это следует из ст.14 ФЗ №7-ФЗ, является установление платы за негативное воздействие на окружающую среду. Платежи, взыскиваемые с предприятий за негативное воздействие на окружающую среду направляются непосредственно на реализацию природоохранных мероприятий и программ, основной целью которых является снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье граждан. А в результате невыплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду нарушаются публичные интересы - право граждан на благоприятную окружающую природную среду и на компенсацию негативного воздействия в результате деятельности ГУП ЧР «Чувашавтотранс».

Согласно ч.1 ст.16 ФЗ №7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным, а согласно ч.3 ст.16 ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Плательщиками, согласно постановлению Правительства РФ от 28 августа 1992 г. №632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», являются юридические и физические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации любые виды деятельности, связанные с природопользованием.

Согласно п.п.2 и 3 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическом, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. № 204, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду представляется плательщиками в территориальный орган Ростехнадзора не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду причиняет материальный ущерб бюджету РФ, бюджету ЧР, бюджету муниципальных образований ЧР, куда не поступают денежные средства, предназначенные для компенсации негативного воздействия на окружающую среду и не направляются на возмещение ущерба, причиненного природной среде, не возмещаются затраты на восстановление и охрану окружающей среды, данные платежи не направляются на реализацию установленных законодательством РФ принципов охраны окружающей среды: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимое условие обеспечения благоприятной

окружающей среды и экологической безопасности.

Как следует из расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2010 г., составленном и представленном ГУП ЧР «Чувашавтотранс» в Приволжское управление Ростехнадзора 6 сентября 2010 г., ответчик в ходе осуществления своей деятельности допускает негативное воздействие на окружающую среду, которое подлежит оплате в размере ------ из которых: ------ руб. составляет плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; ------ руб. составляет плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами; ------ руб. составляет плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; ------ руб. составляет плата за размещение отходов производства и потребления.

Из расчета ответчика платы за негативное воздействие на окружающую среду за второй квартал 2010 г., представленном в Приволжское управление Ростехнадзора 6 сентября 2010 г., следует, что предприятие в ходе осуществления своей деятельности допускает негативное воздействие на окружающую среду, которое подлежит оплате в размере ------ руб., из которых: ------ руб. составляет плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; ------ руб. составляет плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами; ------ руб. составляет плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; ------ руб. составляет плата за размещение отходов производства и потребления.

Из расчета ответчика платы за негативное воздействие на окружающую среду за третий квартал 2010 г., представленном в Приволжское управление Ростехнадзора 19 октября 2010 г., следует, что предприятие в ходе своей деятельности допускает негативное воздействие на окружающую среду, которое подлежит оплате в размере ------ руб., из которых: ------ руб. составляет плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; ------ руб. составляет плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами; ------ руб. составляет плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; 181 507, 04 руб. составляет плата за размещение отходов производства и потребления.

Обоснованность указанных расчетов и факт невнесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду представителем ответчика в судебном заседании не оспаривается. Таким образом, всего ответчиком не уплачено в бюджет платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 кварталы 2010 года в размере ------ руб..

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2010 года № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. На территории Чувашской Республики полномочия по администрированию платы осуществляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике.

Требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора удовлетворить.

Взыскать с Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашавтотранс» в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере ------

На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Чебоксары со дня составления мотивированного решения, начиная с 29 декабря 2010 года.

Судья

Мотивированное решение составлено 28 декабря 2010 г.

Решение не вступило в законную силу.