Дело № 2-1095/2011
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 марта 2011 г. г.Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Степановой Н.А.,
при секретаре Архиповой О.В.,
с участием пом. прокурора Левшиной М.Г.,
представителя третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Чебоксары в интересах государства и общества к Открытому Акционерному Обществу «Чебоксарский хладокомбинат» о взыскании в пользу Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике платы за негативное воздействие на окружающую среду,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ленинского района г.Чебоксары в интересах государства и общества, ссылаясь на ФЗ РФ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», обратился в суд с иском к ОАО «Чебоксарский хладокомбинат» о взыскании в пользу Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 297 455 руб. 70 коп.: за 1 квартал 2010 года в сумме 48 412 руб. 52 коп., за 2 квартал 2010 года в сумме 45 705 руб. 57 коп., за 3 квартал 2010 года в сумме 52 775 руб. 27 коп, за 4 квартал 2010 г. в сумме 150 562 руб. 34 коп.
В обоснование своего требования прокурор указал, что ответчик представил расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Росприроднадзора, однако оплату по расчету в размере 297 455 руб. 70 коп. до настоящего времени не произвел. Так, в расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2010 года, представленном ответчиком в Управление Росприроднадзора 27 января 2011 г., указано, что организация в ходе осуществления своей деятельности допускает негативное воздействие на окружающую среду, которое подлежит оплате в размере 48 412,52 руб., из которых: 77,63 руб. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 44 432,72 руб. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; 3 902,17 руб. - плата за размещение отходов производства и потребления. В расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за второй квартал 2010 года, представленном ответчиком 27.01.2011 г., указано, что организация в ходе осуществления своей деятельности допускает негативное воздействие на окружающую среду, которое подлежит оплате в размере 45 705,57 руб., из них: 77,63 руб. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 30 722,73 руб. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; 14905,21 руб. - плата за размещение отходов производства и потребления. В расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за третий квартал 2010 года, представленном ответчиком 27.01.2011 г., указано, что организация в ходе своей деятельности допускает негативное воздействие на окружающую среду, которое подлежит оплате в размере 52775,27 руб., из них: 77,63 руб. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 35 869,19 руб. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; 16 828,45 руб. - плата за размещение отходов производства и потребления. В расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за четвертый квартал 2010 года, представленном ответчиком 27.01.2011 г., указано, что организация в ходе своей деятельности допускает негативное воздействие на окружающую среду, которое подлежит оплате в размере 150 562,34 руб., из них: 77,63 руб.- плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 130 026,13 руб. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; 20 458,58 руб. - плата за размещение отходов производства и потребления. Неуплатой ответчиком денежных средств нарушаются интересы государства и общества в части обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
В судебном заседании пом. прокурора Левшина М.Г. поддержала требования прокурора по основаниям, изложенным в заявлении. Полагает данное исковое заявление подсудным суду общей юрисдикции на основании ст. 45 ГПК РФ.
Ответчик о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представителя в суд не направил, представил ходатайство о прекращении данного гражданского дела ввиду подсудности его Арбитражному суду Чувашской Республики.
В судебном заседании представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике требования искового заявления поддержала по аналогичным основаниям, просила иск удовлетворить.
Третье лицо Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике, извещенное надлежащим образом, своего представителя для участия в суде не выделило.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, которых, по их мнению, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представление дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Федеральный закон №7-ФЗ от 10 января 2002 «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации.
В соответствии со ст.11 ФЗ №7-ФЗ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Одним из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды, как это следует из ст.14 ФЗ №7-ФЗ, является установление платы за негативное воздействие на окружающую среду. Платежи, взыскиваемые с предприятий за негативное воздействие на окружающую среду направляются непосредственно на реализацию природоохранных мероприятий и программ, основной целью которых является снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье граждан. А в результате невыплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду нарушаются публичные интересы - право граждан на благоприятную окружающую природную среду и на компенсацию негативного воздействия в результате деятельности ответчика.
При этом довод ответчика о том, что данное дело подсудно арбитражному суду, является ошибочным, основанным на неправильном толковании норм процессуального закона.
В соответствии со статьей 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений гражданского процессуального законодательства, а также положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, а также в интересах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований прокурор выступает в качестве их представителя, поскольку действует в силу закона в их интересах в порядке гражданского судопроизводства, данный иск не вытекает из экономических правоотношений, подсуден суду общей юрисдикции.
Согласно ч.1 ст.16 ФЗ №7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным, а согласно ч.3 ст.16 ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Плательщиками, согласно постановлению Правительства РФ от 28 августа 1992 г. №632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», являются юридические и физические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации любые виды деятельности, связанные с природопользованием.
Согласно п.п.2 и 3 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическом, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. № 204, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду представляется плательщиками в территориальный орган Ростехнадзора не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду причиняет материальный ущерб бюджету РФ, бюджету ЧР, бюджету муниципальных образований ЧР, куда не поступают денежные средства, предназначенные для компенсации негативного воздействия на окружающую среду и не направляются на возмещение ущерба, причиненного природной среде, не возмещаются затраты на восстановление и охрану окружающей среды, данные платежи не направляются на реализацию установленных законодательством РФ принципов охраны окружающей среды: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимое условие обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Как следует из расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2010 г., составленного и представленного ответчиком в Управление Росприроднадзора 27 января 2011 г., ответчик в ходе осуществления своей деятельности допускает негативное воздействие на окружающую среду, которое подлежит оплате в размере 48 412,52 руб., из которых: 77,63 руб. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 44 432,72 руб. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; 3 902,17 руб. - плата за размещение отходов производства и потребления.
Из расчета ответчика платы за негативное воздействие на окружающую среду за второй квартал 2010 г., представленного в Управление Росприроднадзора 27 января 2011 г., следует, что предприятие в ходе осуществления своей деятельности допускает негативное воздействие на окружающую среду, которое подлежит оплате в размере 45 705,57 руб., из них: 77,63 руб. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 30 722,73 руб. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; 14905,21 руб. - плата за размещение отходов производства и потребления.
Из расчета ответчика платы за негативное воздействие на окружающую среду за третий квартал 2010 г., представленного в Управление Росприроднадзора 27 января 2011 г., следует, что предприятие в ходе своей деятельности допускает негативное воздействие на окружающую среду, которое подлежит оплате в размере 52775,27 руб., из них: 77,63 руб. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 35 869,19 руб. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; 16 828,45 руб. - плата за размещение отходов производства и потребления.
Из расчета ответчика платы за негативное воздействие на окружающую среду за четвертый квартал 2010 г., представленного в Управление Росприроднадзора 27 января 2011 г., следует, что предприятие в ходе своей деятельности допускает негативное воздействие на окружающую среду, которое подлежит оплате в размере 150 562,34 руб., из них: 77,63 руб.- плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 130 026,13 руб. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; 20 458,58 руб. - плата за размещение отходов производства и потребления.
Обоснованность указанных расчетов и факт невнесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду ответчиком не оспаривается. Таким образом, всего ответчиком не уплачены в бюджет платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3,4 кварталы 2010 года в размере 297 455 руб. 70 коп.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2010 года № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. На территории Чувашской Республики полномочия по администрированию платы осуществляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике.
На основании изложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г.Чебоксары в интересах государства и общества к Открытому Акционерному Обществу «Чебоксарский хладокомбинат» о взыскании в пользу Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике платы за негативное воздействие на окружающую среду удовлетворить.
Взыскать с Открытого Акционерного Общества «Чебоксарский хладокомбинат» в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере ------
Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики заявление об отмене данного решения в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке путем подачи кассационных жалоб и принесения кассационного представления в Верховный суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г. Чебоксары в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья Н.А. Степанова
Решение не вступило в законную силу