о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-1462 /2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2011 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием истица Иванова Д.И., представителя истца - Дыровой Д.В., третьего лица на стороне истца - Борисовой Е.Н., представителя администрации города Чебоксары - Павловой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова ФИО10 к администрации города Чебоксары о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке,

установил:

Обратившись в суд с названным иском, истец указал в нем, что в соответствии с ФЗ«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» он имеет право на внеочередное обеспечение жильем. По этому основанию с дата он состоит в очереди нуждающихся в жилом помещении в администрации Калининского района г. Чебоксары. Однако в течение длительного времени ответчиком не исполняется требование данного закона, что свидетельствует о нарушении его жилищных прав.

В судебном заседании истец и его представитель заявленное требование поддержали по изложенным в иске основаниям и вновь привели их суду, пояснив также, что истец в возрасте ------ лет остался без родительского попечения: его родители решением ------ были лишены в отношении него родительских прав и он был направлен в детский дом. В ------ году он окончил ------ и с этого времени на полном государственном обеспечении он не находится, жилым помещением для постоянного проживания не обеспечен. При направлении в детский дом за ним была закреплена жилая площадь в адрес. Однако названный дом находится в полуразрушенном состоянии, не отапливается, окна выбиты, крыша и стены покосившиеся. По представлению прокурора постановлением главы администрации Калининского района от дата № постановление главы администрации Калининского района г. Чебоксары от дата № в части закрепления за ним права на жилую площадь в указанном доме отменено. В очереди нуждающихся в жилом помещении он состоит с дата и свое право на льготное обеспечение жильем не реализовал. Жилое помещение истцу должно быть предоставлено с учетом интересов его супруги и их малолетнего сына.

Борисова Е.Н., привлеченная для участия в деле в качестве третьего лица на стороне истца, заявленный иск поддержала и дала суду аналогичные пояснения.

Представитель администрации г. Чебоксары Павлова А.Н., действующая на основании доверенности, нуждаемость истца в жилом помещении не оспаривала, пояснив, что жилое помещение истцу может быть предоставлено на состав семьи из одного человека.

Евдокимова Т.В., представляющая интересы администрации Калининского района г. Чебоксары, направила в адрес суда заявление о разрешении данного спора без ее участия.

Орган опеки и попечительства администрации Калининского района г. Чебоксары, Министерство финансов ЧР о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, о причине неявки суду не сообщили.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей законодатель закрепил в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя, который в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм., а в положениях пункта 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» закреплен порядок реализации права на обеспечение жилым помещением по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которым указанной категории граждан жилые помещения предоставляются вне очереди.

По смыслу пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", основным условием для реализации права на льготное обеспечение жильем в соответствии с данным законом является отсутствие жилого помещения для постоянного проживания.

При этом, дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений, и если жилье, в котором они проживали до того, как остались без родителей, было утрачено, признано аварийным, или относилось к специализированному жилищному фонду (общежитие, жилое помещение маневренного фонда), а также - если их местожительство неизвестно, и в иных аналогичных случаях.

Часть вторая ст. 57 ЖК РФ содержит положение о том, что указанные граждане обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди.

Правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма в ЧР урегулированы Законом Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений», а также нормативно - правовыми актами органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, определенных ст. 14 ЖК РФ.

Так, согласно Закону Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» к иным категориям граждан, которым жилые помещения предоставляются на условиях договора социального найма, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 2 части 1 статьи 11).

Из представленных суду материалов следует, что истец в несовершеннолетнем возрасте остался без родительского попечения: его родители решением ------ от дата были лишены в отношении него родительских прав и он был направлен ------ где пребывал до ------ года. При направлении истца в интернатное учреждение за ним была закреплена жилая площадь в адрес. Однако постановлением главы администрации Калининского района от дата № постановление главы администрации Калининского района г. Чебоксары от дата № в части закрепления за ним права на жилую площадь в указанном доме отменено.Таким образом, закрепленного жилого помещения истец не имеет. С учетом приведенных обстоятельств, оснований для отказа истцу в реализации предусмотренного специальным законом права на льготное обеспечение жильем по договору социального найма, суд не усматривает. О наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ, сторонами суду не заявлено. В этой связи требование о возложении на ответчика обязанности по принудительному исполнению указанного закона заявлено обоснованно.

Согласно п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований статьи 26.1, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

Согласно ч. 3 ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1-3 части 1настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике, в соответствии со ст. 17 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений», наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 настоящего Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г. № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» (с изменениями от 4 июня, 25 сентября 2007 г., 5 мая 2008 г., 1 июня 2009 г.) органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 "О регулировании жилищных отношений" и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Положениями п. 5 ст. 14 ЖК РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма входит в компетенцию органов местного самоуправления.

Таким образом, требование о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию г. Чебоксары суд считает обоснованным.

Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно Закону ЧР «О регулировании жилищных отношений составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения.

Доводы представителя истца о том, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено с учетом интересов членов его семьи - жены и их малолетнего сына, то есть на состав семьи из 3-х человек, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Так, Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как следует из его преамбулы, определяет меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, и направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории граждан, как наиболее социально незащищенной, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.

О необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам свидетельствует и содержание пункта 2 части 2 ст. 57 ЖК и ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений».

В этой связи, по мнению суда, оснований для распространения общих правил жилищного законодательства о предоставлении жилых помещений (п.5 ст. 57 ЖК РФ) на случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам, не имеется. Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда РФ № 3-Впр09-3 от 08.07.2009 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

Обязать администрацию г. Чебоксары предоставить Иванову ФИО11 благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 01 апреля 2011 г., через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Т.П. Ермолаева

Мотивированное решение составлено 31 марта 2011 года.