Дело № 2- 1003/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2011 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием представителей: администрации г. Чебоксары - Журиной О.А., администрации Ленинского района г. Чебоксары - Карягиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федорова ФИО8 к администрации г. Чебоксары, администрации Ленинского района г. Чебоксары о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
установил:
Обратившись в суд с названным иском, истец указал в нем, что он служит в органах внутренних дел Чувашской Республики с дата, а в должности участкового уполномоченного милиции отделения по обслуживанию территории, закрепленной за УВД отдела участковых уполномоченных милиции УВД по г. Чебоксары с дата по настоящее время. Занимая указанную должность, он имеет право на льготное обеспечение жильем в соответствии со ст. 30 ФЗ «О милиции».
В г. Чебоксары он проживает вместе со своими родителями и бабушкой - ФИО6 в квартире, где обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого проживающего составляет менее учетной нормы. В результате этого у него отсутствуют условия для нормального проживания и он не может создать свою семью. Улучшить свои жилищные условия самостоятельно, указывает истец, он не имеет материальной возможности. В очереди нуждающихся в жилом помещении он состоит в администрации Ленинского района г. Чебоксары с дата. По мнению истца, обязанность по обеспечению его жилым помещением должна быть исполнена органом местного самоуправления. Однако в ответ на свое обращение о предоставлении ему жилого помещения на льготных условиях, получил письменный отказ. Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства, а также на положения ст. 30 Закона «О милиции» истец просит суд обязать администрацию города Чебоксары предоставить ему на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке.
В судебном заседании истец не присутствовал, направил в адрес суда заявление о разрешении данного спора без его участия.
Представитель администрации г. Чебоксары - Журина О.А. в судебном заседании иск не признала, пояснив суду, что нуждаемость истца в жилом помещении возникла вследствие намеренного ухудшения жилищных условий, что послужило основанием для снятия его с очереди нуждающихся в жилом помещении.
Карягина О.В., представляющая интересы администрации Ленинского района г. Чебоксары иск также не признала, пояснив суду, что при постановке на учет истцом были представлены недостоверные сведения о нуждаемости в жилом помещении. Эти обстоятельства были выявлены после того, как бабушка истца обратилась самостоятельно с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в жилом помещении на основании норм ФЗ «О ветеранах». При проверки поступившего от нее заявления было установлено, что она снялась с регистрационного учета в адрес адрес адрес, где ранее она проживала на правах члена семьи собственника. Общая площадь указанного жилого помещения составляет ------ кв. м. и она не нуждалась в жилом помещении. Снявшись с регистрационного учета, она была зарегистрирована в квартире по месту жительства истца. До совершения указанных действий истец проживал с составом семьи из трех человек и не нуждался в жилом помещении. Наличие указанных обстоятельств послужило основанием для исключения истца из списка очередников, о чем дата жилищной комиссией администрации Ленинского района принято соответствующее решение. Правомерность данного решения истцом не оспорена.
Министерство финансов РФ в лице УФК по ЧР, МВД ЧР о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, о причине неявки суду не сообщили.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
По своему содержанию конституционное право на жилище не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов, в том числе и на льготных условиях, предусматривается лишь в отношении малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации).
Конкретизируя конституционное право граждан на жилище (ст. 40), законодатель в нормах жилищного законодательства устанавливает условия и порядок его реализации.
Так, с введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего (ч.2 ст. 49 ЖК РФ) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).
Частью 1 статьи 30 Закона РФ «О милиции», действующей на момент возникновения спорных правоотношений предусмотривалось, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры по установленным законам нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Виды жилищных отношений и их участники определены в ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности жилищное законодательство регулирует правоотношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на жилище и требования, установленные данным нормативно-правовым актом в качестве условий реализации названного права распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат. Каких-либо специальных условий постановки участковых инспекторов милиции на учет нуждающихся в жилых помещений в целях реализации ими жилищных прав, установленных ФЗ «О милиции» законодателем не предусмотрено.
Вопросы признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановки на учет регламентированы ст. 52 ЖК РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом случаев.
Из положений ч. 2 названной статьи следует, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право малоимущие граждане и иные категории граждан, определенные федеральным законом или законом субъекта РФ, при условии, что такие граждане являются нуждающимися в жилых помещениях, по основаниям установленным ст. 51 ЖК РФ.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п. 12-13 ст. 4 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» граждане, принятые на учет, включаются в списки очередности на получение жилых помещений.
Учет граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, и граждан, отнесенных к иным категориям федеральным законом и настоящим Законом, ведется по отдельным спискам.
Таким образом, право на бесплатное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, в том числе и основанное на специальной норме закона или иного нормативно-правового акта, может быть реализовано только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил. Поэтому льготное обеспечение жильем должно производиться с соблюдением установленного жилищным законодательством общего принципа нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма.
Как видно из материалов дела, истец состоит в должности участкового инспектора милиции более шести месяцев, при наличии нуждаемости в жилом помещении, имеет право на обеспечение жильем в соответствии с приведенной выше нормой закона.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации и, исходя из достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Постановлением главы администрации г. Чебоксары ЧР от 15.04.2005 № 129 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» с 1 марта 2005 года по г. Чебоксары Чувашской Республики учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14,5 кв. м общей площади жилья на человека.
Проверяя доводы о нуждаемости в жилом помещении, суд установил, что истец проживает в адрес адрес адрес, общей площадью жилого помещения ------., где он являлся собственником ------ доли в праве общей собственности на основании договора передачи от дата. До дата истец проживал в указанном жилом помещении с составом семьи из трех человек и не нуждался в улучшении жилищных условий. После того, как в данной квартире была зарегистрирована бабушка истца - ФИО6, он обратился в администрацию Ленинского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и данная просьба была удовлетворена.
Судом, установлено, что бабушка истца до дата проживала на правах члена семьи собственника в адрес адрес адрес, общей площадью ------ кв. м. с составом семьи из двух человек и не нуждалась в жилом помещении. Ранее ФИО6 являясь собственником жилого помещения, площадью ------ кв. м., расположенного по адрес, однако совершила сделку по его отчуждению, заключив дата договор купли - продажи.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Поскольку нормы ст. 53 ЖК РФ не содержат конкретный перечень действий, при совершении которых возникает необходимость участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении гражданина другим жильем, суд считает возможным по аналогии применить к спорным правоотношениям положения пункта 12 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года № 63, которым вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов, рассматривается законодателем в качестве действий, повлекших ухудшение жилищных условий (подпункт «в»). Вместе с тем бабушка истца не отнесена к числу лиц, составляющих данное исключение.
Положениями п. 1 ст. 245 ГК РФ закреплена презумпция равенства долей участников долевой собственности.
Согласно п. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников.
По этим основаниям истец не был лишен возможности выразить свое волеизъявлению по вопросу вселения его бабушки в занимаемое им жилое помещение.
Установив, что нуждаемость истца в жилом помещении возникла в результате вселения иного лица, администрация Ленинского района г. Чебоксары признала данные действия в качестве свидетельства о наличии умысла на получение мер социальной поддержки со стороны государства и исключила истца из списка очередников по правилам ст. 56 ЖК РФ, приняв об этом соответствующее постановление. Таким образом, на момент разрешения данного спора доводы истца о наличии нуждаемости в жилом помещении не нашли своего подтверждения. Закрепляя общий принцип распределения обязанности по доказыванию, законодатель в части 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено в законе. С учетом принципа состязательности гражданского судопроизводства сторона истца должна представить суду доказательства, опровергающие доводы ответчика. Однако таких доказательств суду не представлено. Напротив, постановление администрации Ленинского района г.Чебоксары об исключении из списка очередников на момент разрешение данного спора не отменено и доказательств того, что истец воспользовался своим правом на обращение в суд с заявлением о проверке законности данного постановления, суду не представлено. В связи с чем, доводы ответчиков о наличии у истца умысла на ухудшение жилищных условий, суд считает обоснованными.
Поскольку на момент разрешения данного спора истец на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 49 ЖК РФ оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Федорова ФИО9 о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева