О взыскании суммы недополученной пенсии



Дело № 2-908/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 марта 2011 г. г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Евстафьева В.В.,

при секретаре Жигановой Г.А.,

с участием представителей истцов - Аркадьева А.В.,

представителя ответчика Харченко Т.Н., Щегловой Е.Н., Ефремова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьева ФИО19, Полевикова ФИО20, Семенова ФИО21, Любимова ФИО22, Волкова ФИО23, Лунькова ФИО24, Вахромеева ФИО25 Квачева ФИО26, Данилочкина ФИО27, Сидорова ФИО28, Угольникова ФИО29 к Военному комиссариату Чувашской Республики о взыскании суммы недополученной пенсии с индексацией,

установил:

Представитель истца по доверенности обратился в суд с исками в интересах истцом с требованиями об обязании ответчика произвести перерасчет назначенной истцам пенсии и взыскании с ответчика в пользу истцов недоплаты пенсии за определенные периоды, а также расходов на представителя, а именно в интересах:

Григорьева П.И. об обязании ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании с ответчика недоплаты пенсии в пользу истца за период с 01.02.1993 по 31.03.1993 г.г. в сумме ------ руб.; за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 г.г. в сумме ------ руб., а также расходов на представителя в размере ------ руб., расходов на удостоверение доверенности в сумме ------ руб.;

Полевикова В.И. об обязании ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании с ответчика недоплаты пенсии в пользу истца за период с 01.02.1993 по 31.03.1993 г.г. в сумме ------ руб.; с 01.01.1999 по 30.06.1999 г.г. в сумме ------ руб., а такжесудебных расходов в размере ------ руб.;

Семенова Н.Н. об обязании ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании с ответчика недоплаты пенсии в пользу истца за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 г.г. в сумме ------ руб., за период с 01.07.1999 по 31.12.2002 г.г. в сумме ------ руб., а такжесудебных расходов в размере ------ руб.;

Любимова Ю.А. об обязании ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании с ответчика недоплаты пенсии в пользу истца за период с 01.02.1993 по 31.03.1993 г.г. в сумме ------ руб.; за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 г.г. в сумме ------ руб.,за период с 01.07.1999 по 31.12.2002 г.г. в сумме ------ руб., а такжесудебных расходов в размере ------ руб.;

Волкова А.Н. об обязании ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании с ответчика недоплаты пенсии в пользу истца за период с 01.02.1993 по 31.03.1993 г.г. в сумме ------ руб.; за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 г.г. в сумме ------ руб.,за период с 01.07.1999 по 31.12.2002 г.г. в сумме ------ руб., а такжесудебных расходов в размере ------ руб.;

Лунькова А.П. об обязании ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании с ответчика недоплаты пенсии в пользу истца за период с 01.02.1993 по 31.03.1993 г.г. в сумме ------ руб.; за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 г.г. в сумме ------ руб.,за период с 01.07.1999 по 31.12.2002 г.г. в сумме ------ руб., а такжесудебных расходов в размере ------ руб.;

Вахромеева Б.А. об обязании ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании с ответчика недоплаты пенсии в пользу истца за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 г.г. в сумме ------ руб., а такжесудебных расходов в размере ------ руб.;

Квачева А.К. об обязании ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании с ответчика недоплаты пенсии в пользу истца за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 г.г. в сумме ------ руб., а такжесудебных расходов в размере ------ руб.;

Данилочкина Ю.Е. об обязании ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании с ответчика недоплаты пенсии в пользу истца за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 г.г. в сумме ------ руб., а такжесудебных расходов в размере ------ руб.;

Сидорова А.И. об обязании ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании с ответчика недоплаты пенсии в пользу истца за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 г.г. в сумме ------ руб., а такжесудебных расходов в размере ------ руб.;

Угольникова В.М. об обязании ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании с ответчика недоплаты пенсии в пользу истца за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 г.г. в сумме ------ руб.,за период с 01.07.1999 по 31.12.2002 г.г. в сумме ------ руб., а такжесудебных расходов в размере ------ руб.

В исках представитель истцов указал, что истцы являются пенсионерами Министерства обороны Российской Федерации, состоят на пенсионном учете в Военном комиссариате Чувашской Республики.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует право на социальное обеспечение по возрасту без какой-либо дискриминации (статьи 39, 19). Право на социальное обеспечение гарантировалось также Конституцией России от 12.04.1978 года.

Однако из средств массовой информации истцам стало известно о существенных нарушениях их прав - недоплатах пенсии военным комиссариатом Чувашской Республики.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 года N 65 "Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты" установлены должностные оклады военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и оклады по воинским (специальным) званиям военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы и лиц начальствующего состава органов внутренних дел). Данное постановление вступило в силу 1 января 1993 года (пункт 14).

Между тем Постановлением Верховного Совета РФ от 22.01.1993 N 4339-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" с 1 января 1993 года веден в действие Закон РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих".

Пунктом 2 ст. 12 данного Закона предусматривалось, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. При этом оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.

В соответствии с Конституцией России от 12.04.1978 года законы Российской Федерации обязательны для исполнения (ст.81). Согласно ст.46 Закона СССР от 28.04.1990 "О пенсионном обеспечении военнослужащих" при исчислении пенсий военнослужащих учитываются соответствующие оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет.

Статьей 57 Закона СССР от 28.04.1990 "О пенсионном обеспечении военнослужащих" устанавливалось, что суммы пенсии, не полученные пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

В соответствии со ст. 43, Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для исчисления пенсии учитываются, в частности, оклады по должности, воинскому или специальному званию.

Статьей 58 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 предусмотрено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

В нарушение п.2 ст. 12 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 до 01.04.1993 года истцам начислялась пенсия без учета требований о том, что оклады по воинским званиям военнослужащих не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.

Из справок, предоставленных военным комиссариатом Чувашской Республики, видно, что у истцов Григорьева П.И., Полевикова В.И., Любимова Ю.А., Волкова А.Н., Лунькова А.П. с 01.02.1993 до 01.04.1993 года оклад по воинскому званию составлял менее половины должностного оклада.

Таким образом, указанные истцы имеют право на получение недоплаты пенсии, образовавшейся до 01.04.1993 года.

Аналогичное требование федерального законодательства об исчислении пенсии с учетом того, что оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям содержались также в абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ от 19.06.2000 М82-Ф3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N1638, военнослужащим повышены с 01 января 1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а лишь с 01 июля 1999 года установлены месячные оклады по воинским званиям согласно приложению N 1.

В силу нормы абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" оклады по воинским званиям не могли быть меньше половины действовавших с 01 января 1999 года окладов по воинским должностям.

В силу ст.ст.90, 115 Конституции РФ при исчислении пенсии должно было учитываться требование Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" как нормативного акта, имеющего большую юридическую силу, чем Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N 1638 и Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72, не предусмотревшие с 01 января 1999 года увеличение размеров окладов по воинским званиям до половины окладов по воинским должностям.

С 01.07.1999 года оклады по воинским званиям были увеличены в соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N72.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года ИВКПИ 99-18 п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года И 72 признан не соответствующим абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Из справок, предоставленных военным комиссариатом Чувашской Республики, видно, что с 01.01.1999 года до 01.07.1999 года оклад по воинскому званию у всех истцов составлял менее половины должностного оклада.

Таким образом, истцы имеют право на получение недоплаты пенсии, образовавшейся в период с 01.01.1999 г. до 01.07.1999 г.

Доводы искового заявления о праве истцов на перерасчет пенсии за период с 01.02.1993 г. до 01.04.1993 г., а также с 01.01.1999 г. до 01.07.1999 г. соответствуют складывающейся судебной практике (в частности, Определению судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 января 2009 года, дело N 33-106/2009).

Кроме того, пунктом 1 Указа Президента РФ от 24 декабря 1998 года N 1638 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции» с 1 июля 1999 года в 2,02 раза увеличены месячные оклады по званию.

В нарушение требований данного Указа Постановлением Правительства РФ от 19 января 1999 года N 72 установлены с июля 1999 года конкретные месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями, размеры которых увеличены менее чем в 2,02 раза.

Решением ВК Верховного Суда РФ от 10 апреля 2001 года N ВКПИ 00-16 приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72 признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года М 1638.

Увеличение окладов по воинским званиям менее чем в 2,02 раза ущемило права военных пенсионеров.

Очередное увеличение окладов по воинским званиям с 1 декабря 2000 года на основании Постановления Правительства РФ от 14 сентября 2000 года N 680 в 1,2 раза произошло без учета увеличения оклада по званию в 2,02 раза согласно Указу Президента РФ от 24 декабря 1998 года N 1638.

Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2002 года N 462 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих» с 01.01.2003 года установлены новые оклады по воинским званиям.

Из справок, предоставленных военным комиссариатом Чувашской Республики, видно, что у истцов Семенова Н.Н., Любимова Ю.Л., Волкова А.Н., Лунькова А.П., Угольникова В.М с 01.07.1999 года до 31.12.2002 года оклад по воинскому званию составлял менее половины должностного оклада.

Невыплата в установленном федеральным законодательством размере пенсии существенно затронула имущественные права военных пенсионеров.

Право на получение пенсии в установленном федеральным законодательством размере должно быть восстановлено в полном объеме с учетом потери покупательной способности денег в результате инфляции. Снижение покупательной способности неполученных своевременно денег является причинением убытков, которые в соответствии со ст. 15 ГК РФ должны быть полностью компенсированы.

Право сбора и предоставления органам государственной власти и органам местного самоуправления официальных статистических данных об уровне инфляции и определение индексапотребительских цен представлено Федеральной службе государственной статистики (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 399). Все расчеты невыплаченных своевременно денежных средств военным комиссариатом ЧР военным пенсионерам приведены с учетом инфляции на основании данных Федеральной службы государственной статистики.

Расчет недоплаты пенсии приведен в таблицах.

Статьей 100 ГПК РФ предусмотрено взыскание расходов на оплату услуг представителя с проигравшей стороны.

На оплату услуг представителя каждым истцом всего потрачено 1000 рублей. За выплаченные истцами суммы представитель произвел истцам индивидуальный расчет недоплаты, подготовил исковое заявление, обеспечит представительство его интересов в суде.

При таких обстоятельствах требование о разумности пределов взыскания понесенных судебных расходов полностью выполняется. При обращении истцов за юридической помощью в адвокатские образования они понесли бы значительно больше судебных расходов, исходя из установленных расценок Адвокатской палатой ЧР.

Пенсия в установленном федеральном законодательством размере не получена по вине Министерства обороны РФ. Согласно статьи 58 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

На основании изложенного, просит обязать ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскать с ответчика недоплату пенсии в пользу истцов за указанные выше периоды исходя из представленных расчетов, расходы на услуги представителя.

Определением суда от 21.02.2011 гражданские дела по искам Григорьева П.И., Полевикова В.И., Семенова Н.Н., Любимова Ю.А., Волкова А.Н., Лунькова А.П., Вахромеева Б.А., Квачева А.К., Данилочкина Ю.Е., Сидорова А.И., Угольникова В.М. объединены в одно производство.

В судебном заседании представитель истцов поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске и просил взыскать с ответчика недоплату пенсии в пользу истцов:

Григорьева П.И. за период с 01.02.1993 по 31.03.1993 г.г. в сумме ------ руб.; за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 г.г. в сумме ------ руб., а также расходов на представителя в размере ------ руб., расходов на удостоверение доверенности в сумме ------ руб.;

Полевикова В.И. за период с 01.02.1993 по 31.03.1993 г.г. в сумме ------ руб.; с 01.01.1999 по 30.06.1999 г.г. в сумме ------ руб., а такжесудебных расходов в размере ------ руб.;

Семенова Н.Н. за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 г.г. в сумме ------ руб., за период с 01.07.1999 по 31.12.2002 г.г. в сумме ------ руб., а такжесудебных расходов в размере ------ руб.;

Любимова Ю.А. за период с 01.02.1993 по 31.03.1993 г.г. в сумме ------ руб.; за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 г.г. в сумме ------ руб.,за период с 01.07.1999 по 31.12.2002 г.г. в сумме ------ руб., а такжесудебных расходов в размере ------ руб.;

Волкова А.Н. за период с 01.02.1993 по 31.03.1993 г.г. в сумме 386,77 руб.; за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 г.г. в сумме 933,33 руб.,за период с 01.07.1999 по 31.12.2002 г.г. в сумме ------ руб., а такжесудебных расходов в размере ------ руб.;

Лунькова А.П. за период с 01.02.1993 по 31.03.1993 г.г. в сумме ------ руб.; за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 г.г. в сумме ------ руб.,за период с 01.07.1999 по 31.12.2002 г.г. в сумме ------ руб., а такжесудебных расходов в размере ------ руб.;

Вахромеева Б.А. за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 г.г. в сумме ------ руб., а такжесудебных расходов в размере ------ руб.;

Квачева А.К. за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 г.г. в сумме ------ руб., а такжесудебных расходов в размере ------ руб.;

Данилочкина Ю.Е. за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 г.г. в сумме ------ руб., а такжесудебных расходов в размере ------ руб.;

Сидорова А.И. за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 г.г. в сумме ------ руб., а такжесудебных расходов в размере ------ руб.;

Угольникова В.М. за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 г.г. в сумме ------ руб.,за период с 01.07.1999 по 31.12.2002 г.г. в сумме ------ руб., а такжесудебных расходов в размере ------ руб..

Представители ответчика в судебном заседании иск не признали по основаниям, изложенным в письменных отзывах. Также пояснили, что Конституционный Суд РФ в своих постановлениях не раз указывал на то, что понятия "денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим" отличается от понятия "денежное довольствие военнослужащих", определяемого статьями 12 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и имеет самостоятельное нормативное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра военным пенсионерам. Пенсия ответчику исчислялась в полном соответствии с Постановления Правительства РФ и вины пенсионного органа в том, что в определенные периоды нормативными актами размер оклада по званию, требованиям закона о статусе военнослужащих нет.

Из письменных отзывов ответчика следует, что нормы и порядок назначения пенсии пенсионерам Министерства обороны определены Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941.

Статьей 43 вышеуказанного Закона предусмотрено, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учеты повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», действовавшего в то время было предусмотрено, что размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям, а также дополнительные выплаты определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. То есть, в то время установление размеров должностных окладов и окладов по воинскому званию находилось в компетенции исключительно Правительства Российской Федерации.

При этом установление размеров должностных окладов уволенным военнослужащим (военным пенсионерам) законодательством вообще не предусмотрено. Согласно пункту «б» статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 пенсии военнослужащим пересматриваются при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.То есть указанный закон говорит о том, что при пересмотре пенсий уволенным военнослужащим учитывается уровень повышения денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, состоящих на службе. Поскольку для исчисления пенсий из всех составляющих денежного довольствия военнослужащих учитываются только оклады по должности и воинскому званию, а также процентная надбавка за выслугу лет, то реальное изменение размеров пенсий может произойти при условии изменения у военнослужащих, состоящих на службе, именно этих составляющих, поскольку изменение других составляющих денежного довольствия никакого влияния на размер пенсии не оказывает.

Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года № 1638 Правительству Российской Федерации было поручено повысить военнослужащим с 1 января 1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями и с 1 июля 1999 года в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями.

Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации было издано постановление от 19 января 1999 года № 72, согласно которому военнослужащим с 1 июля 1999 года установлены месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями согласно приложению № 1 к этому постановлению (пункт 2 постановления).

С учетом этого в соответствии с пунктом «б» части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. № 4468-1 пересмотр пенсии пенсионерам из числа военнослужащих и членов их семей был осуществлен с 1 июля 1999 года исходя из установленных с этой даты месячных окладов по воинским званиям.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года № ВКПИ 99-18 пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года № 72 признан недействительным в части повышения военнослужащим первичных окладов по воинским званиямлишь с 1 июля 1999 года как не соответствующий абзацу второму пункта 12 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а приложение № 1 к указанному постановлению Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2001 года № ВКПИ 00-16 признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано ПравительствуРоссийской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года № 1638.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих» (с 1 января 1998 года Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ) оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могли быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям должны были составлять не менее половины воинских должностных окладов. При этом остальные размеры окладов по воинским званиям в соответствии с указанным Законом определялись Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих и выплата новых окладов по воинским званиям осуществлялась с 1 июля 1999 года в размерах согласно приложению № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года № 72.

В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной власти, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Эта самостоятельность заключается в том, что органы исполнительной и судебной власти не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. Определение размеров окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат находится в непосредственной компетенции Правительства Российской Федерации.

Не смотря на это, отдельные судебные органы в нарушение статей 10, 120 Конституции Российской Федерации взяли на себя функции Правительства Российской Федерации и стали устанавливать лицам, уволенным с военной службы, оклады по воинским званиям и обязывать в связи с этим пенсионные органы соответствующих федеральных органов исполнительной власти пересматривать размеры пенсий.

Необоснованность таких решений подтверждена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 2007 года № ВКПИ 06-94, в котором сказано, что даже Верховный Суд Российской Федерации, учитывая положение статьи 10 Конституции Российской Федерации, не вправе указать Министру обороны Российской Федерации, что в его нормативном акте отсутствует правовое регулирование какого-либо вопроса и обязать внести соответствующее дополнение, так как это противоречит принципу разделения властей.

Тем более суд не может брать на себя функции Правительства Российской Федерации и самостоятельно устанавливать оклады по воинским званиям военным пенсионерам, которые военнослужащим, проходящим военную службу не устанавливались и принимать на основе этого решения о пересмотре пенсий из установленных судом окладов, так это противоречит пункту «б» статьи 49 Закона от 12.02.1993 г.

С учетом вышеуказанного, утверждения истца о якобы имевшим место «действии (бездействии) военного комиссариата, Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в перерасчете размера пенсии», несостоятельно, поскольку не соответствует действующему законодательству, и не должно приниматься судами в качестве основания для удовлетворения таких исковых требований.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 года № 1372 пенсионными органами в Министерстве обороны Российской Федерации являются военные комиссариаты, на которые возложены задачи по организации работы по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначению указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий и компенсаций и осуществлению контроля за правильностью и своевременностью их выплаты. То есть этим Указом определен конкретный орган, отвечающий за назначение и выплату пенсий уволенным военнослужащим и членам их семей. При этом ни Правительство Российской Федерации, ни Министерство обороны Российской Федерации органами, назначающим и выплачивающими пенсию, не являются и не могут быть виновными в недоплате пенсии.

Поскольку никакой вины пенсионных органов не было, так как они действовали строго в соответствии с действовавшими в то время нормативно правовыми актами, то применять в данном случае статью 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993года № 4468-1, предусматривающую возможность доплаты пенсии без ограничения срока исковой давности ввиду вины пенсионных органов в недоплате пенсии, оснований не имеется.

Суд, выслушав доводы сторон, изучив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции от 01.02.1993) было установлено, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Советом Министров Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. Указанное денежное довольствие, не превышающее 10-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть - в размере 50 процентов.

Ст.49 вышеуказанного закона (в ред. Федерального закона от 01.02.1993) было установлено, что пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру:

а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения;

б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Таким образом, непосредственно в специальном законе о пенсионном обеспечении военнослужащих пенсионеров не установлены соотношения должностного оклада и оклада по воинскому званию, учитываемых при назначении и перерасчете пенсии. Закон связывает возникновение оснований в частностив случае увеличения денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением.

Аналогичные положения в последующем были зафиксированы и постановленииПравительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".

Пунктом 8 указанного Постановления, установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии и месячной стоимости продовольственного пайка, определяемой в порядке, предусмотренном пунктом 11 настоящего Постановления.

В пп. «а» п.9 вышеуказанного Постановления, в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, указано, что в денежное довольствие включаются: уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.

Пунктом 14 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что в предусмотренных законодательством случаях повышения стоимости жизни или увеличения денежного довольствия состоящих на службе военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел либо повышения установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости пенсии, назначенные в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", подлежат пересмотру в следующем порядке (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.96 N 434):

а) в случае повышения стоимости жизни пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и их семьям, повышаются (индексируются) с учетом индекса стоимости жизни за соответствующий период, определяемого компетентным государственным органом, в порядке, размерах и со срока, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации об индексации денежных доходов населения;

б) в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, одновременно подлежат пересмотру также пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и их семьям, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, исчисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава. При этом, если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные им пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 13 настоящего Постановления, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.

Исковые требования основаны на том, что согласно п. 2 ст. 12 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 22.01.1993 №4338-1 размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям, надбавок и выплат оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов.

Указанный Закон Российской Федерации от 22.01.1993 №4338-1 "О статусе военнослужащих" (был опубликован в "Ведомости СНД и ВС РФ", 11.02.1993, N 6, ст. 188).

Согласно ст. 2 действовавшего на тот период времени Закона РСФСР "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами" от 13 июля 1990 г. датой официального опубликования Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" является именно дата опубликования.

С даты вступления вышеуказанного закона в силу, оклад по званию истца перестал соответствовать требованиям закона. Оклад по званию был приведен в соответствие только после издания Постановления Правительства РФ от 19 апреля 1993 г. N 340, в соответствии с которым должностные оклады лиц офицерского состава, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, установленные в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. N 65 были повышены в 1,9 раза, а размер оклада по званию был повышен в соответствии с приложением №2 к указанному Постановлению Правительства РФ. В связи с чем, истцу была пересмотрена пенсия и установлен оклад по должности - 34200 руб. и оклад по званию -26000 руб.

В последующем аналогичное положение о соотношении окладов по должности и окладов по званию было воспроизведено в п.2 ст.12 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Постановлением Правительства РФ от 19.01.1999 №72, принятого в соответствии с Указом Президента РФ от 24.12.1998 №1638, было предусмотрено повышение военнослужащим месячных окладов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями в 1,62 раза с 01.01.1999, а месячных окладов по воинским званиям с 1 июля 1999 г. в 2,02 раза. При этом оклады по воинским званиям согласно Постановлением Правительства РФ от 19.01.1999 №72 устанавливались в фиксированном размере согласно приложению №1 к постановлению.

Указанное привело к тому, что в период с 01.01.1999 по 30.06.1999 оклады военнослужащих по воинским званиям были менее половины оклада в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а с 01.07.1999 по до 31.12.2002 оклад соответствующий воинскому званию истцов повышен, но на меньший размер, чем предусматривалось Указом Президента РФ от 24.12.1998 №1638. В последующем повышение оклада по воинскому званию в 1,2 раза на основании Постановления Правительства РФ от 14 сентября 2000 года N 680 производилось исходя из размеров, установленных в соответствии приложения №1 к Постановлению Правительства РФ от 19.01.1999 №72.

Представленные истцами расчеты не оспариваются ответчиком, но указывается на то, что вины ответчика в непроведении перерасчета пенсии нет, так как все их действия основывались на принятых Правительством РФ в пределах его компетенции нормативных актах.

Решением Верховного Суда РФ от 16 марта 1998 г. N ГКПИ 98-32 было отказано в признании недействительным Постановления Правительства РФ N 65 от 27 января 1993 г. по мотиву несоответствия его Закону Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 22.01.1993 №4338-1, поскольку на день принятия этого Постановления Закон "О статусе военнослужащих", еще не был опубликован. В решении суда указано, что то обстоятельство, что с 1 февраля 1993 г. минимальный размер оплаты труда составил 2250 руб. и со дня опубликования Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" Постановление Правительства Российской Федерации перестало соответствовать этому Закону, может относиться к бездействию Правительства Российской Федерации, не приводящего своевременно данное Постановление в соответствие с законом, но основанием к признанию этого нормативного акта недействительным служить не может. Жалобы же на действия (бездействие) Правительства Российской Федерации к подсудности Верховного Суда Российской Федерации Законом не отнесены.

Решением Верховного Суда РФ от 20.10.1999 N ВКПИ 99-18 было признано недействительным (незаконным) п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72 в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 1 июля 1999 года как не соответствующий абзацу второму пункта 12 статьи 12 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих",а приложение № 1 к указанному постановлению Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2001 года № ВКПИ 00-16 признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано ПравительствуРоссийской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года № 1638..

В то же время, каких-либо иных постановлений Правительства РФ о повышении окладов по воинским званиям действующим военнослужащим, компенсирующих несвоевременное принятие постановления, приводящего в соответствии размер денежного довольствия военнослужащих в связи с принятием Закона РФ от 22.01.1993 №4338-1 и вместо признанных решением суда незаконными отдельных положений Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72, принято не было. Суду также не представлено доказательства того, что после признания незаконным вышеуказанных положений нормативных актов Правительства РФ, действующим военнослужащим по званию, равному званию истцов, выплачивался оклад в большем размере, чем размер оклада, из которого исчислялся истцам при выплате пенсии (указан в справке).

Верховным Судом РФ при рассмотрении ряда гражданских дел о взыскании недополученной пенсии за период с 01.01.1995 по 28.02.1998 по искам военных пенсионеров, которые обращались в суды в связи с тем, что приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.01.1995, изданным во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации N 1349 от 07.12.1994 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил" военнослужащим был увеличен размер должностного оклада на 25%, однако перерасчет пенсий военным пенсионерам произведен не был, была принята следующая правовая позиция - Верховный Суд РФ в своих определениях (определения от 06.10.2006 N 5-В06-99, от 04.08.2006 N 77-В06-13 и др.) указал, что отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания недополученных денежных средств в связи с увеличением на 25% денежных окладов военнослужащих, судебные инстанции ошибочно исходили из того, что решением Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 1997 года N ГКПИ 97-319 приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 января 1995 года N 20 об увеличении на 25% окладов по воинской должности за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации признан незаконным (недействующим) со дня издания, поскольку не прошел государственную регистрацию и не был опубликован для всеобщего сведения. Указывается, что хотя приказ от 10 января 1995 года №20 признан незаконным, но фактическое повышение с 1 января 1995 года денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу, имело место, что в силу п. "б" ст. 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" от 12 февраля 1993 года является основанием для увеличения пенсий.

Таким образом, производство перерасчета пенсий военным пенсионерам, без учета наличия или отсутствия фактического повышения денежного довольствия военнослужащих, учитываемых при исчислении пенсии, не будет соответствовать законодательству, так как будет приводить к неравенству прав военнослужащих, которым денежное довольствие повышалось лишь в рамках принятых нормативных положений Правительства РФ и военных пенсионеров.

Кроме того, если оклад по воинской должности представляет собой оплату, устанавливаемую в зависимости от квалификационных требований, сложности, ответственности работы и устанавливается в виде определенных минимальных и максимальных размеров напрямую связанных с квалификационными требованиями к военнослужащему (квалификационные разряды), то оклад по званию представляет собой фиксированную денежную сумму.

Таким образом, производство перерасчета пенсий военным пенсионерам, без учета наличия или отсутствия фактического повышения денежного довольствия военнослужащих, учитываемых при исчислении пенсии, не будет соответствовать законодательству, так как будет приводить к неравенству прав военнослужащих, которым денежное довольствие повышалось лишь в рамках принятых нормативных положений Правительства РФ и военных пенсионеров.

Исчисление размера недополученной пенсии из предложенной истцом методики, по существу изменяет весь порядок исчисления пенсии - определяет размер оклада по званию пропорциональным размеру оклада по должности, что не соответствует требованиям законодательства, и ставит военных пенсионеров в неравные условия по исчислению оклада по званию имеющих одинаковые звания, но ушедших на пенсию с различных воинских должностей. Пенсионные органы не вправе самостоятельно устанавливать размеры окладов по званию, так как это находиться в компетенции Президента РФ и Правительства РФ.

В соответствии с действовавшими в спорные периоды постановлениями Правительства Российской Федерации, устанавливавшими размеры окладов по должностям и по воинским званиям, ответчик перерасчеты пенсии истцу производил. Иные оклады в указанные периоды Правительством Российской Федерации, не устанавливались, и военнослужащим, проходившим военную службу, оклады в иных размерах не выплачивались.

Пенсионные органы не вправе самостоятельно устанавливать военнослужащим размеры окладов по должностям и по воинским званиям, в том числе и в целях перерасчета пенсии, в связи с чем у ответчика не имелось оснований для перерасчета пенсии истцам за указанные периоды.

Поскольку вины ответчика в непроведении перерасчетов пенсии не имеется, не имеется оснований и для применения ст. 58 Закона Российской Федерации от 12.02.1993, предусматривающей возможность взыскания пенсии без ограничения срока, на что прямо указывал представитель ответчика, прося отказать в удовлетворении исковых требований и по данному основанию, то есть исковые требования не подлежат удовлетворению и как заявленные по истечению срока исковой давности.

Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Григорьева ФИО30, Полевикова ФИО31, Семенова ФИО32, Любимова ФИО33, Волкова ФИО34, Лунькова ФИО35, Вахромеева ФИО36, Квачева ФИО37, Данилочкина ФИО38, Сидорова ФИО39, Угольникова ФИО40 к Военному комиссариату Чувашской Республики о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании недоплаты пенсии, расходов на представителя, расходов на оформление доверенности, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.

Судья В.В.Евстафьев

Мотивированное решение

изготовлено 04.04.2011г.