Гр. дело № 2-597/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 февраля 2011 г. г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Степановой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Архиповой О.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Московского района г. Чебоксары Селезнева С.Н.,
представителя ответчика администрации г. Чебоксары Журиной О.А., действующей на основании доверенности от 30.12.2010 г.,
представителя третьего лица администрации Московского района г. Чебоксары Александрова О.В., действующего на основании доверенности от 11.01.2011г.,
третьего лица Сендикеева М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Московского района г. Чебоксары в интересах Пудейкиной Марии Вячеславовны к администрации г.Чебоксары о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
установил:
Прокурор Московского района г. Чебоксары, мотивируя свое право на обращение в суд ссылкой на положения ст. 45 ГПК РФ, подал иск в защиту жилищных прав Пудейкиной М.В., указав в нем, что истица относится к категории ------. С 9 октября 2008 года она состоит в очереди нуждающихся в жилом помещении в администрации Московского района г. Чебоксары и имеет право на льготы, установленные ФЗ«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Однако в течение длительного времени ответчиком не исполняется требование данного закона в части обеспечения истицы жилым помещением.
Прокурор Селезнев С.Н. в судебном заседании данный иск поддержал по изложенным в нем основаниям, пояснив суду, что истица относится к категории детей-сирот и ввиду нуждаемости в жилом помещении в 2008 году она обратилась в администрацию Московского района с заявлением о постановке ее на учет на основании норм ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и данное заявление было удовлетворено, что свидетельствует о наличии у истицы права на обеспечение жилым помещением в соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ. Данное право подлежит реализации во внеочередном порядке.
В судебном заседании истица не присутствовала, о причинах неявки суду не известно. В судебном заседании 01 февраля 2011 г. истица пояснила, что она зарегистрирована и проживает в 4-комнатной квартире по адресу: адрес. Также в указанном жилом помещении проживает ------ ФИО7, являющийся ответственным нанимателем квартиры, ФИО8, ФИО9 - ------, ФИО10 - ------. ------ ФИО11, лишенная в отношении истицы родительских прав, и ФИО12 (------) в квартире проживают периодически. В связи с тем, что истица воспитывалась в ------, за ней было закреплено указанное жилое помещение. Обеспеченность общей площадью жилого помещения по месту жительства истицы менее учетной нормы, что свидетельствует о наличии нуждаемости в жилом помещении и служит основанием для постановки ее в льготную очередь в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и для внеочередного обеспечения жильем.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Чебоксары иск не признала, указав, что в данном споре основания для возложения на муниципальное образование обязанности по внеочередному обеспечению жильем отсутствуют, поскольку за истицей Постановлением районной администрации было закреплено право на жилое помещение по месту ее проживания в адрес, и истица не подпадает под категорию лиц, указанных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В судебном заседании представитель третьего лица администрации Московского района г. Чебоксары, иск не признал, пояснив суду, что в связи с наличием у истицы закрепленного жилого помещения по адресу: адрес, правом на льготное обеспечение жилым помещением она не обладает. Обстоятельства постановки ее в льготную очередь ему неизвестны.
Третьи лица Министерство финансов ЧР и Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что данный иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Способы защиты жилищных прав определены в ст. 11 Жилищного кодекса РФ, согласно которой защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения и иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
Согласно части 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Данный иск подан в защиту жилищных прав истца, что соответствует требованиям ст. 45 ГПК РФ.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей законодатель закрепил в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя, который в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм., а в положениях пункта 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» закреплен порядок реализации права на обеспечение жилым помещением по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которым указанной категории граждан жилые помещения предоставляются вне очереди.
По смыслу пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", основным условием для реализации права на льготное обеспечение жильем в соответствии с данным законом является отсутствие жилого помещения для постоянного проживания.
При этом, дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений, и если жилье, в котором они проживали до того, как остались без родителей, было утрачено, признано аварийным, или относилось к специализированному жилищному фонду (общежитие, жилое помещение маневренного фонда), а также - если их местожительство неизвестно, и в иных аналогичных случаях.
Как было установлено судом, истица обеспечена жильем для постоянного проживания в адрес, истица проживает в нем на правах члена семьи нанимателя. Постановлением главы администрации Московского района г. Чебоксары от 24 августа 2000 года № 1852 (л.д.12) за истицей было закреплено право на указанную жилплощадь, и она сохранила за собой право проживания в указанном жилом помещении до настоящего времени. Наличие данных обстоятельств подтверждено письменными доказательствами и признано истицей в суде, что в силу положений ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, освобождает от необходимости его доказывания в дальнейшем.
Таким образом, при наличии права постоянного пользования жилым помещением по договору социального найма, оснований признать, что истица относится к числу лиц, у которых отсутствует закрепленное жилое помещение, а вместе с этим у нее возникло и право на выделение социального жилья на льготных условиях, у суда не имеется.
В этой связи, несмотря на то, что истица подпадает по категорию лиц, указанных в статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на льготное обеспечение жильем, предусмотренное в качестве одной из дополнительных гарантий в общем комплексе мер социальной поддержки, она не имеет. С учетом изложенного, доводы прокурора о наличии у истицы права на внеочередное обеспечение жильем в соответствии с Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» основаны на неправильном толковании норм материального права.
Доводы истицы о том, что обеспеченность общей площадью жилого помещения по месту постоянного проживания ниже учетной нормы в данном споре не свидетельствуют о наличии права на льготное обеспечение жильем. Данное обстоятельство подтверждает право истицы на получение жилого помещения по договору социального найма на общих основаниях, т.е. с соблюдением правила об очередности (ч.1 ст. 57 ЖК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Московского района г. Чебоксары о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности предоставить Пудейкиной Марии Вячеславовне жилое помещение во внеочередном порядке по установленным нормам отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Мотивированное решение составлено 28 февраля 2011 г.
Председательствующий судья Н.А. Степанова
Решение не вступило в законную силу