Дело № 2 - 120/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2011 года город Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе судьи Няхуковой Э.Г.,
при секретаре судебного заседания Андреевой М.С.,
с участием:
помощника прокурора Калининского района г. Чебоксары Александровой О.Н.,
представителей ответчиков Маркова В.М., Степанова С.А.,
представителя третьего лица на стороне ответчика Афанасьева Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Калининского района города Чебоксары в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Государственному учреждению «Опытное лесничество» и Администрации города Чебоксары о возложении обязанности по принятию мер по очистке лесного массива,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калининского района города Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, и, изменив исковые требования, просил обязать Государственное учреждение «Опытное лесничество» и Администрацию города Чебоксары принять меры по очистке от мусора и бытовых отходов лесного массива ------ квартала, прилегающего к Дому культуры ------ в г. Чебоксары.
Иск мотивирован следующим. Прокуратурой Калининского района города Чебоксары в ходе проведенной в дата года проверки было установлено наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в ------ квартале ------ участкового лесничества, обслуживаемого и подконтрольного ГУ «Опытное лесничество». ГУ «Опытное лесничество» надлежащим образом не исполняет обязанности по охране и защите леса и земель лесного фонда от загрязнения и захламления. Администрация города Чебоксары также надлежащим образом не исполняет обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории указанного лесного массива.
Прокурор считает, что неисполнение ответчиками возложенных на них обязанностей влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и создает угрозу безопасности окружающей среды и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В судебном заседании помощник прокурора Калининского района г. Чебоксары Александрова О.Н. иск поддержала и просила удовлетворить.
Представитель ГУ «Опытное лесничество» Марков В.М. иск не признал, считая, что действия по принятию мер по очистке лесных массивов не входят в полномочия лесничеств.
Представитель Администрации города Чебоксары Степанов С.А. иск также не признал. Суду пояснил, что указанный лесной участок не находится в муниципальной собственности, прокурором не представлено доказательств о бездействии Администрации города Чебоксары.
Представитель третьего лица на стороне ответчика - Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Афанасьев Ю.Г. считает, что мероприятия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора должны проводиться органами местного самоуправления.
Представитель Администрации Калининского района г. Чебоксары Евдокимова Т.В., действующая на основании доверенности от 20 декабря 2010 года, просила рассмотреть дело без ее участия. С учетом изложенного суд счел возможным рассмотреть дело без участия представителя Администрации Калининского района г. Чебоксары.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, доводы прокурора, исследовав письменные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 (в редакции от 29.12.2010) и ст.ст. 21, 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 (в редакции от 28.09.2010) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов и др. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с ч. 5 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в редакции от 30.12.2008) захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, запрещается.
Согласно ст. 13 указанного Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года (в редакции от 29.12.2010), ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Муниципальное образование город Чебоксары является городским поселением, наделенным Законом Чувашской Республики «Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа» статусом городского округа.
Согласно Уставу муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики Администрация города Чебоксары является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Наряду с другими полномочиями она организует мероприятия по охране окружающей среды в границах города Чебоксары, осуществляет иные исполнительно-распорядительные функции в соответствии с действующим законодательством.
дата в ходе проведенной прокуратурой Калининского района проверки (с привлечением специалистов МУ ------ ФИО8, ФИО9, ------ Администрации Калининского района г. Чебоксары ФИО10) было установлено, что участок лесного массива за Домом культуры ------ города Чебоксары захламлена мусором. Законность составленного акта никем не оспорена.
дата прокуратурой адрес совместно с представителями Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, МУ ------ г. Чебоксары», Администрации Калининского района г. Чебоксары, МУ ------ г. Чебоксары» проведена выездная проверка соблюдения природоохранного законодательства в части размещения бытовых отходов и отходов производства на указанном участке лесного массива и установлено наличие там бытовых отходов.
Таким образом, в силу действующего законодательства и Устава города Чебоксары на Администрации города Чебоксары лежит обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории городского поселения.
Согласно ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами.
В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия - вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия (ст. 55 ЛК РФ).
В соответствии со ст. 23 ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.
Согласно представленным документам ------ квартал ------ участкового лесничества находится в границах Опытного лесничества. В настоящее время он никому в пользование (аренду) не передан.
Согласно Уставу учреждения (с изменениями от дата) целью деятельности Государственного учреждения «Опытное лесничество» Министерства природных ресурсов экологии Чувашской Республики является управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики, Уставом; государственный лесной контроль и надзор, государственный пожарный надзор в лесах в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 2.1). Учреждение обеспечивает на территории Опытного лесничества соблюдение лесного законодательства; составляет акты проверки, предписания об устранении нарушения лесного законодательства и протокола об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных Лесным кодексом РФ; организует мероприятия по защите леса и др. (п. 2.2).
Суд считает, что указанные прокурором факты стали возможным вследствие ненадлежащего исполнения ответчиками своих обязанностей, возложенных на них законом и уставами.
Неисполнение (ненадлежащее исполнение) ответчиками указанных обязанностей нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, их законные интересы, а также может причинить вред здоровью граждан, или повлечь для них неблагоприятные последствия.
В силу изложенных обстоятельств исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Калининского района города Чебоксары удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение «Опытное лесничество» Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и Администрацию города Чебоксары Чувашской Республики принять меры по очистке от мусора и бытовых отходов лесного массива ------ квартала ------ участкового лесничества Опытного лесничества, прилегающего к Дому культуры ------ г. Чебоксары.
На решение может быть подана кассационная жалоба или кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 4 февраля 2011 года.
Судья Э.Г. Няхукова