Гр. дело № 2-601/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2011 г. г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Степановой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Архиповой О.В.,
с участием истицы Муравьевой Т.С.,
представителя истца помощника прокурора Московского района г. Чебоксары Севастьяновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Московского района г. Чебоксары в интересах Муравьевой Татьяны Сергеевны к администрации г.Чебоксары о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
установил:
Прокурор Московского района г. Чебоксары, мотивируя свое право на обращение в суд ссылкой на положения ст. 45 ГПК РФ, подал иск в защиту жилищных прав Муравьевой Т.С., указав в нем, что истица относится ------. С 14.07.2010 года она состоит в очереди нуждающихся в жилом помещении в администрации Московского района г. Чебоксары и имеет право на льготы, установленные ФЗ«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Однако в течение длительного времени ответчиком не исполняется требование данного закона в части обеспечения истицы жилым помещением.
Прокурор Севастьянова О.А. в судебном заседании данный иск поддержала по изложенным в нем основаниям, пояснив суду, что истица относится к категории детей-сирот и ввиду нуждаемости в жилом помещении в 2010 году она обратилась в администрацию Московского района с заявлением о постановке ее на учет на основании норм ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и данное заявление было удовлетворено, что свидетельствует о наличии у истицы права на обеспечение жилым помещением в соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ. Данное право подлежит реализации во внеочередном порядке.
В судебном заседании истица требования искового заявления поддержала, пояснила, что она зарегистрирована в квартире по адресу: адрес. Также в указанном жилом помещении проживают ------ ФИО4, лишенная в отношении истицы родительских прав, ------ ФИО5 ------ ФИО6 проживает у опекуна, а она ------ в данной квартире не проживает, ------, коммунальные платежи она оплачивает. За ней было закреплено указанное жилое помещение. Обеспеченность общей площадью жилого помещения по месту жительства истицы менее учетной нормы, что свидетельствует о наличии нуждаемости в жилом помещении и служит основанием для постановки ее в льготную очередь в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и для внеочередного обеспечения жильем. На момент исполнения ей 18 лет ------ не был лишен родительских прав в отношении нее.
Представитель ответчика администрации г. Чебоксары в судебное заседание не явился, в судебном заседании 24 февраля 2011 г. иск не признала, указав, что в данном споре основания для возложения на муниципальное образование обязанности по внеочередному обеспечению жильем отсутствуют, поскольку за истицей Постановлением районной администрации было закреплено право на жилое помещение по месту ее проживания в адрес, и истица не подпадает под категорию лиц, указанных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Представитель третьего лица администрации Московского района г. Чебоксары в судебное заседание не явился, в судебном заседании 24 февраля 2011 г. иск не признал, пояснив суду, что в связи с наличием у истицы закрепленного жилого помещения по адресу: адрес правом на льготное обеспечение жилым помещением она не обладает. Обстоятельства постановки ее в льготную очередь ему не известны.
Третьи лица Министерство финансов ЧР и Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что данный иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Способы защиты жилищных прав определены в ст. 11 Жилищного кодекса РФ, согласно которой защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения и иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
Согласно части 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Данный иск подан в защиту жилищных прав истца, что соответствует требованиям ст. 45 ГПК РФ.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей законодатель закрепил в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя, который в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм., а в положениях пункта 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» закреплен порядок реализации права на обеспечение жилым помещением по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которым указанной категории граждан жилые помещения предоставляются вне очереди.
По смыслу пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", основным условием для реализации права на льготное обеспечение жильем в соответствии с данным законом является отсутствие жилого помещения для постоянного проживания, а также наличие статуса «сироты или лица, оставшегося без попечения родителей».
При этом в соответствии со ст. 1 Закона под указанную категорию подпадают:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений, и если жилье, в котором они проживали до того, как остались без родителей, было утрачено, признано аварийным, или относилось к специализированному жилищному фонду (общежитие, жилое помещение маневренного фонда), а также - если их местожительство неизвестно, и в иных аналогичных случаях.
Как было установлено судом, истица обеспечена жильем для постоянного проживания в адрес, истица имеет право проживать в нем на правах члена семьи нанимателя. Постановлением главы администрации Московского района г. Чебоксары от 06.09.2001 г. № 1681 (л.д.16) за истицей было закреплено право на указанную жилплощадь, и она сохранила за собой право проживания в указанном жилом помещении до настоящего времени. Наличие данных обстоятельств подтверждено письменными доказательствами и признано истицей в суде, что в силу положений ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, освобождает от необходимости его доказывания в дальнейшем.
Таким образом, при наличии права постоянного пользования жилым помещением по договору социального найма, оснований признать, что истица относится к числу лиц, у которых отсутствует закрепленное жилое помещение, а вместе с этим у нее возникло и право на выделение социального жилья на льготных условиях, у суда не имеется.
Кроме этого, судом установлено, что истица не подпадает по категорию лиц, указанных в статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Так, судом достоверно установлено, что ------ ФИО5 до достижения истицей совершеннолетия не был лишен в отношении нее в родительских правах, в местах лишения свободы не находился ------ иных оснований для отнесения ее к категории ------ также не имеется.
В связи с изложенным право на льготное обеспечение жильем, предусмотренное в качестве одной из дополнительных гарантий в общем комплексе мер социальной поддержки, она не имеет. С учетом изложенного, доводы прокурора о наличии у истицы права на внеочередное обеспечение жильем в соответствии с Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» основаны на неправильном толковании норм материального права.
Доводы истицы о том, что обеспеченность общей площадью жилого помещения по месту постоянного проживания ниже учетной нормы в данном споре не свидетельствуют о наличии права на льготное обеспечение жильем. Данное обстоятельство подтверждает право истицы на получение жилого помещения по договору социального найма на общих основаниях, т.е. с соблюдением правила об очередности (ч.1 ст. 57 ЖК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Московского района г. Чебоксары о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности предоставить Муравьевой Татьяны Сергеевны жилое помещение во внеочередном порядке по установленным нормам отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Мотивированное решение составлено 16 марта 2011 г.
Председательствующий судья Н.А. Степанова
Решение не вступило в законную силу