решение по делу



Дело №2-4331/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

8 декабря 2010 года г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кудряшовой Н.Н.,

при секретаре Лукиной Т.П.,

с участием ст.пом.прокурора Ленинского района г.Чебоксары Афанасьевой Е.Г.,

представителя ответчика Семеновой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шумерлинского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах Никитина Валентина Александровича к Государственному учреждению Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике о признании незаконными действий и обязании обеспечить техническими средствами реабилитации - ------

у с т а н о в и л:

Шумерлинский межрайонный прокурор Чувашской Республики, ссылаясь на ст.ст.9, 10, 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», обратился в суд с иском в интересах Никитина В.А. к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации - ------ согласно индивидуальной программе реабилитации.

В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной по заявлению супруги инвалида ------ Никитина В.А. - ------. проверки установлено, что согласно индивидуальной программы реабилитации от 17 ноября 2009 г. Никитин В.А. нуждается в техническом средстве реабилитации - ------ Однако, с мая 2010 г. до настоящего времени Никитин В.А. указанными средствами реабилитации не обеспечен, чем нарушены его права на социальную поддержку и защиту инвалида.

В судебном заседании ст.пом.прокурора Афанасьева Е.Г. исковые требования поддержала, по изложенным в иске основаниям. Истец Никитин В.А., надлежаще извещенный о судебном заседании, в суд не явился.

Представитель ответчика Семенова Л.И. исковые требования не признала, мотивируя тем, что действующим законодательством предусмотрено как обеспечение инвалида техническим средством реабилитации, так и выплата компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство, однако за период с мая по июнь 2010 г. Никитин В.А. был обеспечен техническими средствами реабилитации - ------ согласно ИПР. Заявления же о возмещении расходов на приобретение технических средств реабилитации с подтверждающими документами, произведенных в период с июля 2010 г. по день обращения прокурором в суд, от Никитина В.А. в адрес регионального отделения Фонда не поступало.

Выслушав объяснения ст.пом.прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно справки серии МСЭ-2007 №0991812 от 18 ноября 2009 г. Никитин В.А. является инвалидом ------. Индивидуальной программой реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в виде карты №1396 к акту освидетельствования №1551 от 17 ноября 2009 г., предусмотрено обеспечение Никитина В.А. техническими средствами реабилитации в виде ежемесячного обеспечения ------

В соответствии со ст.ст.10, 11, 11.1 ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых ИПР инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Если предусмотренное ИПР техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и ФСС РФ. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, ФСС РФ, а также иными заинтересованными организациями. Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, согласно п.22 которого к техническим средствам реабилитации относятся абсорбирующее белье и памперсы.

В соответствии с п.п.3, 4, 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. №240, обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, предоставляющим его интересы, в исполнительный орган ФСС РФ по месту жительства (уполномоченный орган). Уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством РФ, для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

В соответствии с п.7 названных Правил, в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство(изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением).

Таким образом, Никитин В.А., как инвалид ------ группы, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения техническими средствами реабилитации, в связи с чем указанное обстоятельство, в соответствии с п.7 Правил, является основанием для выплаты истцу компенсации в размере стоимости ------ которые должны быть ему предоставлены. Возможность же выдачи расходных средств реабилитации, каковыми являются ------ за прошлый период, указанные Правила не предусматривают.

При этом причины, по которым соответствующие органы исполнительной власти не исполнили своих обязанностей по реализации вышеуказанного закона в рамках переданных им государственных полномочий РФ, при разрешении настоящего спора не имеют правового значения и не входят в предмет доказывания по данному делу, поскольку ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Кроме того, согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» при реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий.

Согласно ст.11 ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» единственным основанием для освобождения соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за исполнение индивидуальной программы реабилитации, которое не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно, является отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей.

Однако, Никитин В.А. от реализации программы реабилитации не отказывался. Напротив, как следует из заявления его супруги ------. в адрес Шумерлинского межрайонного прокурора и объяснений, данных ею 21 октября 2010 г., ее муж Никитин В.А. как ------ ------ группы после мая 2010 г. ------ не обеспечивался (л.д.4, 5).

Как следует из актов приема-передачи технических средств реабилитации от 10 февраля 2010 г. и 10 июня 2010 г. истец в 2010 г. был дважды обеспечен средствами реабилитации в количестве по 270 штук, т.е. за период с января по июнь 2010 г.

Истцом заявлены требования об обязании ответчика обеспечить истца техническими средствами реабилитации, однако поскольку указанные средства реабилитации необходимы для ежедневного использования и ответчик обязан был в случае невозможности предоставления средств реабилитации, компенсировать их стоимость, учитывая интересы истца, являющегося инвалидом ------ группы, и принимая во внимание, что заявленный прокурором иск является иском о праве инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, факт нарушения прав Никитина В.А., суд считает возможным в соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ выйти за пределы исковых требований и взыскать в пользу инвалида стоимость индивидуальных средств реабилитации за период с июля по день обращения в суд, т.е. по октябрь 2010 г.

При определении размера компенсации суд принимает во внимание стоимость технических средств реабилитации ------, которая согласно государственному контракту №1270 от 16 декабря 2009 г. составляет ------ руб.

Таким образом, за 4 мес. Никитину В.А. потребовалось ------ в количестве 90 х 4 = 360 штук всего на общую сумму 18,40 х 360 = ------ руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконными действия ГУ РО ФСС РФ по ЧР по необеспечению Никитина В.А. памперсами.

Взыскать с Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии за счет средств федерального бюджета в пользу Никитина Валентина Александровича компенсацию стоимости предусмотренных индивидуальной программой реабилитации технических средств - ------

На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Чебоксары со дня составления мотивированного решения, начиная с 14 декабря 2010 года.

Судья

Мотивированное решение составлено 13 декабря 2010 г.