об оспаривании предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности



Гр. дело № 2- 1602/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2011 г. г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Степановой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Архиповой О.В.,

с участием представителя заявителя МДОУ «Детский сад № 15» г. Чебоксары Глазовой Т.И.,

представителя органа, акт которого обжалуется, ГУ МЧС России по Чувашской Республике Кондратьева В.П., действующего на основании доверенности от 03.02.2011 г.,

инспектора ОНД Калининского района г. Чебоксары по пожарному надзору Портнова Д.Г.,

представителя заинтересованного лица управления образования администрации г. Чебоксары Гришановой Н.И., действующей на основании доверенности от 30.01.2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению МДОУ «Детский сад № 15» г. Чебоксары о признании незаконным предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности,

установил:

МДОУ «Детский сад № 15» г. Чебоксары обратилось в суд заявлением о признании незаконным предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Заявление мотивировано тем, что государственным инспектором Калининского района г. Чебоксары по пожарному надзору Портновым Д.Г. 28 февраля 2011 г. составлено предписание № 39/1/39 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в отношении детского сада. Считает предписание необоснованным, поскольку детский сад сдан в эксплуатацию и принят приемочной комиссией в 1975 г., строительство объекта осуществлялось по типовому проекту 214-1-87, введен в действие ЦНИИЭП учебных заведений 30.12.1968 г., приказ № 116. Здание разрешено к эксплуатации в соответствии с градостроительными нормами, действующими на тот период времени. Указанные инспектором нормы должны соблюдаться при проектировании вновь строящихся и реконструируемых детских дошкольных учреждений. Инспектор не руководствовался СНиП 10-01-94, согласно п. 8.5 которого на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений. Таких решений в отношении МДОУ не издано. Здание по адресу: адрес, передано администрацией г. Чебоксары в оперативное управление МДОУ «Детский сад № 15 г. Чебоксары» и последнее не вправе совершать мероприятия по изменению и реконструкции здания, так как это не предусмотрено уставом и договором. Заявитель со ссылкой на гл. 25 ГПК РФ просит признать незаконным предписание №39/1/39 от 28 февраля 2011 г. по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

В судебном заседании представитель заявителя - заведующий МДОУ «Детский сад № 15» Глазова Т.И. заявление поддержала по изложенным основаниям и вновь привела их суду, представив суду перечень документов.

В судебном заседании представитель Управления образования администрации г. Чебоксары Гришанова Н.И. пояснила, что здание МДОУ «Детский сад №15» построено в соответствии с ранее действующими нормативными документами, п. 6.16 СНиП 21-01-97 на данное здание не распространяется. Кроме того, здание находится в оперативном управлении и МДОУ «Детский сад №15» не вправе совершать мероприятия по изменению и реконструкции здания, т.к. это не предусмотрено уставом и договором. Заявление считает обоснованным, просила его удовлетворить по основаниям, аналогичным тем, что изложены в заявлении. Кроме того, указала, что для проведения реконструкции здания требуются большие финансовые затраты, которых у детского дошкольного учреждения и у учредителя не имеется.

В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по ЧР Кондратьев В.П. представил суду письменный отзыв, указав, что групповая ячейка относится к классу пожарной опасности Ф 1.1., в котором находятся маломобильные группы населения - дети, поэтому ширина эвакуационного выхода должна составлять 1,2 м. Пожарный риск по данному детскому саду они не рассчитывали. СНиП 21-01-97 должен применяться для всех зданий и сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации.

В судебном заседании инспектор ОНД Калининского района г. Чебоксары по пожарному надзору Портнов Д.Г. требования заявления не признал по аналогичным основаниям. Суду дополнил, что просчитать пожарный риск они не в состоянии, так как обслуживают более 150 объектов. Дошкольное учреждение должно доказать, что у них отсутствует пожарный риск. Расширение дверных проемов до требуемой ширины 1,2 м. действительно является реконструкцией.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела в полном объеме, которых, по мнению сторон, достаточно для принятия решения по делу и не требуется предоставление дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 6 ФЗ N69-ФЗ «О пожарной безопасности» государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Главный государственный инспектор по надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право, в том числе осуществлять пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами.

В силу п. 1 Правил пожарной безопасности установлены требования пожарной безопасности, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что в данном случае ОГПН в пределах своих полномочий осуществляет государственный пожарный надзор, в том числе и путем выставления в адрес соответствующих органов или юридических (физических) лиц предписаний об устранении нарушений и соблюдении требований в области пожарной безопасности.

Согласно ст. 37 ФЗ от 21 декабря 1994 N69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

В ст. 20 указанного Закона установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности в Российской Федерации установлены Правилами.

П. 3 Правил предусмотрено, что наряду с Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Из совокупного толкования ст. ст. 1, 2, 6, 7, 8, 32, 34 ФЗ "О техническом регулировании" следует, что обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, в том числе к зданиям, строениям и сооружениям, устанавливаются техническими регламентами, принятыми федеральными законами и подзаконными нормативными актами. Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие, в том числе, взрывобезопасность, механическую безопасность, пожарную безопасность, промышленную безопасность, термическую безопасность, электрическую безопасность. Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. В Российской Федерации действуют общие технические регламенты и специальные технические регламенты. Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Общие технические регламенты принимаются по вопросам безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, пожарной безопасности, экологической безопасности.

Проверка соблюдения требований технических регламентов, предъявляемых к объекту, а также оценка рисков вероятности причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью окружающих осуществляется уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями.

Согласно ст. 32 ФЗ от 22 июля 2008г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания (сооружения, строения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений, строений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, строении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на:

1) Ф1 - здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе:

а) Ф1.1 - здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003г. N24 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03" здание ДОУ включает:

- групповые ячейки - изолированные помещения, принадлежащие каждой детской группе;

- специализированные помещения для занятий с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами;

- сопутствующие помещения (медицинские, пищеблок, постирочная);

- служебно-бытовые помещения для персонала.

В состав групповой ячейки входят: раздевальная (приемная для детей ясельного возраста), групповая (игровая), спальня, буфетная, туалетная (пункты 2.2.2, 2.2.9).

Ст. 89 ФЗ установленытребования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам. В частности, эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения. Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться в соответствии с требованиями федеральных законов о соответствующих технических регламентах.

К эвакуационным выходам из зданий, сооружений и строений относятся выходы, которые ведут из помещений первого этажа наружу: непосредственно; через коридор; через вестибюль (фойе); через лестничную клетку; через коридор и вестибюль (фойе); через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку.

Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.

В СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" пунктом 6.16* установлено, что высота эвакуационных выходов должна быть не менее 1,9 м., ширина - не менее 1,2 м. из помещений класса Ф.1.1.

В данном случае обязанность доказывания того, что имеется риск пожарной безопасности, лежит на органе, чьи действия оспариваются в суде.

В соответствии со ст. 6 ФЗ от 22 июля 2008г. N 123-ФЗ
"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: 1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

Пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Глазова Т.И. работает на должности заведующей МДОУ №15 с 02.10.2000 г.

На основании договора от 24 декабря 2004 г. Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом (Собственник) передал, а МДОУ «Детский сад № 15» г. Чебоксары (Пользователь) принял для пользования по согласованию с Управлением образования администрации г. Чебоксары на праве оперативного управления комплекс МДОУ «Детский сад № 15» г. Чебоксары, обязался не производить перепланировок и переоборудования помещений без согласования с Собственником.

На основании распоряжения главного государственного инспектора г. Чебоксары по пожарному надзору № 39 от 31 января 2011 г. в период с 22 февраля 2011 г. по 28 февраля 2011 г. ОГПН Калининского района отдела ГПН г. Чебоксары Управления ГПН Главного управления МЧС России по ЧР провело внеплановое, выездное мероприятие по контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности в здании и помещениях МДОУ «Детский сад № 15» г. Чебоксары.

По результатам мероприятия в целях устранения выявленных нарушений пожарной безопасности ОГПН в адрес заведующей МДОУ «Детский сад № 15» г. Чебоксары вынесено предписание от 28 февраля 2011 г. №39/1/39 о необходимости устранить следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности:

- ширина основного и запасного эвакуационного выхода групп №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 составляет менее 1,2 м. (нарушен п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*, срок устранения нарушений - до 1 марта 2012 г.).

Судом также установлено и сторонами не оспаривается, что расчет пожарного риска по МДОУ № 15 при вынесении предписания не был проведен.

В ходе судебного заседания представитель главного управления МЧС России по ЧР Кондратьев В.П. пояснил, что расчет определения уровня пожарной безопасности на момент вынесения предписания, то есть 28 февраля 2011 г. представлен не был.

Как следует из представленных документов и прямо подтверждается сторонами на момент ввода в эксплуатацию МДОУ № 15 соответствовал требованиям СНиП. При выдаче учреждению очередной лицензии 31.01.2006 г. УГПН ГУ МЧС России по ЧР дано заключение № 20 о том, что состояние объектов (помещений, имущества и т.п.) соискателя лицензии позволяет ему обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности при осуществлении воспитательно-образовательной деятельности.

С учетом анализа представленных документов, требований действующего законодательства о том, что оценка рисков вероятности причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью окружающих осуществляется уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, суд приходит к выводу, что в данном случае такой расчет риска должен быть произведен с участием ОГПН г. Чебоксары.

Тем не менее, в данном случае ОГПН г. Чебоксары УГПН ГУ МЧС России по ЧР в лице государственного инспектора Калининского района г. Чебоксары ограничился предписанием. Доказательств о том, что предписание вынесено с учетом расчета определения уровня пожарной безопасности в здании МДОУ «Детский сад № 15» в суд не представлено и не отрицается представителем ответчика.

Усматривается, что с учетом указанного расчета имеются основания для предписания в дальнейшем указанному детскому учреждению принять меры противопожарной безопасности и предоставлении определенного времени для устранения недостатков по пожарной безопасности.

Таким образом, поскольку в установленном законом порядке на момент оспариваемого предписания не определено, превышает ли пожарный риск соответствующие допустимые значения, установленные настоящим Федеральным законом, предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности в виде увеличения ширины основных и запасных эвакуационных выходов из групповых помещений было преждевременным, является несостоятельным и как действие должностного лица, обязывающее произвести определенные виды работ предписание следует признать не соответствующим закону. Также следует учесть, что у заявителя отсутствуют финансы для устранения вышеуказанных недостатков.

Усматривается, что хотя дошкольное учреждение и является самостоятельным юридическим лицом, с учетом требований законодательства учредитель данного дошкольного учреждения должен предусмотреть и с учетом необходимых потребностей в выполнении требований пожарной безопасности, в том числе и оборудования дополнительного выхода, решить вопрос о разработке документации, в случае необходимости о реконструкции здания с учетом о пожарного риска и других необходимых документов, для предотвращения пожарного риска выделить необходимые средства, в том числе и денежные средства для организации данных видов работ.

Также при вынесении решения независимо от решения суда о признании несоответствующим закону предписания органа пожарного надзора в части, суд исходит из того, что в случае, если при проведении проверок в соответствии с действующим законодательством у органов пожарного надзора возникли основания для вывода о несоблюдении в указанном детском учреждении правил пожарной безопасности и создается угроза жизни и здоровью находящихся в здании граждан при его эксплуатации, орган пожарного надзора вправе в установленном законом порядке оформлять административный материал, в ходе рассмотрении которого в соответствии с КоАП РФ может рассматриваться вопрос о приостановлении деятельности юридического лица в случае нарушения правил пожарной безопасности.

Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным предписание отделения ГПН Калининского района г. Чебоксары Управления ГПН Главного управления МЧС России по ЧР №39/1/39 от 28 февраля 2011 г. по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 23 марта 2011г.

Председательствующий: судья Н.А. Степанова

Решение не вступило в законную силу