о признании решения военного комиссариата незаконным и взыскании расходов члена семьи военнослужащего на проезд к месту отдыха



Гр. дело № 2- 446/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2011 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Шопиной Е. В., с участием: истца Кудрявцева С. А., представителя ответчика - Военного комиссариата Чувашской Республики Ефремова А. В.,

при секретаре Челаукиной М. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудрявцева Сергея Анатольевича к Военному комиссариату Чувашской Республики о признании отказа Военного комиссариата Чувашской Республики в оплате стоимости проезда незаконным и взыскании расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха,

установил:

Кудрявцев С. А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Чувашской Республики о признании решения военного комиссариата незаконным и взыскании стоимости проезда на поездку дочери к месту отдыха в адрес и обратно в сумме ------ руб. по следующим основаниям. С дата года по дата года и с дата года по дата года он проходил службу в Министерстве обороны по контракту и с ноября дата года состоит на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Чувашской Республики. С дата по дата его дочь Кудрявцева А. С., студентка ФИО7, отдыхала на курорте ------ (Египет) по приобретенной в ФИО8 путевке. По приезду дочери он обратился в Военный комиссариат Чувашской Республики в заявлением о возмещении расхода на проезд дочери к месту отдыха и обратно. Однако 25 сентября 2010 года им был получен отказ военного комиссариата Чувашской Республики в оплате стоимости проезда. В письме ответчик ссылался на приказ МО РФ от 03.10.2001 года «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации туристских поездок за границу» и письмо ЦУПВОСО МО РФ. От 30.08.2006 года № 28/436. Считает отказ неправомерным со ссылкой на положения п. 5 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих», п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества», 53, п. 54 и 85 Приказа Министерства обороны Российской Федерации от 06 июня 2000 года № 200 «Об утверждении руководства по оформлению, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в вооруженных силах Российской Федерации». По мнению истца, указанные нормы, а также положения приказа министра обороны № 405 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации туристических поездок за границу». Данный приказ определяет порядок организации и обеспечения туристических поездок за границу военнослужащих, в том числе уволенных с военной службы, членов их семей, имеющих в соответствии со ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащих» право на организованный отдых на туристических базах МО РФ по льготной оплате стоимости путевок (25% стоимости путёвки на военнослужащего, в том числе уволенного с военной службы и 50% на каждого члена семьи) через туристическую компанию «ВСК-Тур». В нем ничего не говорится о путевках, приобретенных без использования льготы по их оплате, за полную стоимость, в других туристических компаниях. А право на льготный отдых и право на проезд на безвозмездной основе - это два разных права, указанных в ФЗ «О статусе военнослужащих» в разных статьях: ст. 16 и ст.20 соответственно. Федеральным законом «О статусе военнослужащих», не установлено ограничения прав военнослужащих и членов их семей на бесплатный проезд к месту проведения отпуска как по территории Российской Федерации, так и за ее пределами (определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2005 г. № 6н-274/05). Ограничение права пенсионеров на получение гарантированной государством компенсации проезда один раз в год к месту отдыха в оздоровительное учреждение и обратно в зависимости от выбранного туроператора, ставит их в неравное положение с теми, кто отдыхает организованно по путевке «ВСК-Тур», и противоречит ст. 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащих», истец имел право приобрести путевки по льготной цене, через «ВСК-Тур», но практически это сделать не реально. Поэтому путевки были приобретены полностью за счет личных денежных средств в туристической компании ФИО8. В стоимость путевок был включен проезд до места отдыха и обратно. Истец указал, что он не просил ответчика выплатить компенсацию за путёвки в соответствии со ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащих». Его просьба была об оплате проезда, на что члены моей семьи имеют право в соответствии со ст.20 п.5 ФЗ «О статусе военнослужащих». Это два отдельных права, и не использование одного не должно исключать или ограничивать другое. С заключением Военного комиссариата о том, что данная поездка не является поездкой в оздоровительное учреждение истец не согласен, так как предоставление проживания в курортной гостинице (отеле) ------ по путёвке на оздоровительный тур (в соответствии с кодом ОКУН 061201), (расшифровку кодов Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93(ОКУН), принятого и введённого постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163, что подтверждается туристической путевкой № выданной туристической компанией ФИО8 (документ прилагается), по его мнению, относится к услугам, оказываемым оздоровительными учреждениями. То, что гостиницы (отели) могут являться оздоровительными учреждениями, подтверждается Директивой Первого заместителя Министра обороны РФ от 08.04.2002г. № 205/2/146, в п. 4 которой содержится указание на осуществление оплату отдыха за границей на объектах оздоровительного назначения гостиничного типа.В Письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 ноября 2007 г. N 32262/МЗ-14 указано, что оздоровительные организации в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, введенным в действие Постановлением Госстандарта от 06.11.2001 N 454-ст, могут быть созданы в виде пансионатов, домов отдыха, заповедников, спортивно-оздоровительных организаций и иных формах, которые не относятся к организациям здравоохранения, осуществляющим свою деятельность на основании лицензии на медицинскую деятельность. В связи с тем, что при поездке на курорт истец не получал воинские перевозочные документы, а билеты приобретены за счет личных денежных средств, исходя из анализа приведённых выше правовых норм, можно сделать вывод, что ему положено возмещение расходов на оплату проезда при следовании дочери в оздоровительное учреждение и обратно по фактически произведенным затратам.

В ходе производства по делу истец требования уточнил и просил суд признать отказ Военного комиссариата Чувашской Республики в оплате стоимости проезда неправомерным и взыскать с ответчика в его пользу понесенные расходы по оплате проезда дочери в сумме ------ руб.

В судебном заседании истец свои требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что поскольку его дочь Кудрявцева А. С. является студенткой ------, расходы на приобретение путевки, проезд к месту отдыха в адрес и обратно фактически понесены им, поэтому он является истцом по делу.

Представитель ответчика Военного комиссариата Чувашской Республики Ефремов А. В. исковые требования не признал, указывая на отсутствие правовых оснований для удовлетворении иска. Пояснил, что организация туристических поездок военнослужащих за границу осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, а путевка в адрес была приобретена истцом самостоятельно. Кроме того, нормативными актами Министерства обороны предусмотрена оплата проезда совершеннолетних детей военнослужащих лишь к месту санаторно-курортного лечения и обратно, а оздоровление детей военнослужащих в возрасте от 6 до 16 лет осуществляется в оздоровительных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации.

Третье лицо Кудрявцева А. С. в судебное заседание не явилась.

Суд, заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Материалами гражданского дела установлено, что истец как офицер, уволенный по возрасту из Вооруженных Сил Российской Федерации, состоит на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Чувашской Республики.

Как видно из представленных документов, дочь истца Кудрявцева А. С., являющаяся студенткой ФИО7, по приобретенной ею в ФИО8 туристической путевке выезжала в адрес в адрес, отель ------ в период с дата по дата.

Стоимость проезда в соответствии с данными справки о стоимости авиаперелета ( л.д. 13) и железнодорожными билетами (л.д,7) составляет: ------ руб. (стоимость авиаперелета ------); ------ руб. (стоимость железнодорожных билетов ------), ------ руб. (стоимость железнодорожных билетов ------), всего ------ руб.

В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и члены их семей не более одного раза в год обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

В соответствии с п. 5 ст. 20 названного закона указанные выше офицеры имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения,

В соответствии с п. 9 названной статьи расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы закона Правительством Российской Федерации было издано постановление от 20 апреля 2000 года № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества», которым закреплено возмещение Министерством обороны РФ расходов, связанных с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом офицеров, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более независимо от основания увольнения, - на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год), а также членов их семей при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год).

Министром обороны РФ издан приказ № 300 от 8 июня 2000 года, которым военным комиссарам предписано возмещать военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества, расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозу в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей (близких родственников).

Организация туристских поездок за границу военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ осуществляется в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 3 октября 2001 года № 405. Данным приказом компетентным должностным лицам министерства обороны, в том числе, военным комиссарам, предписано обеспечить организацию туристских поездок за границу военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, офицеров, прапорщиков, мичманов, уволенных с военной службы, членов их семей и курсантов военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на организованный отдых на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации по льготной оплате стоимости путевок, а также лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации через туристические организации. Начальнику тыла Вооруженных Сил Российской Федерации предписано до 1 декабря 2009 года обеспечить до 1 декабря определение туристических организаций, оказывающих услуги по направлению в туристские поездки за границу лиц, имеющих на это право, утверждать ежегодно план зарубежных туристских поездок таких лиц, и план распределения туристских путевок для поездок за границу между видами Вооруженных Сил Российской Федерации, военными округами, флотами, родами войск, главными и центральными управлениями Министерства обороны Российской Федерации; представлять совместно с заместителем Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе ежегодно в декабре текущего года предложения о программе зарубежных туристских поездок личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в наступающем году и объеме финансовых средств, необходимых для реализации этой программы.

Из анализа изложенного приказа следует, что выезд в туристические поездки за границу лиц, имеющих на это право в соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» должен быть организован структурами Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с программами зарубежных туристических поездок и в пределах выделенных на эти цели бюджетных средств.

Однако, как следует из объяснений сторон, путевка на отдых дочери истцом была приобретена самостоятельно и агентство ФИО8 где была приобретена путевка, не относится к туристским организациям, участвующим в реализации программы зарубежных туристских поездок личного состава Вооруженных Сил РФ.

Критерием отнесения приобретаемой путевки к подпадающей под действие ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» по смыслу указанной нормы является её направленность на оздоровление - то есть, учреждение, в которое направляется военнослужащий или член его семьи, должно являться санаторно-курортным либо оздоровительным, либо иметь смешанный профиль деятельности.

Однако истцом суду не предоставлено доказательств того, что путевка в туристский отель ------ кроме проживания и питания предусматривала какие-либо лечебно-оздоровительные программы.

Ссылка истца на то, что путевка, по которой выезжала в адрес его дочь, является оздоровительной в соответствии с кодом ОКУД 061201, Письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 ноября 2007 г. N 32262/МЗ-14 не может быть принята во внимание, поскольку вышеназванный отель находится на территории другого государства, где Постановление Госстандарта РФ от 28.06.1993 года № 163 об утверждении Общероссийского классификатора услуг населению и другие нормативные акты Российской Федерации, в соответствии с положениями ст. 4 Конституции Российской Федерации не действуют.

Кроме того, само по себе название «оздоровительный тур» не свидетельствует о наличии в составе этого туристического продукта лечебно-оздоровительных программ и мероприятий.

В соответствии с Приказом Минобороны Российской Федерации от 11 июня 2009 года № 500 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации отдыха и оздоровления детей в детских оздоровительных лагерях и пансионатах Министерства обороны Российской Федерации» организуется отдых детей военнослужащих от 6 до 16 лет и их оздоровление в детских оздоровительных лагерях и пансионатах Министерства обороны Российской Федерации. Совершеннолетним же детям военнослужащих такое право не предоставлено.

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Кудрявцева Сергея Анатольевича к Военному комиссариату Чувашской Республики о признании отказа Военного комиссариата Чувашской Республики в оплате стоимости проезда незаконным и взыскании расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха отказать в полном объеме.

На решение может быть подана кассационная жалоба или кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Чебоксары.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 16.02.2011 года

Председательствующий судья Шопина Е. В.