Дело № 2-1328/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2011 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием представителя истца Васильева В.Л. - Вронской Г.П., представителей: администрации города Чебоксары - Павловой А.Н., администрации Ленинского района г. Чебоксары - Карягиной О.В., Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства - Мастеровой К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева ФИО13 к администрации города Чебоксары, администрации Ленинского района г. Чебоксары о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке,
установил:
Обратившись в суд с названным иском, истец указал в нем, что он является ветераном боевых действий, имеет ранение, полученное при исполнении обязанностей военной службы, инвалидность ему установлена бессрочно.
Согласно договору передачи, заключенному дата, указывает истец, он является собственником комнаты площадью ------ кв.м., расположенной по адресу: адрес адрес комната №. На основании постановления главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от ------ года он включен в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а с дата года он включен в список лиц, имеющих право на первоочередное обеспечение жильем и по состоянию на ------ года состоит в этом списке под номером «------».
Истец также указывает, что с дата он состоит в зарегистрированном браке с Мразовой В.И. дата между ним и ------ был заключен договор коммерческого найма жилого помещения, предметом которого является адрес, что, по мнению истца, является временной мерой улучшения его жилищных условий.
Учитывая, что он добросовестно исполнил свой интернациональный долг, имеет право на льготы, установленные пунктом 1 ст. 16 Закона «О ветеранах», был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, то, полагает истец, ответчики обязаны обеспечить его жилым помещением по установленным нормам с учетом интересов его супруги. Субсидия за счет федерального бюджета ему не предоставлялась. До настоящего времени ответчики не исполнили требования закона, а своим отказом в обеспечении его жилым помещением ответчики причинили ему нравственные страдания.
В судебном заседании истец не присутствовал, доверил представлять свои интересы, в том числе и без его участия Вронской Г.П.
Представитель истца в судебном заседании поддержала требования своего доверителя по изложенным в иске основаниям и вновь привела их суду.
Мразова В.И., привлеченная для участия в деле в качестве третьего лица на стороне истца, направила в адрес суда заявление о разрешении данного спора без ее участия.
Администрации города Чебоксары в лице своего представителя Павловой А.Н. иск не признала, указав в своих пояснениях, что истец правом на внеочередное обеспечение жильем не обладает. Помимо этого, законом ЧР «О регулировании жилищных отношений» муниципальные образования в ЧР не наделены государственными полномочиями по обеспечению жилым помещением граждан,указанных в законе «О ветеранах» и законе «О социальной защите инвалидов».
Карягина О.В., представляющая интересы администрации Ленинского района г. Чебоксары иск также не признала, пояснив суду, что истец имеет право на первоочередное обеспечение жильем и состоит в этой очереди под номером «------». В дата году истцу было бесплатно предоставлено жилое помещение в коммунальной квартире - комната № адрес адрес адрес, жилой площадью ------ кв. м., правом на дополнительную площадь истец не обладает. В последующем данная комната передана в собственность истца на основании договора передачи. В дата году в связи с регистрацией брака состав семьи истца увеличился и за ним было сохранено право состоять в списке очередников. Поскольку истец состоит в списке лиц, нуждающихся в жилом помещении, в дата году ему было предоставлено жилое помещение из муниципального фонда на условиях коммерческого найма. С заявлением о включении его в списки лиц на получение федеральной субсидии на основании норм закона «О ветеранах», истец в администрацию Ленинского района не обращался.
Представитель Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства - Мастерова К.И.просила отказать в удовлетворении данного требования по мотивам отсутствия у муниципального образования государственных полномочий для обеспечения жилым помещением указанной категории граждан.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Конституция РФ (статья 46) и гражданско-процессуальное законодательство РФ (статья 3 ГПК РФ) гарантируют каждому судебную защиту его прав и свобод и право на обращение в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом.
Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которым защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права.
Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которым защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права.
Применительно к спорной правовой ситуации истец, полагая, что отказом в предоставлении жилого помещения нарушены его жилищные права, обратился с требованием о защите нарушенного права в порядке, определенном для искового производства, определив тем самым способ защиты нарушенного права и ответную сторону. При этом сторона истца обосновывает свое право состоять в очереди на улучшение жилищных условий по одному основанию: как лицо, имеющее право на меры государственной поддержки в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», т.е. отнесением его к специально указанной в федеральном законе категории граждан.
Основания и порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма отнесены к компетенции Российской Федерации (ч.ч. 3, 4 ст. 12 ЖК РФ). К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 7 ст. 13, ст. 49 Кодекса).
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Конкретизируя названное конституционное право, законодатель в нормах жилищного права, регламентирующего отношения по обеспечению граждан жилыми помещениями из муниципального и государственного жилищного фонда, определяет условия и порядок его предоставления.
Так, в соответствии со статьей 49 ЖК Российской Федерации по договору социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях: малоимущим гражданам (часть 2), а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (часть 3).
При этом гражданам, указанным в части 3 данной статьи, предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации; жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться им в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями (часть 4).
Таким образом, конституционное право на жилище, вопреки утверждениям стороны истца, не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по бесплатному предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. Обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, как уже было указано судом, возникает не перед не любыми, а только перед малоимущими и иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище.
Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации (в том числе полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ), целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод (преамбула).
Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь.
Из названных федеральных законов следует, что установленные гарантии права указанных в них категорий граждан по обеспечению жилыми помещениями являются мерами социальной поддержки, и обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по обеспечению их жильем осуществляется в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов осуществляется в соответствии со ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ.
Законом РФ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях в Афганистане (с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года) отнесены к ветеранам боевых действий, имеющих право на меры социальной поддержки.
Одной из таких мер, предусмотренной статьей 13 названного Закона РФ, является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
На основании статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» полномочия по предоставлению указанных мер социальной защиты ветеранов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусмотрены в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Определяя условия предоставления мер социальной защиты по обеспечению жильем, названный Закон одновременно закрепляет право субъектов РФ своими нормативными правовыми актами определять форму предоставления указанных мер (предоставление жилого помещения либо субсидии на приобретение жилья) и порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года (пункты 6, 11 статьи 23.2).
Согласно статье 10 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные статьями 14-19, 21 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В дополнение к этим мерам субъекты РФ могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Такие дополнительные меры социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Аналогичное правовое регулирование в указанной сфере в отношении инвалидов установлено статьями 17, 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 23.2 ФЗ «О ветеранах» и статьей 28.2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 15 октября 2005 года № 614, которым утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Таким образом, субъектам Российской Федерации не предоставлено полномочий по разработке условий реализации вышеуказанными категориями граждан прав и льгот, предоставляемых за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Частью 2 статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ предусмотрено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Пункт 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 29.11.2010 № 313-ФЗ устанавливает, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона к таким полномочиям отнесены меры социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг
Финансовое обеспечение осуществления указанных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. В случаях, предусмотренных федеральным законом, финансовое обеспечение осуществления полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, может осуществляться за счет субвенций из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации не менее чем в объеме планируемых поступлений от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий и зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта РФ, могут передаваться законами субъекта РФ органам местного самоуправления, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации (абз. 16 п. 7 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ).
Анализируя вышеуказанные нормы права, суд приходит к выводу о том, что переданные субъектам РФ федеральные полномочия должны осуществляться именно органами исполнительной власти субъектов РФ. Законом субъекта Российской Федерации данные полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления только в случае предоставления соответствующим федеральным законом субъектам РФ права передачи этих полномочий на местный уровень.
Согласно ч. 1, 2 ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете в виде субвенций.
Указанный Федеральный закон не предусматривает права органов государственной власти субъекта РФ передавать органам местного самоуправления полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем названной категории граждан, вставших на учет до 1 января 2005 г.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов включает, в том числе, получение жилых помещений: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 г. в соответствии с положениями ст. 23.2 данного Закона: инвалидов войны (подп. 4 п. 1 ст. 14); участников Великой Отечественной войны (подп. 3 п. 1 ст. 15); ветеранов боевых действий (подп. 3 п. 1 ст. 16); военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 г. по 03.09.1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами и медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений (п. 4 ч. 1 ст. 17); лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда" (подп. 3 п. 1 ст. 18); лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, признанные инвалидами, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений (подп. 6 п. 1 ст. 19); членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий (подп. 4 п. 1 ст. 21).
В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 настоящего Федерального закона.
Средства на реализацию передаваемых полномочий на предоставление мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета.
Исходя из изложенного, Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ не предоставляет органам государственной власти субъекта РФ права передавать органам местного самоуправления переданные полномочия Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ, законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Из положений статьи 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» (в ред. Законов ЧР от 19.10.2009 № 50, от 27.02.2010 № 4) следует, что к иным категориям граждан, определенным настоящим Законом в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики, относятся:
1) граждане, единственное жилое помещение которых признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда Чувашской Республики;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) многодетные семьи, имеющие пять и более несовершеннолетних детей;
4) граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации. Указанные категории граждан обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в объемах, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций Чувашской Республике и передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий по предоставлению мер социальной поддержки указанным категориям граждан.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике, в соответствии со ст. 17 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений», наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 настоящего Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г. № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» (с изменениями от 4 июня, 25 сентября 2007 г., 5 мая 2008 г., 1 июня 2009 г.) органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 "О регулировании жилищных отношений" и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, решение вопросов по обеспечению жильем категорий лиц, указанных в пункте 4 части 1 ст. 11 Закона ЧР, не является полномочием органов муниципальной власти. Данные полномочия к, как уже было указано судом, являются это полномочия Российской Федерации, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, переданными для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, согласно п.1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет за исключением случаев внеочередного предоставления жилого помещения.
Часть 2 ст. 11.1 Закона ЧР предусматривает, жилые помещения государственного жилищного фонда Чувашской Республики по договору социального найма либо единовременные денежные выплаты на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, указанным в пункте 4 части 1 статьи 11 настоящего Закона, предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Перечень категорий граждан, пользующихся правом на внеочередное предоставление жилых помещений, определен п.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, а также специальными законами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Однако истец к числу граждан, обладающих правом на внеочередное предоставление жилья, по действующему законодательству Российской Федерации и Чувашской Республики не отнесен.
Действующим до настоящего времени Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года № 59-27 «О льготах военнослужащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям» названным категориям граждан и их семьям предоставлено право на первоочередное обеспечение жилой площадью (подпункт «г» пункта 1).
Вместе с тем, положениями ст. 57 ЖК РФ возможность первоочередного предоставления жилья не предусмотрена. Более того, учитывая положения ранее действующего законодательства о первоочередном предоставлении жилья, суд приходит к выводу, что очередность в получении жилья для лиц, включенных в списки на первоочередное получение жилья, может зависеть только от срока включения в список очередников. Никаких иных критериев разграничения срока предоставления жилья ветеранам боевых действий федеральный законодатель не устанавливает. Из материалов дела следует, что наряду с истцом, в льготной очереди на первоочередное обеспечение жилым помещением в администрации Ленинского района состоят и иные категории граждан. Помимо этого, в своей категории истец состоит под номером «------». По мнению суда, при предоставлении истцу жилья без учета даты постановки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий будет нарушен общий принцип предоставления жилья в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, установленный Жилищным кодексом РФ.
Поскольку очередь на улучшение жилищных условий сформирована из граждан, обладающих равным с истцом правом, доводы истца о том, что ответчиком нарушены его жилищные права, предусмотренные специальным Законом РФ, нельзя признать обоснованными. При таких обстоятельствах требование истца о возложении на муниципальное образование города Чебоксары обязанности обеспечить его жильем во внеочередном порядке основано на неправильном толковании норм материального права.
Одновременно суд разъясняет истцу, что в комплексе социальных мер, предоставляемых государством в качестве социальных гарантий инвалидам и ветеранам, предоставление жилого помещения по договору социального найма является не единственным способом улучшения жилищных условий, что закреплено в ч.1. ст. 11.1 Закона ЧР «О регулировании жилищных правоотношений», согласно которой мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пункте 4 части 1 статьи 11 настоящего Закона, осуществляется в форме однократного предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики по договору социального найма либо единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений, определяемой ежегодно законом Чувашской Республики.
Как следует из материалов дела, муниципальным образованием города Чебоксары истцу в дата году было бесплатно предоставлено жилое помещение в коммунальной квартире - комната № адрес по адрес адрес, жилой площадью ------ кв. м., что соответствовало ранее установленным требованиям о норме предоставления жилой площади (п./п. «д» п. 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда в Чувашской Республике, утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2000 г. № 142 норма предоставления составляла от 9 до 12 кв. м. жилой площади), а правом на дополнительную площадь истец не обладает. дата, данная комната передана в собственность истца на основании договора передачи. В тоже время за истцом было сохранено право состоять в списке очередников, в том числе и на льготное обеспечение жильем. Состав семьи истца увеличился в дата году в связи с регистрацией брака. дата была удовлетворена его просьба о предоставлении жилого помещения из муниципального фонда на условиях коммерческого найма. Совокупность указанных обстоятельств опровергает доводы истца о бездействии органов муниципальной власти в решении его жилищной проблемы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Васильева ФИО14 к администрации города Чебоксары, администрации Ленинского района г. Чебоксары о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 09 марта 2011 г., через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева