решение по делу



Дело № 2-1124/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 февраля 2011 г. г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кудряшовой Н.Н.,

при секретаре Лукиной Т.П.,

с участием заявителя Сохибова М.Р.,

его представителя Николаевой Г.П.,

представителя заинтересованного лица Ануфриевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сохибова Мансуржона Рустамовича об отмене решения УФМС РФ по Чувашской Республике о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации и обязании поставить на миграционный учет,

у с т а н о в и л :

Сохибов М.Р., ссылаясь на ст.ст.5 и 20 ФЗ от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и п.4 ст. 26 ФЗ от 15 августа 2008 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», обратился в суд с заявлением об отмене решения УФМС РФ по ЧР о неразрешении ему въезда на территорию РФ до 26 января 2012 г. и об обязании поставить на миграционный учет.

В обоснование своего заявления Сохибов М.Р. указал, что 19 января 2011 г. начальник отдела УФМС РФ по ЧР в Ленинском районе г.Чебоксары в устной форме объявил ему о неразрешении въезда на территорию РФ, мотивируя тем, что он два и более раза в течение трёх лет привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения на территории РФ. Такое решение считает незаконным, так как он, являясь гражданином ------, 17 января 2011 г. на законном основании пересек государственную границу РФ, а 19 января 2011 г. прибыл в г.Чебоксары с целью получения работы, что подтверждается миграционной картой, оформленной при пересечении границы. 19 января 2011 г. подошел в отдел УФМС РФ по ЧР в Ленинском районе г.Чебоксары, чтобы зарегистрироваться по месту пребывания, но ему объявили о неразрешении въезда на территорию РФ до 26 января 2012 г. и сократили срок пребывания в России до 5 февраля 2011 г., не поставив на миграционный учет. Ранее он прибыл в Россию в 2008 году с целью трудоустройства, зарегистрировавшись по месту временного пребывания в г.Чебоксары до 26 февраля 2009 г. и получил в установленном законом порядке разрешение на работу до 15 апреля 2009 г.. В январе 2009 г. должностным лицом ОИК УФМС РФ по ЧР в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ за проживание без регистрации по месту временного пребывания с 26 февраля до 1 апреля 2009 г. и вынесено постановление о назначении наказания в виде штрафа в размере 2 000 руб., о возможности обжалования которого ему никто не разъяснил. Штраф им был также оплачен. Административное наказание в виде выдворения за пределы РФ к нему не применяли. После уплаты штрафа ему продлили разрешение на работу и регистрацию по месту временного пребывания до 24 ноября 2009 г.. Повторно прибыл в г.Чебоксары 12 января 2010 г., зарегистрировавшись по месту временного пребывания до 12 апреля 2010 г. и получив в отделе УФМС России по ЧР в Ленинском районе г.Чебоксары разрешение на работу до 11 января 2011 г., а затем и регистрацию по месту временного пребывания также до 11 января 2011 г.. Таким образом, после привлечения к административной ответственности в январе и в апреле 2009 г. и оплаты штрафов по 2000 руб., он продолжал пребывать и работать в г.Чебоксары. При этом, ОУФМС не предъявлял к нему никаких претензий по поводу въезда и нахождения на территории РФ. Положения п.4 ст.26 ФЗ от 15. 08.1996 г. №114-ФЗ предусматривают возможность неразрешения въезда иностранному гражданину, но не утверждают. Исчерпывающий же перечень оснований для неразрешения въезда в РФ иностранному гражданину указан в ст.27 ФЗ РФ от 15.08.1996 г. №114-ФЗ.

В судебном заседании Сохибов М.Р. поддержал свое заявление, дополнив суду о том, что он вместе со своей семьей: ------, постоянно проживает в ------ В г.Чебоксары периодически приезжает на работу к ------ занимающемуся ------, где работает ------. 19 января 2011 г. прибыл по месту временного пребывания в ------ В январе 2009 г. он привлекался к административной ответственности за то, что сотрудники миграционной службы его обнаружили проживающим в цеху по месту работы, а не по месту регистрации- ------, а в апреле 2009 г. был привлечен потому, что не приняли к сведению его уведомление о регистрации по месту пребывания, направленное по почте. Разрешение же на работу ему выдавалось с 19 мая 2008 г. по 15 апреля 2009 г. (первый срок), затем оно было выдано на период с 4 февраля 2010 г. по 10 января 2011 г..

Представитель Николаева Г.П. поддержала заявление Сохибова М.Р., суду пояснила, что он родился на территории СССР, а после его распада был вынужден искать работу на территории РФ. В апреле 2009 г. заявитель привлекался к административной ответственности не за грубое правонарушение, а в силу незнания законодательства РФ, ошибочно продлив свою регистрацию путем уведомления о своем пребывании территориальный орган УФМС заказным письмом посредством почтовой связи. Считает, что миграционная служба, получив по почте уведомление о его регистрации, должны были его вызвать и указать на ошибочность такой формы уведомления о регистрации. Также полагает, что запрет на въезд в РФ в отношении Сохибова М.Р. принят ОУФМС РФ по ЧР в Ленинском районе г.Чебоксары с превышением полномочий.

Представитель УФМС России по Чувашской Республике Ануфриева О.В. просила отказать в удовлетворении заявления Сохибова М.Р. по тем основаниям, что в 2009 году он дважды привлекался к административной ответственности: в январе- за проживание не по месту регистрации, а в цеху, по месту работы; в апреле- за пребывание без регистрации. Выбранный же им 5 февраля 2009 г. способ уведомления заказным письмом по почте является ошибочным. Следовало лично прибыть в ОУФМС и встать на учет по месту пребывания. Постановка на миграционный учет путем уведомления по почте возможна лишь при первичном прибытии на территорию РФ, а при получении разрешения на работу, иностранный гражданин должен был продлить регистрацию через органы УФМС. При принятии решения о закрытии въезда в РФ было установлено, что Сохибов М.Р. не имеет близких родственников на территории РФ, он был письменно уведомлен о закрытии въезда до 26 января 2012 г. и обязался выехать за пределы РФ до 5 февраля 2011 года. В соответствии с п.п.3 и 4 ст.5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. №115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в РФ. Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ принимается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и в данном случае при принятии оспариваемого решения начальник ОУФМС России по ЧР в Ленинском районе г.Чебоксары свои полномочия не превысил.

Выслушав заявителя, его представителя и представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.62 Конституции РФ иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. В интересах обеспечения общественного порядка, создания для иностранных граждан нормальных условий во время их пребывания в РФ устанавливаются определенные обязательные правила для иностранных граждан. Основными нормативными правовыми актами, устанавливающими эти правила, являются: ФЗ от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и ФЗ от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Так, согласно п.1 ст.5 ФЗ №115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы, а срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, а согласно п.5 ст.5 ФЗ №115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу либо при продлении срока действия разрешения на работу.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) и получившего разрешение на работу с соблюдением требований настоящего Федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в РФ.

Статьи 26 и 27 ФЗ №114-ФЗ от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» указывают полный перечень оснований, при которых въезд в РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается или может быть не разрешен.

В соответствии с п.4 ст.26 ФЗ №114-ФЗ, въезд в РФ иностранному гражданину может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин два и более раза в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ.

Согласно подп.6 п.6 Положения о Федеральной миграционной службе,
утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года
№ 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы», ФМС России принимает в соответствии с законодательством РФ решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранных граждан, нежелательности их пребывания, а также об установлении запрета на въезд в РФ, а согласно п.13.7 Положения об Управлении ФМС по ЧР, утвержденного приказом ФМС России от 2 декабря 2005 г. №177, территориальный орган УФМС по ЧР осуществляет в пределах своей компетенции меры по недопущению въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Решением начальника отдела УФМС России по Чувашской Республике в Ленинском районе г.Чебоксары от 19 января 2011 г., утвержденным в этот же день начальником УФМС России по ЧР, гражданину Республики Узбекистана Сохибову М.Р., 20 марта 1976 года рождения, не разрешен въезд на территорию Российской Федерации до 26 января 2012 года (на 3 года с даты вступления в законную силу первого из двух последних привлечений его к административной ответственности, т.е. с 26 января 2009 г.)

Из содержания данного решения следует, что поводом для принятия такого решения явилась проверка по учетам Автоматизированной системы центрального банка данных по учету иностранных граждан (АС ЦБДУИГ) гр.Сохибова М.Р.. Установлено, что он дважды привлекался к административной ответственности в виде штрафа в размере по 2 000 руб., а именно: 15 января 2009 г. и 1 апреля 2009 г. за совершение правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст.18.8 КоАП РФ в виде штрафа по 2 000 руб. явились единственным основанием для неразрешения ему въезда на территорию РФ.

Из исследованных материалов административных дел судом установлено следующее.

Постановлением начальника УФМС РФ по ЧР №2/92 от 15 января 2009 г. Сохибов М.Р. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ за то, что в 10 час. 15 января 2009 г. при проверке требований миграционного законодательства по адресу: ------ выявлен Сохибов М.Р., который проживал по данному адресу без регистрации.

В своем письменном объяснении от 15 января 2009 г. Сохибов М.Р. указал, что с 2004 года он работает по трудового договору у ------ в качестве ------. В декабре 2008 г., из-за того, что хозяйка квартиры, у которой он снимал жилье, стала постоянно выпивать, он попросил директора предприятия выделить ему комнату для проживания в здании по производству ------ по адресу: г------

Из представленных заинтересованным лицом и заявителем суду документов судом установлено, что на момент привлечения к административной ответственности Сохибов М.Р. был зарегистрирован на срок с 25 ноября 2008 г. по 25 февраля 2009 г. по адресу: ------. Кроме того, имел разрешение на работу по 15 апреля 2009 г., в связи с чем срок пребывания на территории РФ продлен по 15 апреля 2009 г. и установлен по адресу: ------

Таким образом, Сохибов М.Р., зарегистрированный с 25 ноября 2008 г. по 25 февраля 2009 г. по месту пребывания по адресу: ------ и имевший разрешение на работу с 19 мая 2008 г. по 15 апреля 2009 г., привлечен к административной ответственности 15 января 2009 г. за то, что он проживал не по месту своей регистрации, а по месту работы- в ------

Согласно ч.1 ст.18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в РФ, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию РФ, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в следующих действиях (бездействии): нарушение установленных правил въезда в РФ, проживание без документов на право жительства в России или проживание по недействительным документам, утрата документов, подтверждающих право на проживание, без обращения с заявлением об их утрате, несоблюдение установленных правил миграционного учета, порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении определенного для данного лица срока пребывания, а также несоблюдение правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Принимая во внимание обстоятельства привлечения Сохибова М.Р. к административной ответственности: за проживание в рабочее время ( в четверг) по месту своей работы в 10.00 час. 15 января 2009 г., а не по месту регистрации, а также учитывая содержание протокола и постановления, в которых по существу не изложена объективная сторона правонарушения и видно, что он фактически привлечен к ответственности за один день пребывания не по месту регистрации, суд приходит к выводу, что совершенное им является малозначительным.

Постановлением зам.начальника УФМС РФ по ЧР №565 от 1 апреля 2009 г. Сохибов М.Р. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ за то, что с 26 февраля до 1 апреля 2009 г. он проживал по адресу: г------, без регистрации по месту пребывания.

В своем письменном объяснении при составлении протокола об административном правонарушении 1 апреля 2009 г. Сохибов М.Р. указал, что он не мог продлить регистрацию.

Однако из представленных Сохибовым М.Р. и работодателем суду документов: миграционных карт №0310762 и №2575535, разрешений на работу иностранному гражданину сер.21 №090000191 и сер.АА №100000052, уведомлений о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, а также из представленного заинтересованным лицом дела №1/11 о неразрешении въезда в РФ, судом установлено, что Сохибовым М.Р. совершен въезд на территорию РФ 25 ноября 2008 г., после чего он был поставлен на учет по месту пребывания и, в соответствии с п.1 ст.5 ФЗ №115-ФЗ, имел право на законном основании пребывать на территории РФ по 25 февраля 2009 г..

Уведомление о прибытии Сохибова М.Р. по адресу: ------, представлено и принято ОУФМС 25 ноября 2008 г. на срок по 25 февраля 2009 г..

Ранее, 19 мая 2008 г., Сохибовым М.Р. было получено разрешение на трудовую деятельность в качестве ------ на территории Чувашской Республики сер.21 №08000805 на срок по 15 апреля 2009 г..

5 февраля 2009 г. принимающая сторона представила уведомление в ОУФМС, направив его почтовым отправлением через почтовое отделение №31 г.Чебоксары (имеется штамп почтового отделения на уведомлении) о прибытии иностранного гражданина до 25 ноября 2009 г. в место прибывания по адресу: ------

Заявитель уточнил суду, что данное уведомление направлено им лично по почте 5 февраля 2009 г., так как 26 февраля 2009 г. у него истекал срок регистрации.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в РФ, транзитным проездом через территорию РФ, передвижением по территории РФ при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах РФ либо выездом из РФ.

Согласно ст.20 ФЗ №109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего ФЗ, непосредственно данным иностранным гражданином, не позднее трех рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в РФ.

В соответствии со ст.22 ФЗ №109-ФЗ постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей. Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания иностранный гражданин: а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность, а также миграционную карту; б) после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи.

Принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 настоящего Федерального закона: а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением; б) передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.

При наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть в установленном порядке представлено в орган миграционного учета непосредственно указанным иностранным гражданином.(в ред. ФЗ от 19.07.2009 №199-ФЗ). В редакции, действовавшей на 1 апреля 2009 г., указанное уведомление должно было быть в установленном порядке принято органом миграционного учета непосредственно от указанного иностранного гражданина.

Подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета, гостиницей или организацией федеральной почтовой связи.

Таким образом, доводы представителя заинтересованного лица о необходимости личного представления уведомления в орган миграционного учета Сохибовым М.Р., а не путем почтового отправления, как это было направлено им, является обоснованным.

Судом установлено, что 1 апреля 2009 г. Сохибов М.Р. обратился в ОУФМС по Ленинскому району г.Чебоксары по поводу продления срока действия разрешения на работу, которое заканчивалось 15 апреля 2009 г., которое, как это следует из трудового договора №5, было продлено до 25 ноября 2009 г. после составления протокола и привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 2 000 руб.

Других сведений о привлечении Сохибова М.Р. к административной ответственности за последние три года не имеется. 4 февраля 2010 г. он получил разрешение на трудовую деятельность в РФ до 10 января 2011 г.. Как следует из миграционной карты сер.53 10 №0320255, Сохибов М.Р. прибыл в РФ 17 января 2001 г., однако 19 января 2011 г. ему не разрешен въезд в РФ на основании п.4 ст.26 ФЗ от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ.

Суд приходит к выводу, что с учетом личности Сохибова М.Р. и обстоятельств совершения им административных правонарушений около 2-х лет тому назад, решение начальника отдела УФМС России по ЧР в Ленинском районе г.Чебоксары от 19 января 2011 г., утвержденное начальником УФМС России по ЧР, о неразрешении въезда на территорию РФ до 26 января 2012 г., является преждевременным, его следует поставить на миграционный учет по месту пребывания.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление Сохибова Мансуржона Рустамовича удовлетворить.

Отменить решение начальника отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Чувашской Республике в Ленинском районе г.Чебоксары от 19 января 2011 г., утвержденное начальником УФМС России по Чувашской Республике, о неразрешении въезда Сохибову Мансуржону Рустамовичу на территорию Российской Федерации до 26 января 2012 г., обязав поставить его на миграционный учет по месту пребывания.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Чебоксары с момента составления мотивированного решения, начиная с 18 февраля 2011 г.

Судья

Мотивированное решение составлено 17 февраля 2011 г.

Решение не вступило в законную силу.