РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
5 апреля 2011 г. г.ЧебоксарыЛенинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Евстафьева В.В.,
при секретаре Жигановой Г.А.,
с участием представителя истца Куварзина А.В.,
представителя ответчика Администрации г. Чебоксары Федоровой С.И.,
представителя ответчика ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Чувашской Республике-Чувашии Мельниковой Н.Н.,
представителя третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике Новинской Е.И.,
представителя третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары Игнатовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куварзиной ФИО9 к Администрации г. Чебоксары об обязании внести изменение в п.3 распоряжения Администрации г.Чебоксары от дата и обязании ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Чувашской Республике внести изменения в государственный кадастр недвижимости по земельному участку в указании вида разрешенного использования,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам с вышеуказанными требованиями. В обоснование иска истец указал, что согласно распоряжению Администрации города Чебоксары Чувашской Республики № 3773-р от 22.11.2004 (далее по тексту Распоряжение) на основании заявления от дата земельный участок (кадастровый номер ------), расположенный по адресу адрес предоставлен в собственность Куварзиной И.А. в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ. На указанном земельном участке расположен объект недвижимости (здание кирпичной мастерской), принадлежащей Куварзиной И. А. на праве собственности. Право собственности на объект недвижимости подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата согласно которому объект недвижимости - это здание кирпичной мастерской, назначение нежилое, право собственности на которое перешло на основании нотариально удостоверенного договора от дата.
Согласно Распоряжению земельный участок предоставляется для эксплуатации нежилого здания, без указания, что это здание является производственно-административным, как это следует из технического паспорта на здание, а также из землеустроительного (межевого) дела, согласно которому земельный участок используется для эксплуатации производственно-административного здания, договора от дата В результате имеет место неоднозначное толкование вида разрешенного использования земельного участка: нежилое здание может использоваться по нескольким видам разрешенного использования. Фактически здание использовалось для производства технической продукции (изготовление фрезы для оборудования зверосовхозов, чехол внутреннего шарнира к а/м ВАЗ 21021) и как складское помещение для хранения произведенной продукции, в здании установлено соответствующее оборудование. Однако, из Распоряжения не следует, что земельный участок используется для размещения нежилого производственного здания или складского здания. В результате при проведении государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка была определена по 7 виду разрешенного использования как «Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии», что не соответствует фактическому использованию указанного земельного участка
Согласно Типовому перечню видов разрешенного использования, приведенному в Технических рекомендациях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее Технические рекомендации), утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 г. №П/0152 к 9 виду использования относятся: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Следовательно, для земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, изначально используемый под производственную деятельность, должен быть установлен девятый вид разрешенного использования земельного участка, а не седьмой.
В целях проведения кадастровой оценки использовался перечень земельных участков, принятых на кадастровый учет, источником информации о земельном участке служит только кадастровый план. А поскольку из кадастрового плана не следует, что нежилое здание используется для производственных целей, то при проведении кадастровой оценки оценщики, руководствуясь Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 № 39 и Техническими рекомендациями, земельный участок принадлежащий истцу на праве собственности приняли для оценки как участок, имеющий несколько видов разрешенного использования, и по нему была установлена кадастровая стоимость того вида разрешенного использования, для которого кадастровая стоимость имеет наибольшее значение.
В результате технической ошибки допущенной в Распоряжении № 3773-р от 22.11.2004 в виде указания не точного определения нежилого здания, кадастровая стоимость земельного участка была завышена в 5-6 раз против стоимости земельного участка по фактическому использованию земельного участка на момент приобретения участка в собственность (2005 год), что в свою очередь повлекло необоснованное увеличение налогооблагаемой базы.
Учитывая то, что земельный участок приобретен в 2005 году, в период, когда для целей оценки виды разрешенного использования еще не были утверждены (Методические рекомендации утверждены приказом Минэкономразвития 15.02.2007), при подготовке пакета необходимых документов не был указан вид разрешенного использования земельного участка в зависимости от назначения нежилого здания.
В результате не точного отражения администрацией г. Чебоксары сведений о земельном участке в Распоряжении №3773-р от 22.11.2004 Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике был неправильно определен вид разрешенного использования данного земельного участка. На письменные обращения истца об исправлении допущенной ошибки в Распоряжении Администрация г. Чебоксары ответила отказом. На письменные обращения истца об исправлении допущенной ошибки в государственном земельном кадастре Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике ответила отказом, мотивировав свой отказ обязанностью Администрации г. Чебоксары устранить допущенную ошибку в Распоряжении. Допущенные ошибки Администрацией г. Чебоксары и Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике привели к завышению налоговой базы и суммы налога подлежащего уплате в бюджет, то есть истец в настоящий момент вынужден платить земельный налог в сумме ------ руб. вместо ------ руб. и до исправления указанных ошибок в Распоряжении и государственном земельном кадастре истец лишен возможности воспользоваться своим правом п.п.5 п.1 ст.21 НК РФ на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
На основании вышеизложенного, просит обязать Администрацию города Чебоксары Чувашской Республики изменить пункт 3 распоряжения Администрации города Чебоксары Чувашской Республики № 3773-р от 22.11.2004г. изложив его в следующей редакции: «Предоставить Куварзиной ФИО10, проживающей по адресу: г. Чебоксары, Юго- западный бульвар, адрес из земель поселений земельный участок площадью 768 кв.м (0,0768 га) по просп. адрес в для эксплуатации нежилого производственного здания в собственность (за плату), в том числе:
площадью ------ га) в охранной зоне инженерных коммуникаций;
площадью ------ га) в охранной зоне электропередач;
площадью ------ га) в охранной зоне канализации;
площадью ------ га) в охранной зоне теплотрассы и заключить с ней договор купли-продажи».
Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике внести изменения в государственный кадастр недвижимости по земельному участку кадастровый номер ------ указав вид разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».
В последующем истец заменил ненадлежащего ответчика - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике, надлежащим - ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Чувашской Республике-Чувашии и требование о возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости по земельному участку предъявил к данному ответчику.
Представитель ответчика Администрации г. Чебоксары в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что распоряжением администрации г. Чебоксары истцу был предоставлен в собственность земельный участок для эксплуатации нежилого здания. На основании данного распоряжения был заключен договор купли-продажи земельного участка, в последующем истец зарегистрировала свое право собственности на земельный участок. Администрация г. Чебоксары вправе распоряжаться лишь теми земельными участками, которые находятся в муниципальной собственности. В настоящее время собственником земельного участка является истец. Статья 37 ГрК РФ устанавливает, что собственник земельного участка вправе самостоятельно устанавливать виды разрешенного использования земельного участка. Также в межевом деле содержатся сведения о фактическом использовании земельного участка. В связи с чем, считает, что истец имеет возможность самостоятельно обратиться в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Чувашской Республике с заявлением о внесении уточнений в кадастровый паспорт земельного участка в части вида разрешенного использования земельного участка. Оснований для внесения изменений в распоряжение администрации г. Чебоксары от 22.11.2004 №3773-р не имеется, ранее указанное распоряжение истцом не оспаривалось.
Представитель ответчика ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Чувашской Республике-Чувашии в судебном заседании иск не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве на иск.
Из отзыва на иск ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Чувашской Республике-Чувашии следует, что приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии №П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам РФ полномочиями органа кадастрового учета» от 11.03.2010 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по ЧР-Чувашии с 15.09.2010 наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (полномочия органа кадастрового учета).
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером ------, расположенный по адресу: Чувашская Республика, адрес, площадью ------ кв.м., с видом разрешенного использования «для эксплуатации нежилого здания» на государственный кадастровый учет поставлен по заявлению ФИО1 от дата № с приложением Описания земельного участка № (выписка из землеустроительного дела) от дата, распоряжения администрации г. Чебоксары от 22.11.2004 № 3773-р. В распоряжении администрации г. Чебоксары от 22.11.2004 № 3773-р вид разрешенного использования земельного участка был указан как «для эксплуатации нежилого здания». ФГУ «Земельная кадастровая палата» по ЧР-Чувашии рассчитывает кадастровую стоимость при первичном учете земельного участка исходя из утвержденных показателей для того или иного вида разрешенного использования.
В соответствии с п.2 ст.66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) в зависимости от вида разрешенного использования и категории земель.
Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков на территории Чувашской Республики определяются Кабинетом Министров Чувашской Республики (Постановление Кабинета Министров ЧР № 12 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики» от 23 января 2008 года). На основании утвержденных удельных показателей рассчитывается кадастровая стоимость земельного участка путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования на площадь земельного участка. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ------ составляет ------ руб./кв.м., что соответствует седьмому виду разрешенного использования согласно приложения №1 постановления Кабинета Министров ЧР № 12 от 23.01.2008.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, ч. 2 и ч. 6 ст. 30 ГрК РФ). Согласно ч. 3 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно п.9 ст.3 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14 июля 2005 г. № 1683 "О Правилах землепользования и застройки в городе Чебоксары", собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, иных объектов недвижимости, имеют право в соответствии с законодательством по своему усмотрению выбирать и менять вид виды использования недвижимости, разрешенные как основные и сопутствующие для соответствующих зон.
В случаях, когда изменение одного вида на другой вид разрешенного использования недвижимости не связано с конструктивными преобразованиями, собственник, пользователь, владелец, арендатор недвижимости направляет; уведомление о намерении изменить вид использования недвижимости в управление архитектуры и градостроительства администрации города, которое после соответствующей проверки сообщает о факте изменения в городской комитет по земельным ресурсам и землеустройству и городской комитет по управлению имуществом. Собственник, пользователь, владелец, арендатор недвижимости обеспечивает внесение соответствующих изменений в документы учета недвижимости и документы о регистрации прав на недвижимость.
Согласно ч.ч. 2,3 ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ (далее - Закон) постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов.
При этом орган кадастрового учета произведет учетные действия не по требованию суда, а по обращению (заявлению) заинтересованного в соответствующих изменениях лица. Требование об обязании совершения каких-либо действий могут заявляться в том случае, если орган кадастрового учета в установленном порядке их не совершил. Обязанность внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости может являться лишь следствием признания незаконными действий ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Чувашской Республике-Чувашии.
Действия Учреждения истцами не обжалуются. В случае же оспаривания действий (бездействий) в порядке главы 25 ГПК РФ, истцу необходимо указать какое именно право нарушается действиями (бездействиями) Учреждения и нормам какого закона не соответствуют указанные действия (бездействия).
При указанных обстоятельствах требования, заявленные к Учреждению, считают необоснованными и неподлежащими удовлетворению, так как Учреждение не является нарушителем прав и законных интересов Куварзиной И.А., в связи с чем, является ненадлежащим ответчиком по указанному делу. Так как, в соответствии с положениями ГПК РФ, ответчиком является лицо, которое совершило действия или приняло решения, нарушающие права и законные интересы лица(истца). Никаких доводов относительно совершения Учреждением таковых действий истец не представил.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 199 ГК РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике в судебном заседании заявила, что позиция Управления изложена в ранее представленном письменном отзыве на иск.
Из отзыва на иск Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике следует, что в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08.02.2010 № П/41 «О некоторых территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Управление Роснедвижимости по Чувашской Республике прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Управлению Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике, которое, в свою очередь, переименовано в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике. Управление является правопреемником по правам и обязанностям реорганизованного Управления Роснедвижимости по Чувашской Республике.
В соответствии со статьями 4, 7, 16, 20-22 Федерального закона от 04.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) сведения в государственный кадастр недвижимости (в частности - сведения о правообладателях, категории и видах разрешенного использования земельных участков) вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. Сведения о категории и видах разрешенного использования земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости в соответствии с документами о предоставлении земельных участков (постановлениями, решениями, распоряжениями) уполномоченных органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления. Поскольку в распоряжении администрации г. Чебоксары от 22.11.2004 № 3773-р разрешенное использование земельного участка было указано как «для эксплуатации нежилого здания», соответствующие сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Государственная кадастровая оценка земель (массовая оценка) проводится не реже одного раза в 5 лет. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального пользования и производится на основе данных государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с пунктом 2.1. Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 № П/0152, для проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики на 01.01.2007 формировался перечень земельных участков (исходный перечень). Перечень формировался на основе сведений государственного земельного кадастра (в настоящее время - государственный кадастр недвижимости).
Указанный в заявлении земельный участок с кадастровым номером ------ вошел в Перечень объектов оценки населенных пунктов с видом разрешенного использования «для эксплуатации нежилого здания».
Отнесение земельных участков к определенной группе видов разрешенного пользования при проведении оценочных работ производится на основании сведений государственного кадастра недвижимости и при этом использование оценочными организациями дополнительной информации не предусмотрено. Разрешенное использование «для эксплуатации нежилого здания» не характеризует функциональное назначение земельного участка и не позволяет однозначно отнести его к определенной группе видов разрешенного использования. При данной формулировке разрешенного использования возможно отнесение этого земельного участка к нескольким группам видов разрешенного использования, так «нежилым зданиям» можно отнести как производственные, так и административные или торговые здания. В связи с этим, с учетом положений пункта 2.7.1. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39 (согласно которому по результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельного участка тоговида разрешенного использования, для которого указанное значение наибольшее), исполнителем работ по определению кадастровой стоимости ФГУП КЦ - Земля» земельный участок с кадастровым номером ------ был отнесен к 7 группе видов разрешенного использования: «земельные участки, для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии».
В настоящее время удельный показатель кадастровой стоимости, сооттветствующий седьмому виду разрешенного использования согласно приложению №1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от дата № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики» составляет ------ руб./кв.м., соответственно кадастровая стоимость земельного участка площадью 768 кв.м. с кадастровым номером ------ составляет ------ руб. (------).
В соответствии с ч.2 ст.7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Так, согласно разъяснений, доведенных письмом Минэкономразвития РФ 20.08.2009 № Д 23-2696, при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка может выбрать вид разрешенного использования в соответствии вышеуказанными положениями ЗК РФ и ГрК РФ самостоятельно - без дополнительных разрешений и процедур согласования. Однако, при этом следует учитывать, что изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования должно осуществляться в соответствии с градостроительным регламентом ( ч. 3 ст. 37 ГрК РФ).
Для учета соответствующих изменений в орган кадастрового учета подается соответствующее заявление для учета изменений (уточнения) вида разрешенного использования земельного участка с приложением фрагмента правил землепользования и застройки. В соответствии с п. 2.3.2. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222, при изменении вида разрешенного использования земельного участка в составе земель поселений его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду для кадастрового квартала, на площадь земельного участка.
Таким образом, истец как правообладатель земельного участка может обратиться в орган кадастрового учета (ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Чувашской Республике - Чувашии) с заявлением для учета изменений (уточнения) вида разрешенного использования земельного участка, на основании чего будут внесены изменения в вид разрешенного использования и будет сделан перерасчет кадастровой стоимости после внесения изменений (уточнений) вида разрешенного использования заявленного земельного участка органом кадастрового учета в соответствии с вышеуказанными Методическими указаниями.
Представитель третьего лица Управления ФНС по г. Чебоксары в судебном заседании удовлетворение исковых требований оставила на усмотрение суда. Пояснила, что требования об уплате земельного налога за ------.г. направлялись дата.
Суд, выслушав доводы участвующих в деле лиц, приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. К указанному выводу суд приходит на основании следующего.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" в целях внедрения экономических методов управления земельными ресурсами и повышения на этой основе эффективности использования земель Правительством Российской Федерации предложено Государственному комитету Российской Федерации по земельной политике провести в 1999 - 2001 годах государственную кадастровую оценку всех категорий земель на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утвердить ее результаты.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", были утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Постановлением Кабинета Министров ЧР от 15.05.2001 N 106 "О государственной кадастровой оценке земель" была образована Правительственная комиссия по проведению государственной кадастровой оценки земель. Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике рекомендовано организовать работы по проведению государственной кадастровой оценке земель для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством Российской Федерации, и доводить до Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике и его структурных подразделений в районах и городах информацию о кадастровой оценке земель для целей налогообложения.
Государственная кадастровая оценка земель поселений Чувашской Республики была проведена в 2003 году и ее результаты утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2003 N 45. В соответствии с произведенной кадастровой оценкой земель, утвержденной данным постановлением различались 8 видов функционального использования земель.
В последующем, Постановлением Кабинета Министров ЧР № 12 от 23.01.2008 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики», были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Чувашской Республики (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики и постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2003 N 45 было признано утратившим силу. Постановлением Кабинета Министров ЧР № 12 от 23.01.2008 было установлено 15 видов разрешенного использования земельных участков.
Как следует из представленных доказательств, истцом на основании договора о разделе имущества от дата, удостоверенного нотариально, приобретено в собственность здание кирпичной мастерской, представляющее собой одноэтажное кирпичное здание с одноэтажным кирпичным пристроем и сооружения (технический паспорт инв.№------ Право собственности на указанное здание зарегистрировано в установленном порядке (свидетельство о государственной регистрации права адрес).
В последующем на основании распоряжения администрации г. Чебоксары от 22.11.2004 №3773-р и договора №-лф от дата купли-продажи земельного участка, истцом приобретен в собственность земельный участок площадью ------ га) по ------ в для эксплуатации нежилого здания в собственность (за плату), в том числе:
площадью ------ га) в охранной зоне инженерных коммуникаций;
площадью ------ га) в охранной зоне электропередач;
площадью ------ га) в охранной зоне канализации;
площадью ------ га) в охранной зоне теплотрассы
В договоре купли-продажи земельного участка цена земельного участка была определена в размере ------ руб.
Истец обращался с заявлениями в администрацию г. Чебоксары об исправлении кадастровой ошибки, со ссылкой на обстоятельства, указанные в иске, указывая, что при подготовке пакета документов для приобретения земельного участка в собственность в 2005г. не был указан вид разрешенного использования земельного участка в зависимости от назначения нежилого здания, так как для целей оценки виды разрешенного использования еще не были утверждены (Методические рекомендации утверждены приказом Минэкономразвития дата); в Управление Роснедвижимости по Чувашской Республике.
Администрация г. Чебоксары отказала истцу во внесении исправлений в распоряжение администрации г. Чебоксары от 22.11.2004 №3773-р со ссылкой на то, что в настоящее время администрация не является собственником земельного участка и не вправе распоряжаться земельным участком, находящимся в собственности у истца. Истцу было рекомендовано обратиться с соответствующими документами в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по ЧР для уточнения вида разрешенного использования.
Управление Роснедвижимости по Чувашской Республике в ответах истцу указала на то, что в соответствии со ст.28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровой ошибкой является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости и подлежит исправлению в порядке, установленном ч.4 данной статьи. Указывалось на то, что документом, на основании которого были внесены сведения о разрешенном использовании земельного участка являлось распоряжение администрации г. Чебоксары от 22.11.2004 №3773-р.
Таким образом, истцом по существу исковые требования обоснованы наличием кадастровой ошибки при постановке земельного участка на кадастровый учет.
Согласно ст.28 Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" Ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с ч.4. ст.28 вышеуказанного закона, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
На время издания распоряжения администрации г. Чебоксары от 22.11.2004 №3773-р оно полностью соответствовало требованиям законодательства и не нарушало прав истца. О чем свидетельствует факт того, что истцом указанное распоряжение не обжаловалось. В распоряжении предусматривалась передача в собственность истца земельного участка «для эксплуатации нежилого здания». Здание истца является нежилым зданием, то есть какой либо ошибки в распоряжении не содержится.
В то же время, после утверждения средних значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков на территории Чувашской Постановлением Кабинета Министров ЧР № 12 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики» от 23.01.2008, исполнителем работ по определению кадастровой стоимости ФГУП КЦ - Земля» земельный участок с кадастровым номером 21:01:020705:0019 был отнесен к 7 группе видов разрешенного использования: «земельные участки, для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии», что соответствует положению, установленному п.2.7.1. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39, согласно которому по результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельного участка тоговида разрешенного использования, для которого указанное значение наибольшее, так как при формулировке разрешенного использования земельного участка «для эксплуатации нежилого здания» возможно отнесение этого земельного участка к нескольким группам видов разрешенного использования.
Таким образом, в распоряжении администрации г. Чебоксары отсутствует ошибка в описании вида разрешенного использования земельного участка. При таких обстоятельствах, подлежит уточнению вид разрешенного использования земельного участка, в соответствии с положениями, указанными в Постановлении Кабинета Министров ЧР № 12 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики» от 23.01.2008.
В то же время, на настоящее время, как обосновано отмечено Администрацией г. Чебоксары, именно истец является собственником земельного участка и в соответствии с ч.2 ст.7 ЗК РФ истец вправе выбрать любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Указанные процедуры, как пояснил представитель истца, истец согласен выполнить в случае отказа в удовлетворении исковых требований.
На основании вышеизложенного, исковые требования к администрации г. Чебоксары о возложении обязанности на администрацию города внести изменение в п.3 распоряжения Администрации г.Чебоксары №3773-р от 22.11.2004 удовлетворению не подлежат.
Удовлетворение требований к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по ЧР обусловлено удовлетворением требования истца к Администрации г. Чебоксары, и так как в удовлетворении иска к Администрации г. Чебоксары отказано, то и исковые требования к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по ЧР не подлежат удовлетворению. Кроме того, заявленные требования к данному ответчику не подлежат удовлетворению и в связи с тем, что ответчик не отказывал истцу во внесении исправлений в связи с устранением кадастровой ошибки, а предложил истцу принять меры по внесению исправлений в документ, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Куварзиной ФИО11 к Администрации г. Чебоксары об обязании внести изменение в п.3 распоряжения Администрации г.Чебоксары №3773-р от 22.11.2004 и обязании ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Чувашской Республике внести изменения в государственный кадастр недвижимости по земельному участку кадастровый номер ------ в указании вида разрешенного использования - «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок», отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Судья В.В.Евстафьев
Мотивированное решение
изготовлено 12.04.2011