о признании нуждающимся в жилом помещении



Гр. дело № 2-527/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2011 г. г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Степановой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Архиповой О.В.,

с участием истца Никифорова З.Н., его представителя Мищенко Л.Н.,

третьих лиц Малий Р.З., Малий Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Никифорова Захара Никифоровича о признании решения администрации Ленинского района г. Чебоксары об отказе в признании Никифорова Захара Никифоровича нуждающимся в жилом помещении незаконным и о возложении обязанности поставить в очередь нуждающихся в жилом помещении с момента обращения,

установил:

Никифоров З.Н. обратился в суд с указанным иском. Требования искового заявления мотивированы тем, он является ветераном Великой Отечественной войны и имеет право на получение мер социальной поддержки, в том числе и по обеспечению жильем, установленных для данной категории лиц Законом РФ «О ветеранах». В 2009 году истец обратился в отдел учета и распределения жилья администрации Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении по этому основанию. Однако решением жилищной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары от 26 ноября 2009 года ему было отказано в постановке на учет ввиду его обеспеченности жилым помещением по установленным нормам. Также в августе 2010 г. администрация Ленинского района г. Чебоксары сообщила ему, что в соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. До 2006 г. он проживал со своей ------ ФИО6 в д. адрес адрес. Дом, в котором они проживали, был построен в 1959 году, процент его износа составляет 60%, является ветхим и аварийным, в нем невозможно проживать. Одновременно в этом доме проживал ------ ФИО2, злоупотребляющий спиртными напитками, совместное проживание с ним было невозможно. С октября 2006 г. он и ------ вынуждены были переехать на постоянное место жительства в принадлежащую его ------ ФИО13 на праве собственности адрес. Регистрацию по месту жительства сразу они не оформили, так как надеялись, что ------ перестанет пить, и они вернутся в свой дом. Однако ситуация не улучшилась, в связи с чем он решил подарить свой дом ------ - ФИО14, договор дарения зарегистрировали в 2010 г. Регистрацию же по указанному месту жительства в г. Чебоксары он оформил 12 ноября 2009 г. В этой квартире также проживают ------ со своей семьей, всего 5 человек. Общая площадь квартиры ------ кв. м., на одного человека приходится ------ кв.м., что ниже установленной по г. Чебоксары учетной нормы в 14,5 кв.м. Таким образом, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ намеренных действий он не совершал и является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства, просит суд признать недействительным решение администрации Ленинского района г. Чебоксары от 03 июня 2010 года об отказе в признании Никифорова З.Н. нуждающимся в жилом помещении, признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и возложить на администрацию Ленинского района г. Чебоксары обязанность поставить его в очередь нуждающихся в жилом помещении с момента обращения, то есть с 15 мая 2010 года.

В судебном заседании истец Никифоров З.Н. поддержал требования искового заявления по изложенным основаниям, повторно привел их суду. Суду дополнил, что в г. Чебоксары он проживает около 6 лет, из деревни уехал, так как не может там жить. В доме в адрес проживает ------, который не дает ему спокойно жить, все время требует деньги, угрожает, злоупотребляет спиртными напитками. На летний период, когда в деревню приезжает ------, он временно живет в деревне, осенью, зимой и весной живет в городе. Все зарегистрированные в адрес лица являются членами его семьи, питаются они совместно, свою пенсию он отдает ------ Малий Р.З.

В судебном заседании представитель истца Никифорова З.Н. - Мищенко Л.Н. поддержала требования искового заявления по аналогичным основаниям, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Ленинского района г. Чебоксары в судебном заседании не присутствовала, заявлением просил о рассмотрении дела без их участия. В судебном заседании 25 января 2011 г. удовлетворение исковых требований оставила на усмотрение суда. Суду пояснила, что из свидетельских показаний и представленных письменных доказательств усматривается, что истец действительно проживает постоянно в г. Чебоксары около 6 лет, является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании третье лицо Малий Р.З. поддержала исковые требования, просила иск удовлетворить. Суду пояснила, что она является ------ истца Никифорова З.Н., Малий Николай Петрович является ------. Сначала она постоянно приезжала в деревню к родителям, ухаживала за ними, затем она стала забирать их на зиму к себе в г. Чебоксары. В случае болезни родителей они вызывали врача к себе домой в адрес. ------ вследствие заболевания состояла на учете у онколога в г. Чебоксары, потом она умерла. В деревне ------ не мог жить, т.к. вместе с ним в доме проживал ------ - ФИО2, который ведет аморальный образ жизни, распивает спиртные напитки, забирал у ------ деньги, угрожает ему физической расправой, угрожал, что взорвет дом, если дом достанется не ему, ------ его боится. Кроме того, в деревне нет условий, необходимых для ------: туалет на улице, теплой воды нет, а у ------ ------, которые необходимо постоянно обрабатывать. ------ получает пенсию по банковской карте СБ РФ в банкоматах в г. Чебоксары. Никто из проживающих в адрес лиц на праве собственности жилья не имеет. Собственником квартиры, в которой они в настоящее время проживают, является ее ------, но она собирается продать данную квартиру.

В судебном заседании третье лицо Малий Н.П. дал аналогичные пояснения.

В судебном заседании 25 января 2011 г. свидетели ФИО7, ФИО8 подтвердили факт проживания истца Никифорова З.Н. в г. Чебоксары на протяжении 6 лет, получение им лечения по данному адресу, отсутствие условий для проживания его в доме в адрес и нуждаемости в проживании в г. Чебоксары в условиях улучшенного комфорта.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конкретизируя конституционное право граждан на жилище (ст. 40), законодатель в нормах жилищного законодательства устанавливает условия и порядок его реализации.

Так, с введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего (ч.2 ст. 49 ЖК РФ) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).

Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которым защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права.

Применительно к спорной правовой ситуации истец, полагая, что отказом в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении нарушены его жилищные права, обратился с требованием о защите нарушенного права в порядке, определенном для искового производства, определив тем самым способ защиты нарушенного права и ответную сторону. При этом сторона истца обосновывает свое право состоять в очереди на улучшение жилищных условий по одному основанию: как лицо, имеющее право на меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», т.е. отнесением его к специально указанной в федеральном законе категории граждан.

В комплексе социальных мер, предоставляемых государством в качестве социальных гарантий, предоставление жилого помещения по договору социального найма является не единственным способом улучшения жилищных условий граждан. Основания и порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, определение порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма отнесены к компетенции Российской Федерации (ч.ч. 3, 4 ст. 12 ЖК РФ). К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 7 ст. 13, ст. 49 Кодекса).

Устанавливая в Федеральном законе «О ветеранах» меры социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, федеральный законодатель в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 и в ст. 4 названного закона определил круг лиц, относящихся к ветеранам, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны.

Согласно материалам дела, истец является участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные для данной категории лиц Законом РФ «О ветеранах», в том числе и правом на льготное обеспечение жильем, что подтверждено материалами дела и ответчиком не оспаривается.

Данная мера социальной поддержки предоставляется им один раз и реализация данного права не зависит от их имущественного положения.

Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.

Так, согласно ст. 56 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что решением жилищной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары от 26.11.2009 г. истцу было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку, так как обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет более 14,5 кв.м. на каждого члена семьи.

15 мая 2010 года истец повторно обратился к ответчику с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со ссылкой на наличие у него права на государственную поддержку, представив необходимый пакет документов, что ответчиком не оспаривается. Из содержания искового заявления и обжалуемого решения следует, что ему было отказано в принятии на учет ввиду наличия обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий (п. 3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ).

Суд считает неправомерными выводы ответчика о наличии обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении истцом жилищных условий.

Так, согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Поскольку нормы ст. 53 ЖК РФ не содержат конкретный перечень действий, при совершении которых возникает необходимость участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении гражданина другим жильем, суд считает возможным по аналогии применить к спорным правоотношениям положения пункта 12 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года № 63, согласно которому к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, совершаемым гражданским служащим для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты, относятся:

а) обмен жилыми помещениями;

б) невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке;

в) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов);

г) выделение доли собственниками жилых помещений;

д) отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности гражданского служащего и совместно с ним проживающих членов его семьи.

Из материалов дела следует, что до 2010 года истец являлся собственником жилого адрес адрес адрес адрес общей площадью ------ кв.м., который 11 января 2010 года он подарил ------ ФИО14

Вместе с тем, из пояснений участвующих в деле лиц, свидетелей, представленных письменных медицинских документов, справки ------ адрес ЧР усматривается, что фактически истец более 6 лет постоянно проживает в г. Чебоксары, где в настоящее время зарегистрирован по месту жительства, в связи с чем ответчик необоснованно отказал истцу в постановке на учет по этому основанию.

Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Ответчиком не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии иных обстоятельств о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий.

В связи с изложенным, доводы ответчика не могут быть признаны обоснованными, а решение администрации Ленинского района г. Чебоксары от 3 июня 2010 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по основаниям п. 3 ч.1 ст. 53 ЖК РФ законным. Заявленные требования истца в данной части подлежат удовлетворению.

Поскольку истцом заявлено требование о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и об обязании ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, то юридически значимым обстоятельством при разрешении настоящего спора является определение нуждаемости истца в жилье.

Согласно п.2 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно положениям части 5 статьи 15 Жилищного кодекса РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Как установлено судом, истец в настоящее время проживает в квартире адрес. Общая площадь указанного жилого помещения с учетом положений части 5 статьи 15 Жилищного кодекса РФ составляет ------ кв.м., что подтверждается свидетельством о праве собственности ФИО13 на данное жилое помещение.

Помимо истца в данном жилом помещении зарегистрированы и проживают ФИО9, ФИО10, Малий Н.П., Малий Р.З., ФИО12 Истец был вселен в указанную квартиру на правах члена семьи собственника, что подтверждается материалами дела.

Жилых помещений на праве собственности истец и остальные вышеперечисленные члены его семьи не имеют.

В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации и, исходя из достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Постановлением главы администрации г. Чебоксары ЧР от 15.04.2005 № 129 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» с 1 марта 2005 года по г. Чебоксары Чувашской Республики учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14,5 кв. м общей площади жилья на человека.

Таким образом, минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (учетная норма), в спорной правовой ситуации не должен превышать 87 кв. м. (14,5 х 6).

Истец же проживает в жилом помещении общей площадью ------ кв.м., в связи с чем обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет ниже достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, установленного в г. Чебоксары.

Таким образом, из дела не усматривается наличие обеспеченности истца общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы и отсутствие нуждаемости в жилом помещении.

Уполномоченным органом по признанию истца нуждающимся в улучшении жилищных условий является администрация Ленинского района г. Чебоксары, в связи с чем вынесения решения по данному заявленному истцом требованию не требуется.

Ввиду того, что жилищными органами администрации Ленинского района г. Чебоксары при рассмотрении заявления истца были неправильно истолкованы нормы материального права, что привело к нарушению его жилищных прав, требование о восстановлении нарушенного права путем постановки в очередь с момента обращения, заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать решение администрации Ленинского района г. Чебоксары от 03 июня 2010 года об отказе в признании Никифорова Захара Никифоровича нуждающимся в жилом помещении незаконным.

Обязать администрацию Ленинского района г. Чебоксары поставить Никифорова Захара Никифоровича в очередь нуждающихся в жилом помещении с момента обращения, то есть с 15 мая 2010 года.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня вынесения через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Н.А. Степанова

Решение не вступило в законную силу