Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2011 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием представителей истицы Самариной Р.Н. - Самариной И.Н., Петрякова С.И., администрации Калининского района г. Чебоксары - Евдокимовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самариной ФИО10 к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании права на получение мер социальной поддержки по улучшению жилищных условий, и о возложении обязанности включить в сводный список лиц на получении субсидии на приобретение жилья,
установил:
Первоначально истица, в лице своего законного представителя, обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития ЧР о признании решения Министерства здравоохранения и социального развития ЧР от дата и решения отдела социальной защиты населения Калининского района г. Чебоксары Управления социальной защиты населения г. Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики об отказе в выдаче свидетельства на получение субсидии незаконными и о возложении на ответчика обязанности по выдаче ей свидетельства на получение единовременной денежной выплаты на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья. В процессе рассмотрения дела судом, истица дважды уточняла свои требования, заявив в конечном варианте требование о признании за ней права на получение мер социальной поддержки по улучшению жилищных условий, установленных ФЗ «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, и о возложении на ответчика обязанности включить ее в сводный список кандидатов на получение субсидии на приобретение жилья, указав в нем, что она, ------
------
Самарина И.Н., действующая в качестве законного представителя истицы, и Петряков С.И., допущенный для участия в деле в качестве представителя по заявлению Самариной И.Н., в судебном заседании заявленный иск поддержали по изложенным в нем основаниям и вновь привели их суду пояснив, что истица ------
Евдокимова Т.В., представляющая по доверенности интересы администрации Калининского района г. Чебоксары, привлеченной для участия в деле в качестве соответчика, разрешение данного спора оставила на усмотрение суда, пояснив, что дата года был утвержден список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилом помещении, куда под номером «1» была включена истица. Данный список направлен ими в Министерство здравоохранения и социального развития ЧР для формирования сводного списка кандидатов на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья. Однако истица не была включена в данный список по тем мотивам, что данная мера социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе и право на оказание государственной поддержки по обеспечению нуждающихся лиц жилыми помещениями, не распространяется на бывших несовершеннолетних узников концлагерей. То обстоятельство, что истица ------
Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако его представитель в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил.
От отдела социальной защиты населения Калининского района г. Чебоксары Управления социальной защиты населения г. Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики поступило заявление о разрешении данного спора без участия их представителя.
Управление здравоохранения администрации г. Чебоксары, привлеченное для защиты интересов истицы, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако их представитель в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил.
Учитывая, что ответчик был своевременно и надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства и ему была обеспечена реальная возможность явиться к месту судебного разбирательства вовремя, суд рассматривает неявку его представителя волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав. Указанное обстоятельство, по мнению суда, не может служить препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Способы защиты нарушенных прав определены в нормах гражданского и жилищного законодательства (ст. 12 ГК РФ и ст. 11 ЖК РФ).
Так, в соответствии со ст. 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. Выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права.
Применительно к спорной правовой ситуации истица, полагая, что нарушены ее жилищные права с требованием о защите нарушенного права в порядке, определенном для искового производства, определив тем самым способ защиты нарушенного права и ответную сторону.
Конституционное право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации). Реализация этого права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в законодательных нормах.
С введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего либо отнесение к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан и наличием нуждаемости в жилом помещении.
Так, в ч. 2 и 3 ст. 49 ЖК РФ закреплено положение о том, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Однако предоставление жилого помещения по договору социального найма является не единственным способом улучшения жилищных условий граждан. Основания и порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, определение порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма отнесены к компетенции Российской Федерации (ч.ч. 3, 4 ст. 12 ЖК РФ). К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 7 ст. 13, ст. 49 Кодекса). Применительно к спорной правовой ситуации истица, как бывший несовершеннолетний узник концлагеря, просит признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
Устанавливая в Федеральном законе «О ветеранах» меры социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, федеральный законодатель в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 и в ст. 4 названного закона определил круг лиц, относящихся к ветеранам, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны, к числу которых бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не отнесены.
Пунктом 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 23 июня 2009 № 908-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Абсатарова Асхата Ахметовича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «О ветеранах», Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и возлагая на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), гарантировать каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям федерального законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при определении механизмов реализации социальной защиты, в том числе установлении круга лиц, на которых она распространяется.
Бывшим несовершеннолетним узникам фашизма наряду с иными мерами поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Такое правовое регулирование, указывается в определении, не может рассматриваться как направленное на ущемление прав или умаление достоинства личности бывших узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
Правовая позиция, изложенная в названном определении Конституционного Суда Российской Федерации в силу положений статей 6 и 71 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Постановлением Минтруда РФ от 07.07.1999 № 20 (в ред. от 25.06.2009) «Об утверждении разъяснения «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» (зарегистрировано в Минюсте РФ 09.08.1999 № 1862) разъяснено, что при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.
Таким образом, отсутствие в перечне лиц, относящихся к ветеранам, несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, само по себе, вопреки утверждениям стороны ответчика, не свидетельствует об отсутствии у названных лиц права на меры социальной поддержки, установленных для ветеранов.
При таких обстоятельствах доводы стороны истца о наличии у нее права на получение мер социальной поддержки в жилищном обеспечении, предусмотренных ФЗ «О Ветеранах» для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, суд считает обоснованными.
Вместе с тем право инвалидов и участников Великой Отечественной войны на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, предусмотренное ст. 14 ФЗ «О ветеранах» может быть реализовано только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил. Применительно к данному спору жилищное законодательство не предусматривает иного способа решения жилищной проблемы, поэтому льготное обеспечение жильем должно производиться с соблюдением установленного жилищным законодательством общего принципа нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма.
Основания нуждаемости определены в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации и, исходя из достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Постановлением главы администрации г. Чебоксары ЧР от 15.04.2005 № 129 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» с 1 марта 2005 года по г. Чебоксары Чувашской Республики учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14,5 кв. м общей площади жилья на человека.
Согласно материалам учетного дела, ------
------
Учитывая, что истица ------
Таким образом, сделанные ответчиком выводы об отсутствии у истицы права на обеспечение жилым помещением на основании норм Федерального закона «О ветеранах» не могут быть признаны обоснованными.
Ввиду того, что ответчиком при рассмотрении кандидатуры истицы были неправильно истолкованы нормы материального права, что привело к нарушению ее жилищных прав, требование о восстановлении нарушенного права путем включения в формируемый Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилом помещении, с дата, заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
решил:
Признать за Самариной ФИО11 право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилья, установленной Федеральным законом «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики включить Самарину ФИО12 в сводный список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилом помещении, с дата
На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева