об оспаривании действий органа местного самоуправления по отказу в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий



Копия

Дело № 2- 1264/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 февраля 2011 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием представителя заявителя Батраковой С.П. - Широкина П.Ю., представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары - Карягиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Батраковой ФИО12 о признании решения администрации Ленинского района г. Чебоксары об отказе в постановке в очередь нуждающихся в жилом помещении незаконным,

установил:

Обратившись в суд с названным заявлением, Батракова С.П. указала в нем, что она является ветераном Великой Отечественной войны, а также вдовой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, установленные главой 2 ФЗ «О ветеранах». В декабре дата года она обратилась в администрацию Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в жилом помещении. Однако в ответ на свое заявление получила письмо от дата, в котором было указано, что ей отказали в удовлетворении данной просьбы. Данное решение, полагает заявитель, является незаконным. Она проживает в квартире своей дочери - ФИО10 по адресу: адрес общей площадью ------ кв. м. Вместе с ними в указанной квартире проживают ее внуки и правнуки ФИО7, а также невеста внука - ФИО4 Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого из проживающих в данной квартире составляет ------ кв. м., что ниже учетной нормы, установленной в г. Чебоксары. Заявитель также указывает, что несмотря на их совместное проживание, ее внуки имеют свои семьи и отдельный семейный бюджет. Наличие зарегистрированных прав у ее внуков на иные жилые помещения, по мнению заявителя, не свидетельствуют об их «безоговорочном» праве на указанные объекты недвижимости, поскольку их права обременены ипотекой в силу закона, что создает существенные ограничения по распоряжению ими.

По утверждениям заявителя, она никаких действий по ухудшению своих жилищных условий не совершала и не могла воспрепятствовать собственнику в регистрации ФИО7 и его невесты- ФИО4

В судебном заседании Батракова С. П. не присутствовала, доверила представлять свои интересы, в том числе и без ее участия, Широкину П.Ю.

Широкин П.Ю., представляющий интересы заявителя на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании требование своего доверителя поддержал по изложенным в заявлении основаниям и вновь привел их суду, пояснив также, что заявитель проживает у своей дочери - ФИО10 в адрес на правах члена семьи. Собственником данной квартиры является дочь заявителя, поэтому повлиять на решение собственника о вселении в указанное жилое помещение иных лиц Батракова С.П. не могла.

Карягина О.В., представляющая интересы администрации Ленинского района г. Чебоксары, просила в удовлетворении данного заявления отказать, пояснив суду, что с момента совершения действий по вселению в адрес ФИО7 и ФИО8, приведших к ухудшению жилищных условий заявителя, не истек установленный ст. 53 ЖК РФ срок. Наличие указанных обстоятельств послужило основанием для отказа в удовлетворении заявления о постановке в очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении. Помимо этого, вселенные лица, а также дочь заявителя обладают правом собственности на иные объекты недвижимости в г. Чебоксары.

Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР, Министерство здравоохранения и социального развития ЧР о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, о причине неявки суду не сообщили.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которым защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права.

Положениями ст. 254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Часть 3 статьи 246 ГПК РФ предусматривает, что при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Суд по своей инициативе проверяет в полном объеме правомерность оспариваемых действий, соответствие или несоответствие их нормативным актам, которые могут быть не указаны и заявителем.

По своему содержанию конституционное право на жилище не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов, в том числе и на льготных условиях, предусматривается лишь в отношении малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации).

Конкретизируя конституционное право граждан на жилище, законодатель в нормах жилищного права устанавливает условия и порядок его реализации.

Так, с введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего (ч.2 ст. 49 ЖК РФ) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которым защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права. Применительно к спорной правовой ситуации истица, полагая, что отказом в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении нарушены ее жилищные права, обратилась в суд с требованием о защите нарушенного права в порядке, определенном для искового производства, определив тем самым способ защиты нарушенного права и ответную сторону.

В комплексе социальных мер, предоставляемых государством в качестве социальных гарантий, предоставление жилого помещения по договору социального найма является не единственным способом улучшения жилищных условий граждан. Основания и порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, определение порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма отнесены к компетенции Российской Федерации (ч.ч. 3, 4 ст. 12 ЖК РФ).

К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 7 ст. 13, ст. 49 Кодекса).

Устанавливая в Федеральном законе «О ветеранах», на положения которого ссылается заявитель в обоснование заявленных требований, меры социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, федеральный законодатель в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 и в ст. 4 названного закона определил круг лиц, относящихся к ветеранам, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны. Согласно материалам дела, заявитель является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 21 Закона РФ «О ветеранах».

Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.

Так, согласно ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Согласно материалам дела, дата Батракова С.П. обратилась в администрацию Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании норм ФЗ « О ветеранах».

Из содержания заявления и обжалуемого решения следует, что ей было отказано в принятии на учет по мотивам наличия обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий. В данном споре выводы ответчика о наличии обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий, суд считает правомерными и как следствие этого, решение об отказе в постановке на учет законным.

Так, виды жилищных отношений и их участники определены в ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности жилищное законодательство регулирует правоотношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на жилище и требования, установленные данным нормативно-правовым актом в качестве условий реализации названного права распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат. Каких-либо специальных условий постановки ветеранов ВОВ на учет нуждающихся в жилых помещений в целях реализации ими жилищных прав, установленных ФЗ «О ветеранах» и принятых поэтому вопросу подзаконных актах законодателем не предусмотрено.

Основания нуждаемости определены в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

То обстоятельство, что заявитель является членом семьи собственника жилого помещения признано стороной заявителя в данном судебном заседании. Следовательно, основанием для признания заявителя нуждающимся в жилом помещении будет служить обеспеченность на каждого члена семьи общей площадью жилого помещения, собственниками которого являлись члены его семьи, менее учетной нормы.

В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации и, исходя из достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Постановлением главы администрации г. Чебоксары ЧР от 15.04.2005 № 129 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» с 1 марта 2005 года по г. Чебоксары Чувашской Республики учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14,5 кв. м общей площади жилья на человека.

Из материалов дела следует, что Батракова С.П. проживает в адрес, общей площадью жилого помещения ------ кв. м. До дата она являлась собственником указанного жилого помещения. Совершив сделку по безвозмездному отчуждению данной квартиры в пользу ФИО10, она осталась проживать в нем на правах члена семьи собственника. До дата в указанном жилом помещении значились проживающими четыре человека и Батракова С.П. не нуждалась в жилом помещении, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения до указанной даты на каждого проживающего составляла ------ кв. м., что выше учетной нормы, установленной по г. Чебоксары. Ухудшение жилищных условий заявителя произошло в связи с регистрацией в данном жилом помещении ФИО7 и ФИО8

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Поскольку нормы ст. 53 ЖК РФ не содержат конкретный перечень действий, при совершении которых возникает необходимость участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении гражданина другим жильем, суд считает возможным по аналогии применить к спорным правоотношениям положения пункта 12 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года № 63, которым вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов, рассматривается законодателем в качестве действий, повлекших ухудшение жилищных условий (подпункт «в»). Однако ФИО7 и ФИО8 не отнесены к числу лиц, составляющих данное исключение. Более того, ФИО8 законом к числу членов семьи собственника (ст. 30 ЖК РФ) не отнесена и таковой не была признана, поэтому утверждение стороны заявителя о том, что при определении уровня обеспеченности жилым помещением должны учитываться ее интересы, нельзя признать состоятельными. К тому же, согласно материалам дела указанные лица, а также ФИО9 и ФИО10 обладают правом собственности на иные жилые помещения и утратившими данное право до настоящего времени не признаны.

Так, ФИО8 принадлежит ------ доля в праве общей собственности на адрес. ФИО9 является собственником жилого помещения по адрес собственником адрес адрес, площадь которой составляет ------ кв. м. ФИО10 является собственником адрес и ------ доли в праве общей собственности на адрес. ФИО7 обладает правом собственности на адрес по ул. адрес.

Совокупность установленных по делу обстоятельств опровергает доводы стороны заявителя об отсутствии умысла на ухудшение жилищных условий.

По правилам ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника имеют равные с ним права по пользованию и владению жилым помещением, и могут требовать устранения нарушений их прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника помещения (ч.3 ст. 292 ГК РФ). Являясь членом семьи собственника жилого помещения, заявитель не была лишена возможности выразить свое волеизъявлению по вопросу вселения своего внука и его невесты в занимаемое ею жилое помещение. В связи с чем, доводы об отсутствии у заявителя возможности препятствовать их вселению суд считает необоснованными.

Совершив действия по регистрации иных лиц, Батракова С.П. обратилась в администрацию Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Учитывая, что указанные действия совершены после принятия Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» и после внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О ветеранах» по вопросу обеспечения инвалидов и участников Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета жильем, у ответчика были все основания признать их в качестве свидетельства о наличии умысла на получение мер социальной поддержки в виде выплаты денежной компенсации на приобретение жилья.

С учетом приведенных обстоятельств, утверждение представителя заявителя о том, что жилищными органами администрации Ленинского района г. Чебоксары при рассмотрении заявления его доверителя о постановке на учет были неправильно истолкованы нормы материального права, что привело к нарушению ее жилищных прав, нельзя признать обоснованным.

Поскольку на момент обращения с заявлением о постановке на учет имелись обстоятельства, свидетельствующие о намеренном ухудшении жилищных условий и предусмотренный в ст. 53 ЖК РФ срок со дня их совершения не истек, ответчик обоснованно отказал истцу в постановке на учет и по этому основанию.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении заявления Батраковой ФИО13 о признании решения администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата года об отказе в постановке в очередь нуждающихся в жилом помещении незаконным отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 01 марта 2011 г., через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Т.П. Ермолаева