оспаривание решения органа местного самоуправления о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело № 2- 1458/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2011 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием представителя истицы Сазановой Е.И. - Арсентьевой Е.В., представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары - Карягиной О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сазановой ФИО12 к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании решения о снятии с очереди нуждающихся в жилом помещении незаконным и о восстановлении в списке очередников,

установил:

Обратившись в суд с названным иском, истица указала в нем, что на основании постановления главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от 20 мая 2010 года она была признана нуждающейся в жилом помещении и включена в список «Ветераны Великой Отечественной войны». В качестве оснований для постановки на учет послужило то обстоятельство, что она не имеет своего жилья, адрес в котором она ранее проживала снесен, а зарегистрирована она по тому же адресу. дата ей было выдано свидетельство на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья на сумму ------ руб. дата, указывает истица, она заключила с ФИО10 договор купли-продажи на указанную сумму, предметом которого выступала адрес. дата она обратилась в Министерство здравоохранения и социального развития ЧР с просьбой перечислить предоставленную ей субсидию на оплату цены названной сделки. Несмотря на то, что за ней было зарегистрировано право собственности на адрес, деньги в счет оплаты цены договора продавцу до настоящего времени не перечислены. Более того, указывает истица, из ответа прокуратуры ЧР она узнала, что своим решением от дата ответчик исключил ее из списка очередников по мотивам предоставления несоответствующих действительности сведений о нуждаемости. Данное решение, полагает истица, является незаконным, поскольку выводы ответчика о том, что в адрес она проживает на правах члена семьи собственника не соответствуют фактическим обстоятельствам дела: данная квартира принадлежит на праве собственности ФИО5 и ФИО6 с которыми она общего хозяйства не ведет и право пользования указанной жилой площадью они ей не предоставляли. Данный адрес она указала в пенсионном фонде лишь для получения пенсии. Совокупность указанных обстоятельств, по мнению истицы, является основанием для признания решения администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата года о снятии с очереди нуждающихся в жилом помещении незаконным и о восстановлении в списке очередников.

В судебном истица не присутствовала, доверила представлять свои интересы, в том числе и без ее участия, Арсентьевой Е.В., которая в судебном заседании требование своего доверителя поддержала по ранее изложенным основаниям и вновь привела их суду, пояснив также, что адрес адрес, действительно, был снесен и взамен истице и ее сыну в г. Чебоксары была предоставлена квартира по адрес адрес Однако указанной квартирой истица распорядилась еще в дата году, подарив свою долю внучке - ФИО7 С этого времени истица проживает у своих родственников по разным адресам. Выводы ответчика о том, что истица проживает в адрес на правах члена семьи собственника являются необоснованными. Истица в своем заявлении о постановке на учет указала на то, что по адрес снесен, поэтому оснований признать предоставленные ею сведения о нуждаемости недостоверными, не имелось.

Карягина О.В., представляющая интересы ответчика, данный иск не признала и пояснила суду, что при решении вопроса о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении жилищная комиссия исходила из того, что истица имеет регистрацию по адрес и нуждаемость в жилом помещении определялась применительно к указанному жилому помещению. Однако при повторной проверке материалов учетного дела истицы было установлено, что она представила недостоверные сведения о нуждаемости: на момент обращения с заявлением о постановке на учет истица фактически проживала в адрес, где обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого проживающего превышает размер учетной нормы. Данные обстоятельства подтверждены материалами проведенной прокурорской проверки.

Министерство здравоохранения и социального развития ЧР - третье лицо на стороне ответчика, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако их представитель в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил.

Шаров В.П., привлеченный для участия в деле в качестве третьего лиц на стороне ответчика, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, однако в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которым защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права. Применительно к спорной правовой ситуации истица, полагая, что снятием ее с учета нуждающихся в жилом помещении нарушено ее право на получение денежной компенсации на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», обратилась в суд с требованием о защите нарушенного права в порядке, определенном для искового производства, определив тем самым способ защиты нарушенного права и ответную сторону.

В комплексе социальных мер, предоставляемых государством в качестве социальных гарантий, предоставление жилого помещения по договору социального найма является не единственным способом улучшения жилищных условий граждан. Основания и порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, определение порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма отнесены к компетенции Российской Федерации (ч.ч. 3, 4 ст. 12 ЖК РФ). К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 7 ст. 13, ст. 49 Кодекса).

Устанавливая в Федеральном законе «О ветеранах» меры социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, федеральный законодатель в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 и в ст. 4 названного закона определил круг лиц, относящихся к ветеранам, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны.

Виды жилищных отношений и их участники определены в ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности жилищное законодательство регулирует правоотношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на жилище и требования, установленные данным нормативно-правовым актом в качестве условий реализации названного права, распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат. Каких-либо специальных условий постановки ветеранов ВОВ на учет нуждающихся в жилых помещений в целях реализации ими жилищных прав, установленных ФЗ «О ветеранах» и принятых поэтому вопросу подзаконных актах законодателем не предусмотрено. Поэтому право указанных в ФЗ «О ветеранах» лиц на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем может быть реализовано только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил, в том числе и правил о порядке постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.

Порядок принятия граждан на учет в целях последующего предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договорам социального найма регламентирован статьей 52 ЖК РФ, а также нормативно правовыми актами ЧР.

Частью 2 ст. 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно п. 3 названной статьи, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Согласно ст. 4 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими по месту своего жительства.

В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства.

Разделом вторым Положения о порядке реализации жилищных прав гражданами-жителями города Чебоксары, утв. Постановлением главы города Чебоксары от 14.12.2005 N 288 в ред. Постановлений главы г. Чебоксары ЧР от 20.11.2006 N 192, от 23.04.2007 N 74, от 28.12.2007 N 337) также предусмотрено, что на учет для получения жилых помещений принимаются граждане, признанные малоимущими, либо отнесенные к иным категориям граждан, определенным федеральным законом или законом Чувашской Республики, зарегистрированные по месту жительства в соответствии с действующим порядком (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации), нуждающиеся в получении жилых помещений по договорам социального найма.

К одному из случаев, когда граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства, можно отнести временное отсутствие граждан, сохраняющих за собой право на жилое помещение по месту жительства - они могут быть признаны нуждающимися и приняты на учет по месту сохраняемого помещения, поскольку в силу положений ст. 71 ЖК РФ, временное отсутствие нанимателя, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет изменения их прав и обязанностей по договору социального найма.

Таким образом, действующая система учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, в том числе и имеющих право на льготное обеспечение жильем, в качестве общего правила закрепляет положение о том, что юридической предпосылкой для реализации права на получение жилого помещения по договору социального найма служит признание нуждаемости в жилом помещении и такое признание производится по месту жительства гражданина. Следовательно, определение места жительства гражданина, заявляющего о нуждаемости в жилом помещении в целях получения жилья по договору социального найма, является одним из тех вопросов, который должен в обязательном порядке разрешаться при рассмотрении такого заявления. При этом в качестве доказательств, подтверждающих место жительства гражданина, могут быть представлены любые доказательства, в том числе и сведения о регистрации, являющиеся одним из факторов, позволяющим установить место жительства гражданина.

Так, из статьи 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации следует, что регулирование конституционного права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства находится в ведении Российской Федерации. Регистрация граждан Российской Федерации, введенная Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в ее конституционно-правовом смысле является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно-учетные правила. Введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства - поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда. Данная правовая позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 123-О.

Из положений ст. 2 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» и ст. 20 ГК РФ следует, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, либо по договору найма, либо на иных законных основаниях.

Как установлено судом, адрес адрес адрес, указанный в заявлении истицы в качестве места ее проживания, был снесен, а взамен истице и ее сыну - ФИО9 в адрес предоставлено в собственность иное жилое помещение по адрес адрес

Согласно п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту жительства и месту пребывания в пределах Российской Федерации на граждан возложена обязанность по регистрации по месту своего жительства. Однако истица, сохранила за собой регистрацию в адрес и обратилась в администрацию Ленинского района с заявлением о постановке на учет.

Таким образом, в спорной правовой ситуации оснований признать, что наличие регистрации у истицы подтверждает место ее фактического проживания, с которым у нее может быть связана реализация права на льготное обеспечение жильем не имеется. Между тем, по смыслу приведенных выше нормативных положений, определение места жительства гражданина с целью проверки его жилищных условий является одним из определяющих факторов при решении вопроса о предоставлении жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда для всех нуждающихся в жилом помещении лиц, в том числе и обладающих правом на льготное обеспечение жилыми помещениями.

При таких обстоятельствах решение органа местного самоуправления о постановке истицы на учет нуждающихся в жилом помещении, было основано на недостоверной информации о нуждаемости.

Одним из оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, законодатель в п.п.6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ указывает случай выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Учитывая, что по правиламназванной правовой нормымогут быть исключены из списка очередников и граждане, поставленные на учет в результате неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, доводы представителя истицы о том, что указание в заявлении о постановке на учет сведений о сносе дома по адрес, не могут служить основанием для удовлетворения данного иска.

Поскольку стороной истца суду не представлено доказательств постоянного проживания истицы на территории Ленинского района г. Чебоксары, правовых оснований для удовлетворения требований к указанному истцом ответчику не имеется.

Учитывая обстоятельства данного спора, доводы истицы о наличии нуждаемости в жилом помещении по месту ее фактического проживания и, как следствие этого права на льготное обеспечение жильем на основании норм специального закона, правовой оценке в данном судебном заседании не подлежат.

Исходя из закрепленных в статье 1 Жилищного кодекса Российской Федерации общих начал жилищного законодательств, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Предусмотренный данной правовой нормой принцип свободы в установлении и реализации своих жилищных прав должен применяться с учетом принципа равенства (пункт 1 статьи 1 ЖК РФ) и принципов разумности и добросовестности (пункт 3 статьи 10 ГК РФ) участников регулируемых отношений.

Принцип добросовестности должен распространяться на действия (поведение) участников оборота как при установлении и приобретении прав и обязанностей, так и при их осуществлении и защите.

Согласно пункту 2 статьи 10 ГК РФ, в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 10, суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.

С учетом императивного положения закона о недопустимости злоупотребления правом возможность квалификации судом действий лица как злоупотребление правом не зависит от того, ссылалась ли другая сторона спора на злоупотребление правом противной стороной. Суд вправе по своей инициативе отказать в защите права злоупотребляющему лицу, что прямо следует и из содержания пункта 2 статьи 10 ГК РФ.

Установленные судом обстоятельства возникновения спорного правоотношения свидетельствуют о недобросовестном поведении (злоупотреблении правом) истицы. В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Данное обстоятельство суд рассматривает в качестве самостоятельного основания для отказа в удовлетворении данного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Сазановой ФИО13 о признании решения администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата года о снятии с очереди нуждающихся в жилом помещении незаконным и о восстановлении в списке очередников отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 01 апреля 2011 г., через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Т.П. Ермолаева