Дело № 2-183 /2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2011 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием представителя истца Николаева А.В. - Вьюгиной В.М., представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары - Карягиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаева ФИО8 к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании решения о снятии с очереди нуждающихся в жилом помещении незаконным и о возложении обязанности восстановить в списке лиц, нуждающихся в жилом помещении,
установил:
Николаев А.В. обратился в суд с иском о признании решения администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата года незаконным и о возложении на ответчика обязанности восстановить его в списке лиц, нуждающихся в жилом помещении, указал в нем, что он является участником боевых действий и имеет право на льготы, установленные ст. 16 ФЗ «О ветеранах». В очереди нуждающихся в жилом помещении по этому основанию он состоял с дата года. Однако, приняв оспариваемое решение, администрация Ленинского района исключила его из списка лиц, нуждающихся в жилом помещении, о чем он был извещен письмом от дата года. Из данного письма следовало, что его сняли с очереди на улучшение жилищных условий по основаниям, предусмотренным ч.2 ст. 56 ЖК РФ. Данное решение, по мнению истца, нарушает его жилищные права и является незаконным, поскольку ------ ему принадлежит ------ доля в праве собственности. Другого жилья он не имеет. Принадлежащая его супруге квартира не является предметом их совместной собственности, поскольку указанная жилая площадь была приобретена на средства, вырученные от продажи другой ее квартиры, перешедшей в ее собственность по наследству. Его дочь, несмотря на наличие у нее регистрации и права собственности на долю в адрес, в указанном жилом помещении к моменту принятия оспариваемого решения фактически не проживала, членом его семьи не являлась. Его семья состоит из одного человека и ввиду обеспеченности общей площадью жилого помещения менее установленной нормы, он нуждается в жилом помещении.
В судебном заседании истец не присутствовал, направил в адрес суда заявление о разрешении данного спора без его участия.
Адвокат Вьюгина В.М. в судебном заседании иск своего доверителя поддержала по изложенным в нем основаниям, и вновь привела их суду, пояснив также, что истец более ------ лет состоял в очереди нуждающихся в жилом помещении как участник боевых действий и регулярно проходил перерегистрацию в администрации Ленинского района. В дата году его вновь попросили представить сведения о нуждаемости. Он представил ответчику выписку из лицевого счета, где значилась зарегистрированной его дочь, которая к тому времени вместе с ним уже не проживала. Поскольку дочери принадлежит на праве собственности другая квартира, ответчик посчитал, что основания нуждаемости у истца отпали.
Карягина О.В., представляющая интересы ответчика, иск не признала, пояснив суду, что после предоставления истцом документов для проведения очередной перерегистрации было установлено, что его дочь, которая значилась по документам проживающей вместе с истцом на правах члена семьи, имеет на праве собственности квартиру ------ Данное обстоятельство послужило основанием для принятия оспариваемого решения.
От Николаевой О.А. поступило заявление о разрешении данного спора без ее участия.
Министерство здравоохранения и социального развития ЧР, Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, о причине неявки суду не сообщили.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения стороны истца, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституционное право граждан на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации).
С введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего либо отнесение к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан и наличием нуждаемости в жилом помещении.
Так, в ч. 2 и 3 ст. 49 ЖК РФ закреплено положение о том, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Однако предоставление жилого помещения по договору социального найма является не единственным способом улучшения жилищных условий граждан. Основания и порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, определение порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма отнесены к компетенции Российской Федерации (ч.ч. 3, 4 ст. 12 ЖК РФ). К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 7 ст. 13, ст. 49 Кодекса).
Как следует из материалов дела, истец имеет право на жилищное обеспечение в соответствии с ФЗ « О ветеранах» и с дата состоял в списке очередников как участник боевых действий.
Согласно материалам учетного дела на момент постановки на учет семья истца состояла из четырех человек - ------ и проживала адрес, жилой площадью ------ т. е. истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании норм п. 1 ст. 29 ЖК РСФСР, согласно которомунуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, установленного в субъекте Российской Федерации. С момента постановки в очередь до настоящего времени место проживания истца не изменилось. В настоящее время, согласно выписки из лицевого счета, семья истца состоит из одного человека и с учетом приходящейся на него доли в праве общей долевой собственности обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет ------ кв. м. Однако истец был исключен из списка очередников, по тем основаниям, что у него отпали основания нуждаемости. Данный вывод ответчика основан на неправильном толковании норм материального права.
Так, согласно п. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Из смысла и содержания приведенной правовой нормы следует, что условием для снятия граждан, поставленных в очередь на получение жилого помещения до 1 марта 2005 г., с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма по ранее действующим правилам.
Однако доказательств того, что истец утратил право состоять в очереди нуждающихся в жилом помещении до введения в действие новых правил, сторона ответчика суду не представила. Поскольку ранее действовавшее законодательство не ограничивало граждан временными рамками для реализации имевшегося у них права на получение жилого помещения по договору социального найма и не допускало возможность снятия истца с очереди, то утрата права состоять в очереди на улучшение жилищных условий после введения нового правового регулирования, вопреки утверждениям ответчиков, не может свидетельствовать об утрате ранее возникшего права.
В этой связи доводы ответчика о том, что при определении нуждаемости истца следует исходить из правил ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, согласно которым при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, суд находит основанными на неправильном толковании норм материального права.
Кроме того, материалы дела свидетельствуют о том, что дочь истца фактически с ним не проживает, членом его семьи не является. Доказательств иного ответчиком суду не представлено.
Отношения по предоставлению очередникам жилого помещения является самостоятельной стадией в реализации права на жилище. Поэтому при их возникновении правоприменителю предписано руководствуется иными нормами жилищного законодательства, которые не исключают возможность проверки в каждом конкретном случае наличия права на получение жилого помещения гражданином, очередность которого уже наступила и отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по мотивам отсутствия нуждаемости в таком помещении (ст. 57 ЖК РФ).
Согласно п. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения и иными способами, предусмотренными Жилищным кодексом и другими федеральными законами.
Ввиду того, что жилищными органами администрации Ленинского района г. Чебоксары при проверке учетного дела истца были неправильно истолкованы нормы материального права, что привело к нарушению его жилищных прав, требование о восстановлении нарушенного права заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.
Поскольку из списка очередников истец был исключен с дата, то восстановление его в списке очередников должно быть произведено по состоянию на указанную дату.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
решил:
Признать решение администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата года в части исключения Николаева ФИО9 из числа лиц, нуждающихся в жилом помещении, незаконным
Обязать администрацию Ленинского района г. Чебоксары восстановить Николаева ФИО10 в списке лиц, нуждающихся в жилом помещении, по состоянию на дата года.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева