Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2011 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Егоровой Н.В., с участием прокурора Ивановой Е., истца Кушкова О.В., представителя администрации г. Чебоксары - Яковлевой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах Кушкова ФИО8 к администрации г. Чебоксары о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
установил:
Обосновывая свое право на обращение в суд с данным иском ссылкой на часть 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор указал в нем, что Кушков О.В., дата года рождения, имеет статус сироты и по этому основанию состоит в очереди нуждающихся в жилом помещении в администрации Ленинского района г. Чебоксары с дата года. Однако названное право по вине ответчика не реализовано до настоящего времени.
Прокурор Иванова Е. в судебном заседании иск поддержала по изложенным в нем основаниям, и вновь привела их суду, пояснив также, дата в прокуратуру Ленинского района г. Чебоксары поступило заявление истца о нарушении его жилищных прав. В ходе проведенной проверки было установлено, что истец в малолетнем возрасте остался без родительского попечения, его мать в браке не состояла, отец ребенка был записан с ее слов. ------ До своего совершеннолетия истец пребывал в различных интернатных учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в дата году он закончил ------ Истец имеет право на льготное обеспечение жильем в соответствии с Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». С очереди на получение жилого помещения он не был исключен. До настоящего времени его право на льготное обеспечение жильем в соответствии с установленными требованиями реализовано не было. В связи с чем прокурор, реализуя предоставленные ему ст. 45 ГПК РФ полномочия, обратился в суд с данным иском.
В судебном заседании истец заявленное требование поддержал по изложенным в иске основаниям и вновь привел их суду, пояснив дополнительно, что в настоящее время он временно проживает в Нижегородской области, где его взяла к себе временно пожить совершенно посторонняя для него семья, т.к. в городе Чебоксары он не имел никакого жилья, своих родителей он не знает. Его длительное время отказывались поставить на учет нуждающихся в жилом помещении, т.к. у него отсутствовала прописка, прописывать к себе его никто не хотел. Поэтому он был поставлен в очередь по месту своего первичного пребывания до направления в детский дом.
Представитель администрации г. Чебоксары - Яковлева М.Ю. нуждаемость истца в улучшении жилищных условий не оспаривала, указав, что в связи с тем, что истец в настоящее время на территории г. Чебоксары не проживает, правом на льготное обеспечение жильем за счет муниципального фонда г. Чебоксары он не обладает.
Волкова Е.Г., представляющая интересы администрации Ленинского района г. Чебоксары, представила суду заявление о разрешении данного спора без ее участия.
Министерство финансов ЧР, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако их представитель в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что данный иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Способы защиты жилищных прав определены в ст. 11 Жилищного кодекса РФ, согласно которой защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения и иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
Согласно части 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Данный иск подан в защиту жилищных прав истца, что соответствует требованиям ст. 45 ГПК РФ.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Конкретизируя названное конституционное право, законодатель в нормах жилищного права, регламентирующего отношения по обеспечению граждан жилыми помещениями из муниципального и государственного жилищного фонда, определяет условия и порядок его предоставления.
Так, в части 2 и 3 ст. 49 ЖК РФ закреплено положение о том, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При этом малоимущими гражданами являются граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Право истца на льготное обеспечение жильем предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ч. 1 статьи 8 названного Федерального закона (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, регламентирующей порядок предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, также предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма в Чувашской Республике, в том числе и во внеочередном прядке, урегулированы Законом ЧР от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений», а также нормативно - правовыми актами органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, определенных ст. 14 ЖК РФ.
Так, согласно п. 2 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» (с изменениями от 30 августа 2006 г., 19 июля 2007 г., 4 февраля 2008 г.) к одной из категорий граждан, которым жилое помещение по договорам социального найма предоставляется из государственного жилищного фонда Чувашской Республики, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
В соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с названным Законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Вместе с тем, социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Как следует из представленных суду материалов, истец подпадает под категорию лиц, статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и закрепленного жилого помещения истец на момент помещения его в интернатное учреждение не имел.
Закрепляя общий принцип распределения обязанности по доказыванию, законодатель в части 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено в законе. Таким образом, сторона ответчика должна представить суду доказательства, опровергающие доводы истца. Однако таких доказательств суду не представлено. Напротив, наличие статуса сироты и отсутствие на момент направления истца в школу-интернат закрепленного жилого помещения, а также нуждаемость истца в жилом помещении и наличие права на льготное обеспечение жилым помещением на основании норм ч. 2 ст. 57 ЖК РФ ответчиком признано в судебном заседании. В силу положений ст. 68 ГПК РФ признание данных обстоятельств освобождает другую сторону от дальнейшего их доказывания.
Таким образом, на момент обращения к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения истцу не исполнилось 23 года и свое право на льготное обеспечение жильем истец не реализовал.
О наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ, сторона ответчика не заявила и на момент разрешения данного спора из представленных суду доказательств наличие указанных обстоятельств не усматривается.
Согласно п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований статьи 26.1, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Согласно ч. 3 ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике, в соответствии со ст. 17 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений», наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 настоящего Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г. № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» (с изменениями от 4 июня, 25 сентября 2007 г., 5 мая 2008 г., 1 июня 2009 г.) органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Положениями п. 5 ст. 14 ЖК РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма входит в компетенцию органов местного самоуправления.
Таким образом, требование о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию г. Чебоксары суд считает обоснованным.
Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности (п. 7 ст. 57 ЖК РФ).
В положениях п. 4 ст. 12 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», устанавливающих норму предоставления жилого помещения для иных категорий граждан, закреплено, что жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для категорий граждан, указанных в пункте 2 части 1 статьи 11 указанного Закона (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) с 01 января 2009 установлена в размере 33 квадратных метра общей площади жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
решил:
Обязать администрацию г. Чебоксары предоставить Кушкову ФИО9 на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке по установленным нормам.
На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 15 февраля 2011 года через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева