Дело №2-829/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 февраля 2011 года г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кудряшовой Н.Н.,
при секретаре Лукиной Т.П.,
с участием пом.прокурора Мадюшкиной Н.А.,
ответчика ИП Салмина А.П. и его представителя Дубикова В.Г.,
представителя третьего лица Аликова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района г.Чебоксары в защиту неопределенного круга лиц к индивидуальным предпринимателям: Салмину Алексею Петровичу, Пласкину Владиславу Петровичу, Филипповой Ольге Михайловне, Васильеву Юрию Владимировичу, Катанаеву Виктору Михайловичу, Селивестрову Юрию Викторовичу, Карпеевой Аиде Андреевне, Морозову Дмитрию Николаевичу, Федотову Алексею Валерьевичу, Васильеву Александру Михайловичу, Рыбакову Сергею Вячеславовичу о признании организации ИП Салминым А.П. перевозок пассажиров автомобильным транспортом на заказном маршруте №332к «Чебоксары-Новочебоксарск» незаконной и обязании индивидуальных предпринимателей Пласкина В.П., Филипповой О.М., Васильева Ю.В., Катанаева В.М., Селивестрова Ю.В., Карпеевой А.А., Морозова Д.Н., Федотова А.В., Васильева А.М., Рыбакова С.В., прекратить деятельность по организации и перевозке пассажиров и багажа на заказном автобусном маршруте №332к «Чебоксары - Новочебоксарск»,
у с т а н о в и л :
Прокурор Калининского района г.Чебоксары, ссылаясь на ст.45 ГПК РФ, п.7 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1, 4, 7 Закона ЧР от 29.12.2003 г. №48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике», п.п.4.14, 4.6, 5.2, 5.12, 5.16 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. №32, п.п.2.1, 2.4, 2.5 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, утв. постановлением Кабинета Министров ЧР от 15.04.2005 г. №96, ч.ч.1, 5 ст.27 ФЗ от 08.11.2007 г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ИП Салмину А.П. о признании организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом на заказном маршруте №332к «Чебоксары-Новочебоксарск» незаконной и обязании индивидуальных предпринимателей Пласкина В.П., Филипповой О.М., Васильева Ю.В., Катанаева В.М., Селивестрова Ю.В., Карпеева А.А., Морозова Д.Н., Федотова А.В., Васильева А.М., Рыбакова С.В. прекратить деятельность по организации и перевозке пассажиров и багажа на заказном автобусном маршруте №332к «Чебоксары - Новочебоксарск».
В обоснование своих требований прокурор указал, что по договору на оказание посреднических услуг фрахтователю по предоставлению агентом фрахтователя ИП Павловым А.Н. посадочных мест в автобусе, организацию заказных перевозок на маршруте №332к «Чебоксары (Контур) -Новочебоксарск» осуществляет ИП Салмин А.П. в соответствии с наряд - заказами, оформляемыми фрахтовщиком и субфрахтовщиками (лицензированными перевозчиками). В свою очередь, ИП Павловым А.Н. (фрахтователем), заключен договор №5 от 01 ноября 2009г с ИП Пласкиным В.П. (субагентом фрахтователя) о совместной деятельности на удовлетворение потребностей фрахтователей в получении посреднических услуг на оформление заказа на предоставление посадочного места в автобусе, зафрахтованном агентом фрахтователя через генерального фрахтовщика для выполнения пассажирских перевозок на заказном маршруте «Чебоксары (Контур)-Новочебоксарск». По условиям договора субагент фрахтователя представляет интересы агента фрахтователя непосредственно в пути следования автобуса, привлеченного на заказной маршрут, путем оформления посадочного талона по требованию фрахтователей в салоне автобуса. Указывается, что аналогичные договоры агентом фрахтователя Павловым А.Н. заключены с остальными ответчиками: ИП Филипповой О.М., ИП Васильевым Ю.В., ИП Катанаевым В.М., ИП Селивестровым Ю.В., ИП Карпеевой А.А., ИП Морозовым Д.Н., ИП Федотовым А.В., ИП Васильевым А.М., ИП Рыбаковым С.В.. Из пояснений ИП Салмина А.П. прокурором установлено, что перевозка пассажиров по вышеуказанному заказному автобусному маршруту организована в соответствии с заказ-нарядами на предоставление транспортного средства при участии субагентов фрахтователя, а в ходе проверки установлено, что ИП Салмин А.П., как организатор перевозок, и индивидуальные предприниматели, привлеченные на договорной основе к осуществлению пассажирских перевозок, не имеют документов, подтверждающих надлежащую организацию маршрута, а именно, ответчиками деятельность по перевозке пассажиров на автомобильном транспорте осуществляется по маршруту №332к без утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики паспорта автобусного маршрута, схемы и расписания движения маршрутов. Салминым А.П., как организатором маршрута, и остальными ответчиками, как индивидуальными предпринимателями, не согласована с администрацией г.Чебоксары схема опасных участков заказного маршрута. Кроме того, маршрут организован без разрешения Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР, фамилии ответственных за перевозки не вносятся в путевой лист. Заказчиками не обеспечивается: подбор руководителей групп и инструктаж по вопросам безопасности движения, проведение инструктажа туристов о правилах поведения в пути следования и пользования автобусом, руководителей групп списком пассажиров, заверенным заказчиком, копией уведомления Государственной автомобильной инспекции о перевозке детей, водителей - местами отдыха в гостинице (отдельной комнатой при размещении группы в частном секторе), стоянку автобуса в условиях, обеспечивающих его сохранность, возможность технического обслуживания автобуса, подготовке его к обратному рейсу. Договора на оказание транспортных услуг, заключенные между индивидуальными предпринимателями, являющимися заказчиками перевозок (ИП Салминым А.П.) и индивидуальными предпринимателями-перевозчиками (владельцами автобусов) отсутствуют. Каких-либо документов, свидетельствующих о заказном характере перевозок, а также документов, подтверждающих их оплату пассажирами, в ходе проверки не представлено. Поскольку, исходя из смысла ч.5 ст.27 ФЗ РФ №259-ФЗ, в случае, если договором фрахтования предусматривается предоставление транспортных услуг для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы не допускается, а ответчиками взимается плата за перевозку. Также указывается, что в нарушение ст.ст. 27, 37 ФЗ от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», п.п. 93,94,95,97 Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. №112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», договора фрахтования (наряд-заказы) транспортных средств не соответствуют предъявляемым требованиям: в наряд-заказах отсутствуют сведения о фрахтователе (заказчике) перевозок; плата водителями с пассажиров взимается лично; списки пассажиров отсутствуют. Из документов, представленных ИП Салминым А.П. установлено, что согласно договору на оказание посреднических услуг фрахтователю на оформление заказа по предоставлению агентом фрахтователем посадочного места в автобусе на заказном маршруте «г.Чебоксары (Контур) - г.Новочебоксарск (Сокол)», заказ-наряд оформляется между генеральным фрахтовщиком и субфрахтовщиком. Однако согласно наряд-заказа на предоставление транспортного средства на заказной рейс «г.Чебоксары - г.Новочебоксарск - г.Чебоксары», он подписывается фрахтователем, а не генеральным фрахтовщиком, при этом фрахтователем является сам ИП Салмин А.П., а согласно посадочного талона ИП Салмин А.П. является фрахтовщиком, а не фрахтователем. Указанное характерно для регулярных перевозок (при заказных перевозках правоотношения между пассажиром, если он не является фрахтователем, и перевозчиком отсутствуют). Считает, что поскольку у Салмина А.П. отсутствуют договоры на право представления интересов пассажиров, являющихся в применяемой схеме «неопределенным кругом лиц», все заключенные им в интересах граждан договоры по организации перевозок являются мнимыми, прикрывающими деятельность по осуществлению регулярных перевозок. Также указывается, что денежные средства по посадочному талону взимаются с населения предпринимателями - агентами фрахтователя, т.е. в пользу ИП Салмина А.П., который одновременно является и фрахтователем и фрахтовщиком. Тем самым, денежные средства с населения взимаются фактически в пользу перевозчика (фрахтовщика) за перевозку пассажиров, что является, по мнению прокурора, нарушением ст.27 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и наземного электрического транспорта». Факты осуществления незаконных пассажирских перевозок на маршруте №332 к «Чебоксары - Новочебоксарск» выявлены: 27.11.2009 г. в ходе проверки, организованной ------ 24.12.2009 г. на посту ДПС «Восточный» в ходе проверки УГАДН по ЧР и прокуратуры Калининского района г.Чебоксары; 03.12.2009 г. в ходе проверки, организованной прокуратурой Московского района г.Чебоксары. Считает, что ответчиками осуществляются регулярные пассажирские перевозки транспортом общего пользования, а не заказные перевозки, что, по мнению прокурора, влечет нарушение интересов неопределенного круга лиц (граждан-пассажиров), так как организованный маршрут перевозки направлен на ограничение и устранение ответственности, возложенной на организаторов перевозок и предпринимателей, не обеспечиваются условия безопасности движения, а также сохранность здоровья и имущества пассажиров, уполномоченными органами в установленном законом порядке не осуществляется лицензионный контроль за состоянием транспортных средств и водителей, непосредственно осуществляющих автоперевозки.
В судебном заседании пом.прокурора Калининского района г.Чебоксары Мадюшкина Н.А. требования прокурора поддержала по последнему уточненному исковому заявлению от 17 июня 2010 г. (л.д.130-135, т.1) по основаниям, изложенным в нем. Суду пояснила, что ответчики осуществляют регулярные перевозки пассажиров, но организуют их как заказные. При этом, разрешения Министерства градостроительства и общественной инфраструктуры ЧР на осуществление регулярных перевозок не имеется.
Ответчик ИП Салмин А.П. требование прокурора не признал, суду пояснил, что он сам непосредственно не взимает денег за перевозку пассажиров на заказном автобусном маршруте «Чебоксары (Контур)- Новочебоксарск». Пассажиры оплачивает за перевозку тем предпринимателям, которых он нанимает для осуществления заказных перевозок на основании постановления Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. под №112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со ст.27 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». В связи с тем, что в законе не определены интервалы движения, перевозки носят систематический характер. Кроме того, указанное постановление не требует, чтобы организация заказных перевозок производилась с согласия администрации города или Минстроя ЧР. Договором фрахтования может предусмотрено использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц и может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком, который должен содержать обязательные реквизиты. Договор фрахтования на заказной автобусный маршрут «Чебоксары (Контур) -Новочебоксарск» заключен не форме заказ-наряда и его наличие не обязательно. Договор фрахтования и его копия находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов. Представленные УГАДН по ЧР суду заказ-наряды на автобусы гос.рег. №№ 087 и 702 к заказному автобусному маршруту отношения не имеют и договора по данным маршрутам с ним не заключились, т.е. данные автобусы осуществляют несанкционированные перевозки, пользуясь его именем. В настоящее время как и до проведения проверок УГАДН по ЧР перевозка пассажиров на заказном автобусном маршруте «Чебоксары (Контур) -Новочебоксарск» осуществляется на основании договора фрахтования, в связи с чем наличие заказ-наряда не обязательно, так как в договоре все необходимые сведения имеются. Транспортные средства, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу по маршруту «Чебоксары (Контур)-Новочебоксарск, оформлены в соответствии п.95 Правил перевозки пассажиров и багажа. Имеется табличка «Заказной» над лобовым стеклом и на правой стороне кузова по ходу движения транспортного средства, а также на заднем стекле. Пунктом 8 Порядка заполнения путевых листов, утв. Приказом Минтранса РФ от 18.09.2009 г. №152 предусмотрено, что на путевом листе допускается, но не обязательно размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом.. В то же время пунктом 5.12. Положения об обеспечении безопасности пассажирских перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 января 1997 г. №2, предусмотрено, что оформление заказов на выделение автобусов юридическим и физическим лицам для осуществления туристско-экскурсионных, специальных, разовых перевозок производится владельцами автобусов в соответствии с правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, Фамилия ответственного за перевозку должна быть внесена в путевой лист. Заказной автобусный маршрут «Чебоксары (Контур) - Новочебоксарск» не является туристско-экскурсионным, специальным автобусным маршрутом, но является заказным автобусным маршрутом и, соответственно, фамилия ответственного за перевозку пассажиров не должна вписываться в путевой лист. ФЗ РФ от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом не предусмотрено, что на заказных автобусных маршрутах не может быть интервала движения. Все проверки сотрудниками УГАДН по ЧР происходили путем единичных проверок на конечной остановке 1-2 автомобиля, по результатам чего делают необоснованные выводы пишутся шаблонные акты. Заказной автобусный маршрут «Чебоксары (Контур) - Новочебоксарск» не включен в Государственный (республиканский) реестр перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров на территории ЧР и, соответственно, носит не регулярный характер, не подчиняется расписанию и интервалу движения. Привлеченные прокурором по делу ответчики в настоящее время к нему никакого отношения не имеют, так как ранее он им заказывал перевозки по мере необходимости, а перевозчиков он вправе менять ежедневно, заключая с ними договор фрахтования с выдачей экипировки в соответствии с п.95 Правил перевозки: таблицы с указанием заказной перевозки и пунктов посадки и высадки пассажиров, а также сведений о фрахтовщике, маршруте и места подачи транспортного средства. Все указания прокуратуры в ходе проверки им устранены. С 2011 г. осуществляет организацию перевозок только на основании договора фрахтования, а ранее работали на основании заказ-наряда. Пассажиры довольны и ни от кого жалоб не поступало.
Представитель ИП Салмина А.П.- Дубиков В.Г. требования прокурора также не признал, просил в удовлетворении отказать, так как ограничивается рынок заказных перевозок, чем нарушается ст.8 Конституции РФ. Органы исполнительной власти и администрация города препятствуют допуск к рынку перевозки новых перевозчиков и образованию новых маршрутов.
Ответчики- индивидуальные предприниматели Пласкин В.П., Филиппова О.М., Васильев Ю.В., Селивестров Ю.В., Павлов А.Н., Карпеева А.А., Морозов Д.Н., Федотов А.В., Васильев А.М. и Рыбаков С.В., извещенные судом надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Извещения, направленные по месту регистрации ответчиков Рыбакова С.В., Васильева Ю.В., Катанаев В.М., Филипповой О.М., возвращены почтовым отделением за истечением срока их хранения, что свидетельствует об их нежелании получать извещение суда. Извещение направленное Морозову Д.Н. возвращено почтовым отделением с указанием о том, что он не проживает по месту регистрации. Таким образом, судом были приняты все меры по извещению ответчиков.
Ответчик Пласкин В.П. представил письменный отзыв на иск, в котором указывает, что им ранее был заключен договор аренды транспортного средства - автобуса рег.номер ------ РУСбез экипажа, по которому предоставил арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Срок действия договора был установлен один год. Лицензионные документы на автомобиль были получены по 5 ноября 2009 г.. С 1 ноября 2009 г. эксплуатация автобуса была прекращена и в дальнейшем договор аренды и лицензионные документы на данный автомобиль не продлевались, в связи с чем считает себя ненадлежащим ответчиком по делу и просит дело рассмотреть без его участия.
Представитель третьего лица- УГАДН по ЧР- Аликов А.Ю. требования прокурора поддержал, суду пояснил, что перевозки, организуемые ИП Салминым А.П. являются регулярными, так как они осуществляются ежедневно. У ответчика нет расписания, но маршрутные автобусы ходят каждый день.
Третьи лица Архипов С.Г., ИП Павлов А.Н. в судебное заседание не явились.
Третьи лица - администрация города Чебоксары и УГИБДД МВД по ЧР своих представителей для участия в судебном заседании не выделили, просили рассмотреть дело без участия их представителей.
Выслушав пом.прокурора, ответчика ИП Салмина А.П. и его представителя, представителя третьего лица и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из положений ст.5 ФЗ РФ от 08.12.2007 г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», перевозки пассажиров подразделяются на: регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси.
Понятие перевозки по заказам определены в ст.27 ФЗ №259-ФЗ, в 3 разделе Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. №112, согласно которым перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме, который должен включать в себя: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).
Под регулярными перевозками, по смыслу ст.19 ФЗ №259-ФЗ и раздела 2 Правил, понимаются систематические автомобильные перевозки пассажиров, которые выполняются в одно и то же время или с устоявшимися интервалами движения по одному и тому же маршруту по обращению любого физического лица.
Таким образом, регулярные перевозки отличаются от заказных перевозок наличием публичного договора, как основания перевозки и их систематичность.
В соответствии со ст.4 Закона ЧР от 29 декабря 2003 г. №48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике» организация пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, а также участие в организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межрегиональных маршрутах в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются уполномоченным органом.
Согласно Положению о Министерстве градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, утвержденному Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2005 г. №231 Министерство является уполномоченным органом на организацию открытых конкурсов на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных автобусных маршрутах, организуемых сверх государственного заказа.
В соответствии со ст.7 Закона ЧР от 29.12.2003 г. №48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике» уполномоченный орган утверждает паспорта и схемы межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутов; определяет объем заказа, в том числе государственного заказа, на пассажирские перевозки автомобильным транспортом; размещает государственный заказ на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом, а также организует осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом сверх государственного заказа; заключает с перевозчиками государственные контракты на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на основе государственного заказа, а также договоры на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом сверх государственного заказа и осуществляет контроль за соблюдением перевозчиками принятых договорных обязательств; организует изучение состояния рынка транспортных услуг пассажирам автомобильным транспортом на территории Чувашской Республики; проводит анализ и прогнозирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом, готовит и представляет в Кабинет Министров ЧР предложения по объему бюджетных ассигнований на покрытие убыточности пассажирских перевозок автомобильным транспортом и приобретение подвижного состава; в установленном порядке принимает решение об открытии новых маршрутов регулярных перевозок, изменении или прекращении существующих маршрутов регулярных перевозок; согласовывает маршруты, графики и расписание движения транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок; организует конкурсы на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
Согласно п. п. 4.6, 4.7, п.21. Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, утвержденного Постановлением Кабинета Министров ЧР от 15 апреля 2005 г. №96 «О совершенствовании управления пассажирскими перевозками автомобильным транспортом в Чувашской Республике» перевозка пассажиров по маршрутным расписаниям, не согласованным в установленном порядке, запрещается. Изменение расписания и схемы движения автобусов по маршрутам согласовываются и утверждаются организатором (заказчиком) пассажирских перевозок. Открытие новых, изменение, закрытие существующих межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутов осуществляется уполномоченным органом с учетом анализа действующей маршрутной сети, сложившегося пассажиропотока и дорожных условий на пути движения автобуса, осуществляемого в соответствии со схемой маршрута.
Из сообщения Министерства градостроительства и общественной инфраструктуры ЧР от 13 января 2010г. следует, что решение об открытии маршрута №332к «Чебоксары (Контур)-Новочебоксарск) Минстроем Чувашии не принималось. В Государственном (республиканском реестре) перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров на территории ЧР, маршрут №332к не числится. (л.д.29).
Проверить соответствие организуемых в настоящее время ответчиками пассажирских перевозок требованиям законодательства, а также определить вид осуществляемых ими перевозок, суду не представляется возможным в связи с непредставлением прокурором доказательств и невозможностью их истребования судом непосредственно у ответчиков в связи с их неявкой в судебное заседание. Ответчик ИП Салмин А.П. в этой части суду уточнил, что с октября 2009 г., с момента истечения срока ранее заключенных с ними договоров, ему ничего не известно об их деятельности и месте жительства.
Анализируя условия представленных суду договоров фрахтования и заказ-нарядов за 2009 год, суд приходит к выводу, что перевозка пассажиров носила регулярный характер, поскольку местом отправления заказного маршрута является г.Чебоксары (остановка Контур), местом прибытия - г.Новочебоксарск (остановка Сокол). Услуги по перевозке пассажиров оказываются неопределенному кругу лиц, схема движения маршрута согласована с Управлением ГИБДД МВД ЧР (л.д.49), а посреднические услуги по перевозке пассажиров осуществляются на основании договора о совместной деятельности лицензированными перевозчиками.
Кроме того, отношения с гражданами, желающими воспользоваться услугами по перевозке, оформляются путем продажи посадочных талонов. Для выполнения заказных перевозок ИП Павлов А.Н. заключил договоры с субфрахтовщиками, имеющими автобусы для перевозок и лицензии на право осуществления пассажирских перевозок.
Так, ИП Салминым А.П. был заключен договор (заказ-наряд) с ИП Васильевым Ю.В. на выполнение пассажирских перевозок по предъявлению посадочных талонов по рейсу «г.Чебоксары (Контур)-г.Новочебоксарск (Сокол)» от октября 2009 г. (без указания даты), и с ним же (ИП Васильевым Ю.В.) представителем (агентом) фрахтователя (ИП Салмина А.Н.) Павловым А.Н. был заключен договор №16 от 1 октября 2009 г. на реализацию посадочных талонов на заказной рейс. Договоры заключены на срок 20 календарных дней, т.е. до ноября 2009 г.. В настоящее время прокурором не представлены сведения о заключенном с ИП Васильевым Ю.В. договора на оказание посреднических услуг фрахтователю на оформление заказа по предоставлению агентом фрахтователя посадочного места в автобусе на заказном маршруте «г.Чебоксары (Контур)-г.Новочебоксарск (Сокол) от 1 ноября 2009 г..
Аналогичные договора ранее в 2009 г. были заключены между ИП Павловым А.Н. (агентом фрахтователя) и ответчиками Пласкиным В.П., Филипповой О.М., Васильевым Ю.В., Катанаевым В.М., Селивестровым Ю.В., Карпеевой А.А., Морозовым Д.Н., Федотовым А.В., Васильевым А.М.. Срок действия указанных договоров 20-30 календарных дней. Сведения о заключении договора с ответчиком Рыбаковым С.В. прокурором суду не представлено. (л.д.10, 18-23).
В отношении указанных ответчиков прокурором также не представлены сведения о заключении таких договоров или сведений о выполнении ими услуг по перевозке пассажиров ни после октября 2009 года, ни на момент обращения прокурора в суд с иском или на период последнего уточнения исковых требований и круг ответчиков, а также в настоящее время.
Сам ответчик Салмин А.П. представил суду копии договоров на оказание посреднических услуг, заключенных между его агентом фрахтования ------ и субагентом фрахтования ------. в мае и в августе 2010 г. сроком на 30 дней. Срок действия указанных договоров в настоящее время также истек.
Как следует из последней редакции уточненных исковых требований, прокурор обратился в суд с требованием к ответчику ИП Салмину А.П. о признании организации им перевозок пассажиров автомобильным транспортом на заказном маршруте №332к «Чебоксары-Новочебоксарск» незаконной, а к остальным ответчикам он обратился с требованием о прекращении деятельности по организации и перевозке пассажиров и багажа на заказном автобусном маршруте №332к «Чебоксары - Новочебоксарск».
В судебном заседании пом.прокурора подтвердила необходимость удовлетворения судом указанных требований, хотя и признала, что все ответчики, кроме ИП Салмина А.П., организацией вышеуказанных перевозок не занимались и сама перевозка в настоящее время ими также не осуществляется по прошествии времени и истечения сроков действия ранее заключенных договоров фрахтования.
При указанных обстоятельствах, судом были разъяснены прокурору положения ст.12 ГК РФ о необходимости избрания способа защиты нарушенного права, предложено уточнить предмет своих требований и круг ответчиков, но прокурор просил рассмотреть дело в рамках заявленных требований, так как в настоящее время не намерен уточнять или дополнять исковые требования.
В соответствии со ст.3 ГК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов закреплена в ст.12 ГК РФ, который хотя и не является исчерпывающим, но использование других способов защиты права допускается только при наличии прямого указания такого способа законом.
Однако, такой способ защиты гражданских прав, как признание организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом, прекращении деятельности по организации и перевозке пассажиров и багажа на заказном автобусном маршруте, ни ст.12 ГК РФ, ни иным законом, не предусмотрены в качестве способов защиты нарушенных прав. По этой же причине, в случае удовлетворения требований прокурора, такое решение судебным приставом-исполнителем не будет реально исполнимым, так как не известно, какую конкретно обязанность следует возложить на каждого из ответчиков.
Требование о признании организации перевозок автомобильным транспортом, по своей сути является основанием для возложения обязанности расторгнуть заключенные ответчиками договоры и, применительно к рассматриваемой правовой ситуации, не является способом защиты нарушенных прав лиц, в чьих интересах прокурором подано заявление. При этом, факт прекращения ответчиками действий ранее заключенных с ответчиком ИП Салминым А.П. договоров фрахтования прокурор не оспаривал.
Поскольку прокурором предмет иска, способ защиты прав неопределенного круга лиц, в интересах которых обратился в суд прокурор, и круг ответчиков уточнены не были, суд в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ принимает решение по заявленным требованиям, так как оснований выйти за пределы требований прокурора не имеется.
Отсутствие же в исковом заявлении предусмотренного законом способа защиты гражданских прав и обязании всех ответчиков, кроме ИП Салмина А.П., прекратить деятельность по организации и перевозке пассажиров и багажа на заказном автобусном маршруте №332к «Чебоксары - Новочебоксарск», в то время как они эту деятельность, со слов прокурора, фактически в настоящее время не осуществляют, а организацией перевозок занимается лишь один ИП Салмин А.П, в отношении которого отсутствует требование об обязании прекратить эту деятельность является основанием для отказа в удовлетворения исковых требований прокурора в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований прокурора Калининского районаг.Чебоксары, в защиту неопределенного круга лиц, о признании организации ИП Салминым Алексеем Петровичем перевозок пассажиров автомобильным транспортом на заказном маршруте №332к «Чебоксары-Новочебоксарск» незаконной и об обязании индивидуальных предпринимателей: Пласкина Владислава Петровича, Филипповой Ольги Михайловны, Васильева Юрия Владимировича, Катанаева Виктора Михайловича, Селивестрова Юрия Викторовича, Карпеевой Аиды Андреевны, Морозова Дмитрия Николаевича, Федотова Алексея Валерьевича, Васильева Александра Михайловича, Рыбакова Сергея Вячеславовича прекратить деятельность по организации и перевозке пассажиров и багажа на заказном автобусном маршруте №332к «Чебоксары - Новочебоксарск», отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Чебоксары со дня составления мотивированного решения, начиная с 15 февраля 2011 г.
Судья:
Мотивированное решение составлено 14 февраля 2011 г.
Решение не вступило в законную силу.