Дело №2-221/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 февраля 2011 г. г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кудряшовой Н.Н.,
при секретаре Заливиной Н.В.,
с участием представителя истца Коваленко О.И.,
представителя ответчика Перовой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаева Бориса Ивановича к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании незаконным действий по отнесению его к категории инвалидов боевых действий иотказу по включению в списки граждан, пользующихся правом на льготы и преимущества, установленные для инвалидов Отечественной войны, в части обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, ив обязании предоставить все меры социальной поддержки, установленные для инвалидов Отечественной войны,
у с т а н о в и л :
Николаев Б.И., ссылаясь на ФЗ «О ветеранах» и Постановление Совмина СССР от 23.02.1981 №209 «Об утверждении Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих», окончательно уточнив свои требования 21 января 2011 г., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития ЧР о признании незаконным действий по отнесению его к категории инвалидов боевых действий, умаляющим право на льготы и преимущества, установленные законодательством для инвалидов Отечественной войны, а также отказ по включению его в списки граждан, пользующихся правом на льготы и преимущества, установленные для инвалидов Отечественной войны, в части обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, и в обязании предоставить все меры социальной поддержки, установленные для инвалидов Отечественной войны. (л.д.3-4, 94).
В обоснование своих требований истец указал, что из письменных ответов от 26 марта и 6 мая 2010 г. ему стало известно, что Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики его причисляет к категории инвалидов боевых действий, а не к категории инвалидов Великой Отечественной войны, размер социальных выплат которых различен и рассчитывается исходя из средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по ЧР: 36 кв.м- для инвалидов ВОВ и 18 кв.м- для инвалидов боевых действий. Считает, что ответчик этим ухудшает его положение, так как согласно удостоверению сер.Р №207419, выданному 19 августа 1999 г. отделом социальной защиты Калининского района г.Чебоксары, он имеет право на льготы и преимущества, установленные для инвалидов ВОВ. 2 июня 1988 г. при исполнении воинской обязанности он получил ------ и с этого времени является инвалидом 1 группы, пользуется правом на льготы и преимущества, установленные для инвалидов ВОВ, доказательством чего служит свидетельство о болезни №173/х от 30 декабря 1988 г., выданное ------ Ранее, в 1989 г. Красноармейским районным отделом соцобеспечения ЧР ему выдавалось удостоверение сер.1-А №328351 после выписки из госпиталя. С 1996 г. ему установлена 1 группа инвалидности бессрочно. 14 мая 2010 г. он обратился к ответчику с просьбой внести его в списки инвалидов ВОВ, имеющих право на получение мер социальной поддержки в части обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Ответчик не отказывает его включить в сводный список граждан, имеющих право на обеспечение жильем, но включает в ненадлежащий список категории инвалидов, умаляя его право на жилье, поскольку размер выплат инвалидам боевых действий другой.
В судебное заседание Николаев Б.И., извещенный надлежащим образом, не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Его представитель Коваленко О.И. поддержала требования истца по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду пояснила, что Николаев Б.И. состоит в очереди на улучшение жилищных условий с составом семьи из 3 человек, куда входит его жена- ------ - инвалид 2 группы и сын ------ года рождения, в связи с чем обратился к ответчику с заявлением о разъяснении о том, какие меры социальной поддержки ему положены в части обеспечения жильем. Он получил разъяснение, что имеет право на меры социальной поддержки из расчета 18 кв.м. общей площади жилья на себя, как на ветерана боевых действий, около ------ руб.. В 2008 г. Николаеву Б.И. предложили указанную сумму, а о праве на других членов семьи и на дополнительную площадь не разъяснили. Николаев Б.И. отказался от данной выплаты, так как она не соответствует тому размеру, который должны были ему предложить как инвалиду ВОВ.
Представитель ответчика Перова Н.Г. требования истца не признала по тем основаниям, что меры социальной поддержки в части обеспечения жильем, установленные для участников ВОВ на инвалидов боевых действий не распространяются, в связи с чем включить Николаева Б.И. в списки инвалидов ВОВ невозможно. Постановление Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. № 209 «Об утверждении положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих» с принятием ФЗ «О ветеранах» может применяться лишь в части, не противоречащей данному ФЗ. Николаев Б.И. включен в Список очередников, имеющих право на выплату на строительство либо приобретение жилого помещения в разделе II, в котором учитываются граждане имеющие право на выплату в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», за исключением лиц имеющих право на указанную меру соцподдержки в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714. Для получения единовременной денежной выплаты гражданин в срок, устанавливаемый Минздравсоцразвития Чувашии, должен подать к ним через территориальный орган заявление по форме согласно приложению к Порядку. После чего, в пределах выделенных средств, с учетом очередности, установленной сводным списком, оформляется свидетельство, которое передается территориальным органам для вручения. Николаев Б.И. в территориальный орган Министерства - Отдел социальной защиты населения Калининского района г.Чебоксары с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты не обращался, соответственно, ему не было отказано в ее предоставлении. Спор возник в связи с изменениями в ФЗ «О ветеранах» от 29 июня 2009 года №135-ФЗ в части обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года. Ранее в части обеспечения жильем не было разделения на категории - инвалиды ВОВ и инвалиды боевых действий, в законе не было указания на то, сколько квадратных метров предоставляется инвалидам ВОВ. Николаев Б.И. относится к категории инвалидов боевых действий. Разделение на группы произошло в связи с изданием Указа Президента РФ №714 от 7 мая 2008 г., которым для приравненных к инвалидам войны лицам установлена норма предоставления 18 кв.м., а для инвалидов ВОВ увеличена до 36 кв.м. Таким образом, ухудшение положения Николаева Б.И. не произошло, так как и ранее он не имел права на предоставление в 36 кв.м. В случае, если Николаев Б.И. предоставит справку об инвалидности на супругу, то субсидия будет начислена исходя из 36 кв.м., а так как он имеет право на дополнительную площадь, ему полагается субсидия около ------ руб., а всего субсидия будет составлять около ------ рублей. Сводный список касается только жилья, а о предоставлении остальных льгот федеральный регистр вел ГУ РО ФСС по ЧР, который с 1 января 2011 г. передал эти полномочия Минздравсоцразвития Чувашии. В соответствии с данным регистром инвалиды обеспечиваются средствами реабилитации, путевками и другими льготами.
Представитель третьего лица- Министерства здравоохранения и социального развития РФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия. Из поступившего отзыва на исковое заявление следует, что Николаев Б.И. относится к категории инвалидов боевых действий, в связи с чем размер предоставляемой ему субсидии для приобретения жилого помещения, должен рассчитываться исходя из норматива 18 кв.м общей жилой площади.
Третье лицо- ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской республике-Чувашии», извещенное надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не выделило, направило заявление о рассмотрении дела без их участия.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
Из приложенных истцом к исковому заявлению письменных ответов Минздравсоцразвития ЧР от 26 марта и 6 мая 2010 г. видно, что Николаеву Б.И. были даны разъяснения по вопросу улучшения жилищных условий со ссылкой на п.3 ст.4 ФЗ «О ветеранах» о том, что военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, имеют право на меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам боевых действий. Также указано, что на основании сведений, представленных администрацией Калининского района г.Чебоксары, Николаев Б.И. включен в республиканский список граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки в части обеспечения жильем за счет федерального бюджета и в настоящее время отделом социальной защиты населения Калининского района г.Чебоксары он приглашен для оформления заявления о получении свидетельства на эту выплату. Кроме того, истец информирован о том, что меры социальной поддержки в части обеспечения жильем, установленные для участников ВОВ, на инвалидов боевых действий не распространяется (л.д.15, 22).
Из искового заявления Николаева Б.И. и пояснений его представителя в суде следует, что истцом оспариваются вышеуказанные действия (ответы) ответчика, поскольку при реализации права на жилье его относят к категории инвалидов боевых действий. Он полагает, что имеет право на льготы и преимущества, установленные для инвалидов ВОВ при реализации права на жилище за счете средств федерального бюджета. Целью его обращения в суд является реализация права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как инвалида ВОВ.
Ранее судом не разрешались исковые требования Николаева Б.И. к Минздравсоцразвития ЧР, на которое возложено формирование сводного списка граждан - получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем, в связи с чем данное исковое заявление принято к рассмотрению.
Судом установлено, что вышеуказанные действия (ответы) не нарушают права истца и они соответствует закону.
Так, из дела освидетельствования в бюро МСЭ и учетного дела, находящегося в администрации Калининского района г.Чебоксары, следует, что 2 июня 1988 г., около 13 час., во время работы в котловане младший сержант Николаев Б.И., ------ года рождения, проходивший службу в Вооруженных силах СССР, был придавлен осыпавшимся грунтом и после госпитализации в ------ ему поставлен диагноз: ------ Согласно сведениям, указанным в направлении на медико-социальную экспертизу от 9 марта 2007 г., Николаев Б.И. находится на инвалидности с 1989 г., а согласно справке ВТЭК сер.ВТЭ-276 от 6 декабря 1996 г. он является инвалидом 1 группы вследствие травмы, полученной при исполнении обязанностей военной службы, без срока переосвидетельствования (бессрочно) (л.д.16-17, 21-22).
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары от 25 августа 2010 г. заявление Николаева Б.И. удовлетворено, на администрацию г.Чебоксары возложена обязанность по предоставлению его семье из 3-х человек, в том числе его супруге- ------ и сыну ------ жилое помещение по договору социального найма на основании ФЗ «О ветеранах» за счет денежных средств, выделяемых из федерального бюджета в виде субвенций.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда ЧР от 10 ноября 2010 г. резолютивная часть указанного решения изменена, на администрацию г.Чебоксары возложена обязанность по предоставлению Николаеву Б.И. жилого помещения только на самого себя с учетом права на дополнительную жилую площадь по договору социального найма на основании ФЗ «О ветеранах» в размере не менее 54 кв.м. В удовлетворении требований о предоставлении жилого помещения с учетом членов его семьи ------ отказано.
Судом установлено, что Николаев Б.И. со своей семьей проживал в комнате общежития, состоял на учете в администрации Московского района г.Чебоксары в льготном списке «Инвалиды Великой Отечественной войны». Постановлением администрации Московского района г.Чебоксары №1494 от 13 ноября 1997 г. ему как, инвалиду 1 группы, приравненному к инвалидам ВОВ, была предоставлена 4-комнатная квартира, общей площадью 79,6 кв.м ------ на семью из 4 человек и выдан ордер, в который вошли: сам Николаев Б.И., сестра Коваленко О.И., зять ------ племянница ------ Как следует из свидетельства о заключении брака и свидетельства об установлении отцовства, ------ истец зарегистрировал брак с гр.------ ------ ------. 1 декабря 2000 г. состав семьи истца увеличился до 7 человек: Николаев Б.И., его жена ------ брат ------., сын ------ сестра Коваленко О.И., зять ------., племянница ------., после чего, 9 января 2001 г., Николаев Б.И. обратился в администрацию Калининского района г.Чебоксары с заявлением о постановке его на учет на получение жилья. Его заявление было удовлетворено и он был поставлен на учет на получение жилья в общий список и в льготный список на получение жилого помещения: «Инвалиды Великой Отечественной войны» и «Инвалиды ВОВ 1 группы» (л.д.105-126).
При рассмотрении требований к Минздравсоцразвития Чувашии представитель истца Коваленко О.И. суду уточнила, что, несмотря на принятое судом решение о предоставлении Николаеву Б.И. жилого помещения по договору социального найма, он намерен обратиться к ответчику с заявлением о выделении ему денег на приобретение жилья как инвалиду ВОВ, но в связи с тем, что он состоит в сводном списке как инвалид боевых действий, требует, чтобы его включили в другой список- для инвалидов ВОВ.
Данное требование противоречит положениям ФЗ от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Так, в соответствии со ст.4 ФЗ «О ветеранах» к инвалидам ВОВ и инвалидам боевых действий относятся военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ВОВ, военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в данном ФЗ.
Согласно Приложению к ФЗ «О ветеранах»- «Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации» Великая Отечественная война происходила в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г..
Таким образом, для признания лица инвалидом ВОВ необходимо установление факта получения им травмы в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.. Истец получил травму 2 июня 1988 г., в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания его инвалидом ВОВ.
Ссылка же истца на наличие у него удостоверения, в котором указывается, что он имеет право на льготы, установленные для инвалидов ВОВ, не является основанием для отнесения его к категории инвалидов ВОВ.
Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 26 мая 1975 г. №126 утверждена единая форма удостоверения инвалида Отечественной войны и утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений инвалидов Отечественной войны.
Согласно п.2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений инвалидов Отечественной войны, удостоверение инвалида ВОВ выдается также военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы. На правой внутренней стороне единой формы удостоверения указывается, что предъявитель удостоверения имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для инвалидов Отечественной войны.
Факт выдачи истцу удостоверения единого образца истец подтверждает, а ответчиком не оспаривается.
В соответствии с п.2.15 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных ФЗ «О ветеранах», утвержденной постановлением Минтруда России от 11 октября 2000 г. № 69, права и льготы, установленные ФЗ «О ветеранах», предоставляются инвалидам боевых действий на основании удостоверения инвалида о праве на льготы, выданного в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. № 209 «Об утверждении положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих», содержащего отсылочную норму к постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 26 мая 1975 г. № 126.
Согласно ст.14 ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего закона. Инвалиды ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Инвалиды ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии со ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется исходя из того, что инвалиды ВОВ обеспечиваются жильем из расчета 36 кв.м. общей площади, инвалиды боевых действий - 18 кв.м. общей площади.
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства РФ от 15 октября 2005 г. № 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Согласно п.3 Правил субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерством регионального развития РФ.
Таким образом, главным распорядителем средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение жильем инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий, является Министерство регионального развития РФ.
Согласно п.5 Правил форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 ноября 2007 г. №289 утвержден Порядок предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно п.1.6 которого размер единовременной денежной выплаты рассчитывается для инвалидов ВОВ исходя из норматива 36 кв.м. общей площади жилого помещения, для инвалидов боевых действий - 18 кв.м.
Из выписки из сводного списка граждан-получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вставших на учет в органах местного самоуправления ЧР до 1 января 2005 г. (по состоянию на 1 января 2011 г.), который ведется ответчиком в электронном виде, следует, что Николаев Б.И. с 9 января 2001 г. состоит в этом списке как инвалид боевых действий (л.д.88)..
Судом установлено, что ни на период обращения в суд с данным иском (на 28 октября 2010 г.), ни в настоящее время, истец не обращался к ответчику с заявлением о предоставлении ему единовременной денежной выплаты. Данное обстоятельство истцом не оспаривается. Наоборот, из исследованного судом решения Ленинского районного суда от 25 августа 2010 г., проверенного в кассационном порядке по жалобе истца и вступившего в законную силу 10 ноября 2010 г. следует, что его требования об обязании администрации города предоставить жилье по договору социального найма удовлетворены в размере не менее 54 кв.м за счет денежных средств, выделяемых из федерального бюджета в виде субвенций.
Истец, как вставший на учет на получение жилого помещения до 1 января 2005 года, в соответствии со ст.ст.14, п.1 и п.3.1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» вправе избрать в качестве способа улучшения своих жилищных условий вместо получения единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения получение жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, в удовлетворении требований истца следует отказать в полном объеме. В связи с тем, что требование истца об обязании предоставить меры социальной поддержки, установленные для инвалидов Отечественной войны, как это следует из искового заявления, по существу являются требованием о включении его в сводный список инвалидов ВОВ и связано с правом на объем единовременной денежной выплаты, установленной для инвалидов ВОВ, в удовлетворении данного требования также следует отказать. При этом из пояснений представителя истца судом установлено, что с каким-либо конкретным требованием о предоставлении других мер социальной поддержки истец к ответчику не обращался.
Согласно ч.3 чт.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, оснований выйти за пределы заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Николаева Бориса Ивановича о признании незаконным действий по отнесению его к категории инвалидов боевых действий и отказу по включению в списки граждан, пользующихся правом на льготы и преимущества, установленные для инвалидов Отечественной войны, в части обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, а также в обязании предоставить меры социальной поддержки, установленные для инвалидов Отечественной войны, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г.Чебоксары в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, начиная с 21 февраля 2011 г.
Судья:
Мотивированное решение составлено 18 февраля 2011 г.
Решение не вступило в законную силу.