о признании решения районной жилкомиссии об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным



Копия.

Дело № 2-1209 /2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2011 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием представителей заявителя Яковлева С.Я. - Ивановой Р.С., Ивановой Н.В., представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары - Карягиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Яковлева ФИО11 о признании решения администрации Ленинского района г. Чебоксары об отказе в постановке в очередь нуждающихся в жилом помещении незаконным, о признании нуждающимся в жилом помещении и о возложении обязанности поставить в очередь нуждающихся в жилом помещении,

установил:

Яковлев С.Я. обратился в суд с заявлением о признании решения администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата об отказе в постановке в очередь нуждающихся в жилом помещении незаконным, о признании нуждающимся в жилом помещении и о возложении на администрацию Ленинского района г. Чебоксары обязанности поставить в очередь нуждающихся в жилом помещении, указав в нем, что он является инвалидом Великой Отечественной войны и на него распространяются льготы и гарантии, предусмотренные ст. 14 ФЗ «О ветеранах». В целях реализации права на льготное обеспечение жильем, указывает заявитель, он дата обратился в администрацию Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении по этому основанию. Однако письмом от дата ответчик сообщил, что ему отказано в постановке на учет по мотивам умышленного ухудшения жилищных условий. Данный отказ, полагает заявитель, является незаконным и нарушает его жилищные права, предусмотренные ФЗ «О ветеранах», поскольку он нанимателем и собственником жилого помещения не являлся и никаких действий, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ не совершал.

В судебном заседании заявитель не присутствовал, доверил представлять свои интересы, в том числе и без его участия, Ивановой Р.С. и Ивановой Н.В., наделив их в доверенности полным объемом полномочий стороны по делу.

Иванова Р.С. в судебном заседании требования своего доверителя поддержала в полном объеме, по изложенным в заявлении основаниям, и вновь привела их суду, пояснив также, что заявитель приходится ей отцом и проживает вместе с ней в адрес на правах члена ее семьи. Указанная квартира принадлежит ей на праве собственности. Однокомнатная квартира по адрес71 в дата году была возвращена в муниципальную собственность, затем передана в собственность ФИО12 и ее дочери, которые в последующем эту квартиру продали, а взамен купили для своей семьи жилье большей площадью. Сейчас они вдвоем с заявителем проживают в адрес, другого жилья не имеют и заявитель нуждается в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании Иванова Н.В. поддержала заявленные требования и пояснила суду, что Яковлев С.Я. никаких действий по намеренному ухудшению жилищных условий не совершал. Он проживает вместе со своей дочерью ФИО15 в ее квартире, расположенной по адрес адрес и обеспеченность общей площадью жилого помещения у них ниже учетной нормы, установленной в г.Чебоксары. Иной жилплощади у них нет.

Карягина О.В., представляющая интересы администрации Ленинского района г. Чебоксары, просила в удовлетворении данного заявления отказать, пояснив суду, что заявитель несколько раз обращался с просьбой о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении. При последнем обращении заявителя было установлено, что члены семьи заявителя - ФИО16 и ФИО14 которым на праве собственности принадлежало по ------ доли в праве собственности ------ дата года вернули названное жилое помещение в муниципальную собственность и сразу после этого отказались от участия в приватизации и данная жилая площадь была передана в собственность ФИО13 и ее несовершеннолетней дочери, а затем ими продана. С момента совершения указанных действий не истек установленный ст. 53 ЖК РФ срок. Наличие указанных обстоятельств послужило основанием для отказа в удовлетворении заявления о постановке в очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении. По результатам выездной проверки было также установлено, что заявитель по месту своей регистрации не проживает, что свидетельствует о формальном характере регистрации.

Министерство здравоохранения и социального развития ЧР, Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР, привлеченные для участия в деле в качестве заинтересованных лиц, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились о причине неявки суду не сообщили.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которым защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права.

Положениями ст. 254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Устанавливая в Федеральном законе «О ветеранах» меры социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, федеральный законодатель в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 и в ст. 4 названного закона определил круг лиц, относящихся к ветеранам, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны. Согласно материалам дела, истец является инвалидом Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 14 Закона РФ «О ветеранах», в том числе и на жилищное обеспечение.

Поскольку действующие по данному вопросу нормативно-правовые акты не предусматривают иного способа в решения жилищной проблемы, право на льготное обеспечение жильем у названной категории граждан может быть реализовано только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил, в частности, общего принципа нуждаемости в жилом помещении (ст. ст. 49, 51, 52 ЖК РФ).

Перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, сформулирован в статье 54 ЖК РФ, согласно которой отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Согласно материалам дела, дата заявитель обратился в администрацию Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со ссылкой на наличие у него права на государственную поддержку на основании норм ФЗ «О ветеранах».

Из содержания данного заявления и обжалуемого решения следует, что заявителю было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении по мотивам наличия обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий. В данном споре выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий, суд считает правомерными и, как следствие этого, решение об отказе в постановке на учет законным.

Так, виды жилищных отношений и их участники определены в ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности жилищное законодательство регулирует правоотношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на жилище и требования, установленные данным нормативно-правовым актом в качестве условий реализации названного права распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат. Каких-либо специальных условий постановки ветеранов Великой Отечественной войны на учет нуждающихся в жилых помещений в целях реализации ими жилищных прав, установленных ФЗ «О ветеранах» и принятых поэтому вопросу подзаконных актах законодателем не предусмотрено.

Согласно пункту второму части 1 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

То обстоятельство, что заявитель является членом семьи собственника жилого помещения признано стороной заявителя в данном судебном заседании. Следовательно, основанием для признания заявителя нуждающимся в жилом помещении будет служить обеспеченность на каждого члена семьи общей площадью жилого помещения, собственниками которого являлись члены его семьи, менее учетной нормы.

Из материалов дела усматривается, что помимо адрес, членам семьи заявителя - ФИО4 и ФИО7 до дата на праве общей собственности по ------ доле каждому принадлежала адрес, общей площадью жилого помещения ------ кв. м., где они владели по ------ доли каждый и их семья не нуждалась в улучшении жилищных условий. Данное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от дата. Однако дата ФИО4 и ее дети - ФИО7 и ФИО8 совершают сделку по возврату данной квартиры в муниципальную собственность, а дата ФИО8 и ее малолетняя дочь - ФИО9 вновь заключают договор передачи, от участия в которой ФИО4 и ФИО7 отказываются. дата ФИО8 совершает сделку по отчуждению адрес. После этого заявитель вновь обратился в жилищную комиссию администрации Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью жилой площадью менее установленной нормы.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Поскольку нормы ст. 53 ЖК РФ не содержат конкретный перечень действий, при совершении которых возникает необходимость участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении гражданина другим жильем, суд считает возможным по аналогии применить к спорным правоотношениям положения пункта 12 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года № 63, в подпункте «д» которого предусмотрено, что отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности заявителя и совместно с ним проживающих членов его семьи, относится к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, совершаемым для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что в результате совершенных действий члены семьи заявителя добровольно отказались от своих прав на адрес, что позволило ему поставить вопрос о праве на получение мер социальной поддержки без учета площади указанной квартиры. То есть совместно проживающими с заявителем членами его семьи были совершены умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые привели к состоянию, требующему участия со стороны государства в обеспечении заявителя жилым помещением.

Учитывая, что названные действия были совершены после того, как решением суда от дата была установлена правомерность действий администрации Ленинского района, которая при определении уровня обеспеченности истца общей площадью жилого помещения учитывала права ФИО4 и ФИО7 на адрес, у ответчика имелись все основания признать их в качестве свидетельства о наличии умысла на получение мер социальной поддержки в виде выплаты денежной компенсации на приобретение жилья.

Оценивая совокупность собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу о необоснованности утверждения заявителя о том, что жилищными органами администрации Ленинского района г. Чебоксары при рассмотрении заявления о постановке на учет были нарушены его жилищные права.

Поскольку на момент обращения с заявлением о постановке на учет имелись обстоятельства, свидетельствующие о намеренном ухудшении жилищных условий и предусмотренный в ст. 53 ЖК РФ срок со дня их совершения не истек, заявителю обоснованно было отказано в постановке на учет и по этому основанию.

Таким образом, установленные судом обстоятельства не позволяют суду признать требование о восстановлении нарушенного права путем возложения на ответчика обязанности поставить заявителя в очередь нуждающихся в жилом помещении с момента обращения обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении заявления Яковлева ФИО17 о признании решения администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата года об отказе в постановке в очередь нуждающихся в жилом помещении незаконным, о признании нуждающимся в жилом помещении и о возложении на администрацию Ленинского района г. Чебоксары обязанности поставить в очередь нуждающихся в жилом помещении отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 25 февраля 2011 г., через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Т.П. Ермолаева