о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-1270 /2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 марта 2011 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием истца Иванова А.В., представителей: администрации города Чебоксары - Журиной О.А., администрации Калининского района г. Чебоксары - Евдокимовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах Иванова ФИО11 к администрации города Чебоксары о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке,

установил:

Мотивируя свое право на обращение в суд ссылкой на положения ст. 45 ГПК РФ, прокурор Калининского района г. Чебоксары подал иск в защиту жилищных прав Иванова А.В., указав в нем, что по заявлению истца о нарушении его жилищных прав была проведена проверка, в ходе которой установлено, что истец в несовершеннолетнем возрасте остался без родительского попечения: его отец - ФИО5 умер дата, а ее мать - ФИО6 умерла дата. В соответствии с постановлением главы администрации адрес Чувашской Республики от дата ------ истцу был назначен попечитель, обязанности которого исполняла ФИО7 При этом, указывается в иске, жилое помещение за истцом не закреплялось. На период учебы истцу было предоставлено место в студенческом общежитии по адрес адрес. В очереди нуждающихся в жилом помещении истец состоит в администрации Калининского района г. Чебоксары с дата и в соответствии с ФЗ«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на внеочередное обеспечение жильем. Однако в течение длительного времени ответчиком не исполняется требование данного закона.

В судебное заседание прокурор, извещенный о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, не явился, о причине неявки суду не сообщил.

Истец в судебном заседании заявленное требование поддержал по изложенным в иске основаниям и вновь привел их суду, пояснив также, что в возрасте ------ лет у него умерли оба родителя и ему был назначен попечитель, жилое помещение за ним не закреплялось. До окончания школы он проживал по месту жительства своего попечителя в адрес Чувашской Республики. В период с дата по дата он обучался в РГОУ НПО «Профессиональное училище № адрес». Ранее он обучался в ------ № и в тот период ему было предоставлено в г. Чебоксары койко-место в общежитии по адрес которое он был вынужден освободить после окончания учебы. Ввиду нуждаемости в жилом помещении в дата году он обратился в администрацию Калининского района г. Чебоксары с заявлением о постановке на учет на основании норм ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и данное заявление было удовлетворено. В настоящее время он работает и обучается заочно в институте, на полном государственном обеспечении не находится.

Представитель администрации г. Чебоксары Журина О.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснив суду, что нуждаемость истца в жилом помещении ответчик не оспаривает, однако муниципальное образование не обладает свободным жильем, в связи с чем исполнить требование закона о льготном обеспечении жильем не представляется возможным.

Евдокимова Т.В., представляющая интересы администрации Калининского района г. Чебоксары, иск также не признала и дала суду аналогичные пояснения.

Министерство градостроительства и общественной инфраструктуры ЧР, Министерство финансов Чувашской Республики, о месте и времени разрешения данного спора извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, о причине неявки суду не сообщили.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Способы защиты жилищных прав определены в ст. 11 Жилищного кодекса РФ, согласно которой защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения и иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

Согласно части 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Данный иск подан в защиту жилищных прав истца, что соответствует требованиям ст. 45 ГПК РФ.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей законодатель закрепил в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя, который в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм., а в положениях пункта 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» закреплен порядок реализации права на обеспечение жилым помещением по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которым указанной категории граждан жилые помещения предоставляются вне очереди.

По смыслу пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", основным условием для реализации права на льготное обеспечение жильем в соответствии с данным законом является отсутствие жилого помещения для постоянного проживания.

При этом, дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений, и если жилье, в котором они проживали до того, как остались без родителей, было утрачено, признано аварийным, или относилось к специализированному жилищному фонду (общежитие, жилое помещение маневренного фонда), а также - если их местожительство неизвестно, и в иных аналогичных случаях.

Часть вторая ст. 57 ЖК РФ содержит положение о том, что указанные граждане обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди.

Правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма в ЧР урегулированы Законом Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений», а также нормативно - правовыми актами органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, определенных ст. 14 ЖК РФ.

Так, согласно Закону Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» к иным категориям граждан, которым жилые помещения предоставляются на условиях договора социального найма, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 2 части 1 статьи 11).

Из представленных суду материалов следует, что истец в несовершеннолетнем возрасте остался без родительского попечения и при назначении ему попечителя вопрос о закреплении за ним права пользования жилым помещением администрацией адрес Чувашской Республики не разрешался. Таким образом, закрепленного жилого помещения истец не имеет.

Судом также установлено, что до дата истец обучался в РГОУ НПО «Профессиональное училище № адрес» и на период учебы ему было предоставлено в адрес койко-место в студенческом общежитии по адрес, о чем с ним был заключен договор найма жилого помещения.

Согласно материалам дела, названный дом эксплуатируется в качестве студенческого общежития. Для лиц, проживающих в общежитии, законом установлены особые правила проживания, что обусловлено правовым режимом общежитий как специализированных жилых помещений, используемых для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан только в период работы или учебы.

Так, согласно ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Правила о договоре найма специализированного жилого помещения, его расторжении и прекращении, о выселении граждан из специализированных жилых помещений являются едиными для всех жилых помещений специализированного жилищного фонда независимо от их вида и целевого назначения.

Прекращение трудовых отношений, учебы или увольнение со службы по общему правилу предусматривается в качестве основания для прекращения договора найма жилого помещения в общежитии (ст. 105 ЖК РФ).

После окончания учебы, как пояснил истец, данную жилую площадь он был вынужден освободить. Согласно материалам дела, иного жилья, право на которое было приобретено в установленном законом порядке, истец не имеет.

Закрепляя общий принцип распределения обязанности по доказыванию, законодатель в части 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено в законе. Таким образом, ответчику в данном споре надлежало представить суду доказательства об отсутствии у истца права на льготное обеспечение жильем. Однако таких доказательств суду не представлено. Напротив, стороной ответчика право истца на льготное обеспечение жильем на основании норм Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не оспаривалось.

С учетом приведенных обстоятельств, оснований для отказа истцу в реализации предусмотренного специальным законом права на льготное обеспечение жильем по договору социального найма, суд не усматривает.

О наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ, сторонами суду не заявлено. В этой связи требование о возложении на ответчика обязанности по принудительному исполнению указанного закона заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.

Согласно п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований статьи 26.1, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

Согласно ч. 3 ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1-3 части 1настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике, в соответствии со ст. 17 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений», наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 настоящего Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г. № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» (с изменениями от 4 июня, 25 сентября 2007 г., 5 мая 2008 г., 1 июня 2009 г.) органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 "О регулировании жилищных отношений" и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Положениями п. 5 ст. 14 ЖК РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма входит в компетенцию органов местного самоуправления.

Таким образом, требование о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию города Чебоксары суд считает правомерным.

Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно Закону ЧР «О регулировании жилищных отношений» составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

Обязать администрацию г. Чебоксары предоставить Иванову ФИО12 благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Т.П. Ермолаева