о признании права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья



Гр. дело № 2-307/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 января 2011 г. г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Степановой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Архиповой О.В.,

с участием истца Рогожина Н.П.,

представителя ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Перовой Н.Г., действующей на основании доверенности от 13.05.2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в интересах Рогожина Николая Петровича к Министерству здравоохранения и социального развития ЧР о признании права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обязании предоставить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения,

установил:

Прокурор Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, мотивируя свое право на обращение в суд ссылкой на положения ст. 45 ГПК РФ, подал иск в защиту жилищных и социальных прав Рогожина Н.П., указав в нем, что он является ветераном - участником Великой Отечественной войны и имеет права на льготы, установленные ст. 14 ФЗ «О ветеранах». Решением ------ от 23.03.2010 г. за Рогожиным Н.П. признано право на обеспечение жильем как ветерана-участника, инвалида Великой Отечественной войны. Согласно справке № 431 от 12.05.2010 г., выданной администрацией Мариинско-Посадского городского поселения, Рогожин Н.П. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с дата с составом семьи 4 человека. 12.05.2010 г. Рогожин Н.П. через отдел ------ обратился в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики с заявлением о предоставлении ему единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Документы на Рогожина Н.П. отделом социальной защиты были направлены в Минздравсоцразвития ЧР, которое без принятия решения о выдаче свидетельства документы вернуло ------. По мнению прокурора, отказ ответчика в выдаче свидетельства, то есть в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, нарушает права истца как ветерана-участника, инвалида Великой Отечественной войны на получение мер социальной поддержки. Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства, просит признать за Рогожиным Н.П. право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах»; обязать ответчика предоставить Рогожину Н.П. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.

В судебном заседании истец Рогожин Н.П. требования искового заявления поддержал в полном объеме по изложенным основаниям, повторно привел их суду. Суду дополнил, что поскольку он является участником боевых действий в Венгрии 1956 года, то в соответствии с федеральным законодательством он имеет право на льготы, установленные ФЗ «О ветеранах». Он представил весь необходимый для выдачи сертификата пакет документов.

Прокурор Мариинско-Посадского района ЧР, надлежащим образом извещенный судом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представителя не направил, о причинах неявки суду не известно.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Перова Н.Г. в удовлетворении иска просила отказать. Суду пояснила, что заявление Рогожина Н.П. о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения с приложением всех необходимых для предоставления выплаты документов действительно поступало в Министерство в указанные истцом сроки. Данные документы были возвращены без письменной мотивировки ввиду следующего. Разделами 1 и 2 приложения к ФЗ «О ветеранах» определено, что гражданам, указанным в данных разделах, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих. Тем самым законодатель не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Поскольку боевые действия в Венгрии были в 1956 году, то указанный год не входит в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Таким образом, указанные категории граждан обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» не подлежат. Средства, выделенные из федерального бюджета РФ на обеспечение жильем участников ВОВ, являются целевыми, в связи с чем не могут быть направлены на решение жилищных проблем других категорий граждан. Истец, как участник боевых действий в Венгрии, имеет право на улучшение жилищных условий за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на улучшение жилищных условий граждан, имеющих право на это в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», исходя из даты постановки на учет.

Представитель третьего лица администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, заявлением просил о рассмотрении дела без их участия.

Представитель третьего лица администрации Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, о причинах неявки суду не известно.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 ст. 45 ГПК РФ.

Из материалов дела следует, что 12 мая 2010 г. Рогожин Н.П. через ------ обратился с заявлением в адрес Министра здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о выдаче ему единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, указав, что он является ветераном - участником Великой Отечественной войны.

К заявлению были приложены: справка от 12.05.2010 г. № 431, копия страхового свидетельства, копия удостоверения № №, копия военного билета №, справка РВК № 69 и копия паспорта.

Данное заявление и документы поступили в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, что представителем ответчика прямо подтверждается. При этом представитель ответчика прямо указывает на то, что истцом был представлен весь необходимый для назначения выплаты пакет документов, однако документы были возвращены в связи с тем, что истец не относится к категории лиц, на которых распространяется действие Указ Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Из справки ------ от октября 1999 г. № 69 следует, что Рогожин Н.П. действительно является участником войны за рубежом и пользуется всеми льготами участников ВОВ, имел удостоверение участника ВОВ № № от дата

Согласно удостоверению ------ №, выданного ------ Чувашской Республики в сентябре 2004 г., Рогожин Н.П. является ветераном - участником Великой Отечественной войны и имеет права на льготы и преимущества, установленные ст. 14 ФЗ «О ветеранах».

Судом установлено, что Рогожин Н.П. в составе ------ участвовал с дата по дата в подавлении контрреволюционного мятежа в Венгрии.

Согласно справке № Рогожин Н.П. является ------ по общему заболеванию, инвалидность установлена повторно дата бессрочно.

С 20.09.1999 г. на основании постановления главы Марпосадской городской администрации от 07.10.1999 г. № 10-6 Рогожин Н.П. принят в очередь на улучшение жилищных условий в качестве участника войны с составом семьи 3 человека (в настоящее время - с составом семьи 4 человека).

------ от 23.03.2010 г., вступившим в законную силу, за Рогожиным Н.П. признано право на обеспечение жильем как ветерана-участника, инвалида Великой Отечественной войны, на администрацию Мариинско-Посадского городского поселения ЧР возложена обязанность обеспечить Рогожина Н.П. с семьей жильем, как ветерана-участника, инвалида Великой Отечественной войны.

Из письма главы администрации Мариинско-Посадского района от 05.05.2010 г. № 06/010-1162 следует, что на основании указанного решения суда администрация поставила Рогожина Н.П. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ветерана-участника, инвалида Великой Отечественной войны.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилья один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Статьей 23.2 указанного закона предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном бюджете компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категорий граждан, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной воины, в том Отечественной войны; участников Великой Отечественной воины, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях,учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев.

В соответствии с п. 3.1 данной статьи по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которого определяется исходя их общей площади жилья 36 кв. метров и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Во исполнение Федерального закона «О ветеранах» постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 ноября 2007 года № 289 утвержден Порядок предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в РФ».

Из пункта 1.1 указанного Порядка предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в РФ» следует, что настоящий Порядок в соответствии с Законом Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" определяет порядок предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на улучшение жилищных условий по установленным жилищным законодательством Российской Федерации основаниям и вставшим на учет до 1 января 2005 г., и гражданам, имеющим право в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах" на улучшение жилищных условий по установленным жилищным законодательством Российской Федерации основаниям.

Законом Чувашской Республики от 24 ноября 2009 года № 67 «О форме предоставления в Чувашской Республике в 2010 году меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в Чувашской Республике на 2010 год данная мера социальной поддержки определена в форме предоставления единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилых помещений.

Указом Президента РФ от 07 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945годов» предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на социальнуюподдержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно п.2 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г №5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов воины в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного медицинского освидетельствования.

Упоминание участников ВОВ без деления на отдельные категории, как в названии статьи 15 «Меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны», так и в тексте данного нормативного положения, допускало распространение его действия на всех лиц, отнесенных законодателем к участникам Великой Отечественной войны.

Как следует из отзыва на исковое заявление в интересах Рогожина Н.П., представленного Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, истец как участник Венгерских событий имеет право на улучшение жилищных условий за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на улучшение жилищных условий граждан, имеющих право на это в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», исходя из даты постановки на учет.

Исходя из приложения к Федеральному закону «О ветеранах» следует, что на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I (Боевые действия в Венгрии: 1956 год) и II распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах".

Учитывая, что Рогожин Н.П. принимал участие в боевых действиях в Венгрии с дата по дата, является участником боевых действий и приравненным к участникам Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст. 14 Федерального закона «О
ветеранах», имеет удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны, в котором указано, что он имеет права и льготы, установленные ст.14 Федерального закона «О ветеранах», вступившим в законную силу решением суда за Рогожиным Н.П. признано право на обеспечение жильем как ветерана-участника, инвалида Великой Отечественной войны, на администрацию Мариинско-Посадского городского поселения ЧР возложена обязанность обеспечить Рогожина Н.П. с семьей жильем, как ветерана-участника, инвалида Великой Отечественной войны, Рогожин Н.П. состоит на учете по улучшению жилищных условий, суд приходит к выводу, что Рогожину Н.П. необоснованно отказано в выдаче свидетельства о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, поскольку Рогожин Н.П. имеет право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения как участник Великой Отечественной войны, нуждающийся в улучшении жилищных условий.

Довод ответчика об отсутствии оснований для обеспечения истца жильем со ссылкой на письмо Министерства регионального развития РФ от 20 мая 2010 г. № 20847-ВТ/07 является несостоятельным как основанный на неправильном толковании норм материального права.

Согласно п.2.7 Порядка, утвержденного постановлением Кабинета Министров ЧР № 289 от 16.11.2007 г. Минздравсоцразвития Чувашии на основании заявлений граждан о предоставлении единовременных денежных выплат и документов, указанных в п. 2.5 настоящего Порядка, в пределах выделенных средств, с учетом очередности, установленной сводным списком, оформляет свидетельства по форме согласно приложению № 5 к настоящему Порядку на имя граждан - получателей единовременных денежных выплат и передает их территориальным органам для вручения указанным гражданам.

Судом установлено и ответчиком прямо подтверждается, что истец в установленном законом порядке обратился к ответчику с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты, представив весь необходимый пакет документов. Настоящим решением суд признал необоснованным отказ ответчика в выдаче свидетельства о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, поскольку Рогожин Н.П. имеет право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения как участник Великой Отечественной войны, нуждающийся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, исковое заявление в интересах Рогожина Н.П. подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в интересах Рогожина Николая Петровича к Министерству здравоохранения и социального развития ЧР о признании права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обязании предоставить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, удовлетворить.

Признать за Рогожиным Николаем Петровичем право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики выдать Рогожину Николаю Петровичу свидетельство на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения с учетом установленного постановлением Кабинета Министров ЧР № 289 от 16.11.2007 г. Порядка.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Мотивированное решение составлено 26 января 2011 г.

Председательствующий судья Н.А. Степанова

Решение не вступило в законную силу